Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этот период характеризуется активными разработками методологических основ психологии труда. Работы Б.Ф. Ломова, В.Ф. Рубахина, В.Д. Шадрикова, В.А. Бодрова, Д.А. Ошанина, АА Крылова, Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко, Е.А. Климова позволили выявить приоритетное положение субъекта в системе «человек – машина» и вывести проблему оптимизации труда на новый уровень. Были разработаны представления и концепции о системной организации субъекта труда, о структурной переработке информации оператором, о системогенезе труда, об индивидуальном стиле трудовой деятельности и т.д. Параллельно с исследованием собственно системы и субъекта труда шла активная разработка специфической методической базы, методологических подходов, исследовательских программ, диагностических тестов и конкретных методик для изучения специфики психики в трудовой деятельности.

Последующие годы ознаменовались развитием мощных научных и учебных центров, активно занимающихся проблемами психологии труда. Среди них можно назвать кафедры психологии труда в Ленинградском и Московском университетах, факультет психологии Ярославского университета, исследовательские лаборатории в Институте психологии РАН и ряд других. В данных структурных подразделениях сформировались коллективы ученых, разрабатывающих различные научные направления.

Сегодня психология труда – это наука, решающая различные прикладные проблемы, такие, как отбор кандидатов на вакантные места, разработка программ профессионального обучения и переподготовки кадров, проектирование средств предъявления информации, планирование организационных изменений, психологические проблемы взаимодействия субъектов труда и поведения в организации и многие другие.

Большинство достижений, связанных с психофизиологическими нагрузками, психологией труда обеспечены гештальт-психологией. Гештальт-психология породила идею «изготовления творческого человека». Вообще, гештальт означает организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. Практические выводы из этого были изначально сформулированы М. Вертгаймером, В. Келлером, К. Кафкой для развития интеллекта человека, направленного на решение проблем. По этой теории физические, физиологические, психологические законы изоморфны друг другу и определяют поведение человека. Основой «изготовления творческого человека» стал феноменологический метод, ориентированный на озарение, инсайт, и формирующий навык решения проблемных ситуаций за счёт переструктурирования элементов системы. В процессе «изготовления» человеку предъявляются проблемные ситуации, построенные на методах научного познания. «Творческий человек» стал целью гештальт-психологии и был положен в основу подготовки кадров для создания современных высоких технологий. То обстоятельство, что целостный образ системы изначально значим для человека, было использовано для его мотивации. Так появилось современное массовое научное познание. Идея изоморфизма стала определять труд масс людей.


1.2 Профессиональное здоровье

Профессиональное здоровье понимается, как «процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, обеспечивающих высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни».

Надежность профессиональной деятельности, понимаемая, как вероятность выполнения профессиональных задач с требуемым качеством и в заданных условиях, обусловлена функциональным состоянием специалиста. Функциональное  состояние человека определяется с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности по критериям надежности и внутренней цены деятельности. Функциональное состояние обусловлено функциональными резервами – комплексом личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности с заданной надежностью, так называемых профессионально важных качеств. В свою очередь уровень сформирования профессионально важных качеств зависит, в том числе, и от состояния физического и психологического здоровья, а также от особенностей прохождения этапа профессиональной подготовки.

1.3 Компоненты профессиональной работоспособности

Работоспособность - способность индивида к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных параметров эффективности, временных лимитов и надежности.

Работоспособность, можно сказать, социально-биологическое свойство каждого человека, показывающее его возможность выполнять конкретную деятельность в заданном промежутке времени с необходимым уровнем эффективности и качества.  Можно определить работоспособность при помощи специальных мероприятий, тестовых методик, направленных на изучение подбора профессионалов в той или иной области.

Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависит от инженерно-психологических, гигиенических и других характеристик, средств (орудий), содержания, условий и организации конкретной деятельности, а также от системы психолого-физиологического прогнозирования и формирования профессиональной пригодности, то есть системы отбора и подготовки специалистов. Уровень работоспособности отражает, во-первых, потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы и, во-вторых, мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период. Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а также запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.


Способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности определяет содержание работоспособности, как основной составляющей надёжности человека. При рассмотрении работоспособности, как сложного многопланового явления, для её оценки применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным системам: показатели эффективности или продуктивности деятельности, показатели самочувствия человека и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности. В качестве психофизиологических показателей используются преимущественно ЧСС, ЭПГ, ЭМГ, ЭОГ, КГР и др.

Только на основании совместного анализа данных по соотношению изменений в продуктивности деятельности и в психофизиологических показателях в процессе рабочего дня как для физической, так и умственной деятельности на кривой работоспособности были выделены следующие стадии.

1. Стадия врабатывания характеризуется следующими категориями:

 первичной мобилизации – важен начальный этап работы и длится до нескольких минут. Категория имеет кратковременное снижение значений практически всех показателей деятельности и активации физиологических систем. Этот эффект связан с внешним торможением, возникающим в ходе перемен характера стимуляции;

гипермобилизации – описывает «предстартовый» период и при наблюдение видна повышенная неспецифической активация, так и специфические сдвиги , например активизацию анализаторов, переход организма в состояние готовности к восприятию информации. На психологическом уровне происходит построение плана деятельности и мысленное «проигрывание» её ключевых этапов. Постепенное повышение работоспособности сопровождается выраженными колебаниями продуктивности, точности, качества работы и состоянием повышенной нервно-психической напряжённости: учащением пульса и дыхания, повышением кровяного давления, депрессией альфа-ритма, повышением доли тета- и бета-ритмов.

гиперкомпенсации – происходит поиск наиболее подходящего к данной деятельности ресурса. Показатели деятельности и психофизиологические показатели отличаются нестабильностью.

2. Стадия оптимальной работоспособности может выражаться стабильными параметрами деятельности и всего организма. Она определяется, как «устойчивое рабочее состояние» демонстрирующее оптимальность психофизиологических затрат. Статистически достоверных изменений в психофизиологических показателях не наблюдается.


3. Стадия полной компенсации, поэтапно переходящая на смену предыдущей и отражается в снижении работоспособности и развитии начальных признаков состояния утомления, субъективно переживаемом как состояние усталости. Компенсация утомления происходит за счёт волевых усилий и активизации физиологических механизмов, что отражается в более высоких, чем в период врабатываемости, вегетативных сдвигах и развитии состояния нервно-психического напряжения.

4. Стадия неустойчивой компенсации (или выраженного утомления) характеризуется нарастающим утомлением и снижением работоспособности. В этом состоянии наблюдается выраженное чувство утомления и разнообразные по направленности и интенсивности изменения психофизиологических показателей как следствие сложного взаимодействия активационных, регуляторных и компенсаторных систем различного уровня, изменения в которых происходят неодновременно и зависят от структуры конкретной деятельности и от того, какая психическая функция испытывает большее напряжение. В этой стадии выделяются под стадии субкомпенсации – сохраняется высокая продуктивность. Компенсация возникающих трудностей осуществляется за счёт менее ответственных (энергетически и функционально) процессов и, в частности, путём подключения дополнительных ресурсов.

5. Стадия «конечного порыва» – в конце работы при адекватном воздействии на мотивационно-волевую сферу, в особенности при наличии высоко значимых для субъекта целей, может происходить кратковременное повышение продуктивности за счёт привлечения «неприкосновенных» психофизиологических резервов организма. Очевидно, что такой режим работы является экстремальным для организма и ведёт, как правило, к переутомлению и хроническим заболеваниям.

6. Стадия декомпенсации – прогрессивное снижение работоспособности, когда быстро нарастают симптомы утомления, снижается продуктивность и эффективность работы и наблюдаются значительные сдвиги во всех психофизиологических показателях, связанных с системами активации. В этом состоянии волевые усилия уже не обеспечивают активизацию компенсаторных и защитных систем, в операторской деятельности появляются отказы и срывы, когда дальнейшее выполнение деятельности может и должно быть прекращено.

Как показывают эти данные, построение кривой работоспособности для конкретного субъекта возможно только с привлечением психофизиологических измерений. Эти исследования имели исключительное практическое значение для разработки режимов труда, для оценки эффективности и надёжности человека, работающего в системах «человек–техника–среда».


Глава 2. Методы измерения и анализа физиологических и психологических рабочих нагрузок персонала

2.1 Проявления утомления

Человек способен выполнять какую-либо деятельность или работу в ограниченном формате, это заданный лимит времени и работоспособности, все это характеризует человека, как эффективного и надежного.

Если рассматривать работоспособность специалиста в определенной области, то для оценки его работы применяется комплексный подход специальных мероприятий, где показатели высчитываются: показатели продуктивной работы, самочувствия и в целом психофизиологические показатели организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности.

Проблему утомления и восстановления работоспособности рассматривали в своих работах множество различных психологов и социологов, но полностью раскрытой её считать нельзя. Многие авторы под утомлением понимают временное снижение работоспособности под влиянием воздействия нагрузки. Однако работоспособность зависит не только от функционального состояния организма (в частности, утомления), но и от уровня профессиональной подготовленности, мотивации, интереса к работе и других факторов, не связанных непосредственно с содержанием рабочей нагрузки. авторов, колеблется от 10 до 20% в зависимости от методов оценки.

Утомление - это состояние организма, характеризующее снижением темпа работоспособности, сопутствующее чувством усталости в результате выполнения интенсивной или долгой деятельностью без перерывов. Данное определение отражает три обязательных признака утомления; во-первых, работоспособность снижается; во-вторых, перед этим вероятно была долгая серьезная работа, требующая концентрации внимания детальной; в-третьих, снижение работоспособности, как правило временное, и после отдыха восстановительное в прежнее состояние. При продолжительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствии условий для полноценного восстановления функциональных нарушений состояние утомления может перейти в переутомление. С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует о значительном сокращении внутренних резервов организма и переходе на менее выгодные виды режима работы: поддержание минутного объема крови за счет учащения сердца вместо увеличения ударного объема; двигательные реакции осуществляются с вовлечением большего числа мышечных групп; при ослаблении силы сокращения отдельных мышц нарушаются сила и скорость сокращений и устойчивость вегетативных функции, процессы высшей нервной деятельности. Когда замедлятся скорость работы, нарушаются концентрация внимания, путается координация движений; изменяется характер протекания психических процессов; снижается сенсорная чувствительность: увеличивается время реакции, однако может возрасти скорость ответной реакции с увеличением числа ошибок. Страдают высшие психические функции как внимание, мышление и память. Затрудняется извлечение информации из долговременной памяти, страдает кратковременная память. Ухудшается эффективность процессов мышления за счет преобладания стереотипных способов, когда требуется принятие новых решений. [3]