Файл: Антикризисное управление: цели и проблемы (на примере современной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «антикризисного управления предприятием» возникло сравнительно недавно, но зато сегодня его можно встретить во многих сферах. Многие полагают, что основной причиной его появления на свет является реформирование российской экономики, а также появление достаточно большого количества коммерческих и других предприятий, положение которых незавидно – они находятся на стадии банкротства. Конечно, кризис предприятий – это вполне нормальный процесс, которого некоторые компании просто не могут избежать, и на рынке, как и в жизни, всегда выигрывают лишь сильнейшие. Так, если предприятие не имеет возможности и способностей «бороться» с кризисной ситуацией, оно просто исчезает, но в противном случае предприятие может использовать все свои сильные стороны и пережить кризис. Например, если говорить о развитых странах мира, то, например, в Японии каждый месяц около трех тысяч различных коммерческих предприятий – как малых, так и средних – просто прекращают свою деятельность.

Что касается России, то здесь ситуация намного сложнее, потому что примерно четыре пятых всех предприятий, действующих на территории Российской Федерации, уже сейчас можно считать банкротами. И доказательством тому служит большое количество дел о банкротстве, и их число растет с неимоверной скоростью. Таким образом можно смело сделать вывод, что мировой финансовый кризис застал большинство российских предприятий врасплох и многие предприятия были абсолютно к нему не подготовлены.

За последнее время в стране стало выпускаться много книг и различных публикаций в СМИ, посвященных именно антикризисному управлению. Авторы этих литературных работ по-разному смотрят на проблему кризиса и ситуацию банкротства в целом, поэтому их мнения различаются. Например, одни рассматривают антикризисное управление с точки зрения существующих проблем финансового характера на микро уровне, другие же рассматривают проблемы, которые связаны не только с кризисом какого-то одного предприятия, отдельно взятого, но и с кризисом в государственных финансах и экономике страны в целом.

Современная деловая жизнь России – это та ниша, в которой термин «антикризисное управление» наряду со всеми остальными (финансовый кризис и, например, ипотека, кредит) является очень популярным. В некоторых случаях под термином «антикризисное управление» понимают управление предприятием в условиях общего экономического кризиса. Иногда под этим термином понимают то управление предприятием, которое направлено на то, чтобы избежать предстоящего банкротства. Многие специалисты полагают, что антикризисные меры следует предпринимать только тогда, когда финансовое положение предприятия на рынке очень плохо.


Но бытует и иное определение, которое звучит так: антикризисное управление предприятием – это особенная система управления предприятием, которая отличается комплексным характером, который направлен на то, чтобы устранять те явления, которые неблагоприятно влияют на бизнес. И воздействие производится посредством использования всего потенциала современного менеджмента, а также и посредством разработки и реализации на предприятии специальной программы. Эта программа отличается стратегическим характером, который обладает способностью полностью устранять временные затруднения, зафиксированные в работе предприятия.

Важно отметить: в антикризисном управлении финансовый менеджмент играет очень важную роль. Финансовый менеджмент представляет собой основной тактический элемент финансового обеспечения бизнеса, при помощи которого можно управлять не только денежными потоками, но и находить лучшие решения разнообразных проблем.

Развитие рыночных отношений в стране обусловило повышение роли финансов предприятия. Состояние финансовых ресурсов предприятия становится фактором, определяющим финансовые результаты его деятельности [15,с.78].

Количественные и качественные параметры финансового состояния предприятия определяют его место на рынке и способность функционировать в экономическом пространстве. Все это привело к повышению роли управления финансами в общем процессе управления экономикой.

Эффективный финансовый менеджмент позволяет формировать необходимый ресурсный потенциал высоких темпов прироста операционной деятельности предприятия, обеспечивать постоянный рост собственного капитала, существенно повышать конкурентную позицию предприятия на товарном и финансовом рынках, обеспечивать стабильное экономическое развитие в стратегической перспективе.

Объектом изучения курсовой работы является открытое акционерное общество «Архангельский ЦБК».

Предмет – диагностика предприятия на предмет банкротства и меры по его улучшению.

Цель работы - это анализ финансового состояния предприятия и разработка кризисных мероприятий.

Для данной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Исследование теоретических аспектов антикризисного управления предприятием.

2. Анализ финансового состояния ОАО «Архангельский ЦБК» и диагностика его на предмет кризиса.

3. Оценка вероятности банкротства ОАО «Архангельский ЦБК», а также разработать мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия и предупреждению его банкротства.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Понятие и сущность антикризисного управления предприятием

К понятию "антикризисное управление" есть несколько различных определений. Антикризисное управление предприятием - это процесс использования процедур и методов, которые направлены на оздоровление хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Антикризисное управление призвано обеспечить такие условия, при которых текущие финансовые затруднения предприятия не станут постоянными.
Основные факторы, приводящие к  кризисным ситуациям на  предприятии, при которых необходимо антикризисное управление, делят на две группы:  внутренние и внешние.

Внешние происходят независимо от деятельности предприятия:

1. Инфляция;

2. Рост налогов;

3. Смена власти, изменения в законодательстве;

4. Война или форс-мажорные ситуации и т. д.

Внутренние появляются в процессе деятельности предприятия.

Их вполне можно разделить на группы:

1. Управленческая группа, включает в себя: неэффективный менеджмент; высокую степень коммерческого риска; недооценка конъюнктуры рынка; некачественный управленческий и бухгалтерский учет.

2. Производственная группа, включает в себя: не высокую производительность труда при высоком износе ОС и больших энергозатратах;

3. Рыночная группа, включает в себя: чрезмерную зависимость от поставщиков и покупателей; неконкурентоспособность выпускаемой продукции.

При этом антикризисное управление не является некой единой антикризисной панацеи, поскольку все мероприятия и антикризисная стратегия для каждого предприятия разрабатывается персонально. Очень важно своевременно выявлять кризисные проявления, отражающиеся на деятельности организации. Это позволит быстро мобилизовать весь ее потенциал для преодоления неблагоприятных последствий.
Антикризисное управление предприятием характеризуется своими принципами, отличными от позиций обычного управления.

Сущность антикризисного управления заключена в комплексности управленческих мер, направленных на предупреждение, диагностику, нейтрализацию,  а также преодоление кризисных явлений и вызывающих их причин. Иными словами к такому управлению относится всякое активное воздействие для обеспечения эффективного функционирования, применимое в широком и узком смысле. В широком смысле - это система управления объектом хозяйствования с целью противодействия кризису, тогда, как в узком смысле - это система управленческих мер по отношению к конкретному предприятию, попавшему в состояние кризиса, при этом обязательно установление финансовой несостоятельности организации.
Сущность антикризисного управления  в управлении, предвидящем опасность кризиса, анализирующем его симптомы, использующем меры, снижающие отрицательные последствия кризиса, а также использующем его факторы для дальнейшего развития.


Предметом воздействия антикризисного управления являются факторы кризиса, как  предполагаемые, так и реальные.

Возможность такого управления определяется:
-    человеческим фактором, а именно потенциалом решительного и активного поведения человека в кризисных условиях, а также его заинтересованностью и желанием преодолеть кризис, его осознанием природы кризиса, характера и закономерностей протекания.
-    знанием цикличного характера, свойственного развитию социально-экономических систем, позволяющим предвидеть кризисные ситуации и приготовиться к ним.

Необходимость такого управления выражается в потребности преодоления кризиса, а также смягчения его последствий. Реализовывать такую потребность можно лишь использованием специальных механизмов  управления.

Необходимость такого управления порой обусловлена основными целями развития предприятия. Здесь главное - повышение профессионализма и дисциплины персонала, разработка новых безопасных технологий. С управления начинается и решение технических проблем.
Экономическое антикризисное управление тоже находится в поиске – конверсии, типов диверсификации производства.

Немаловажное значение имеет анализ финансового состояния предприятия. Информация о финансовом состоянии предприятия содержится в финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая составляется по стандартам и правилам, установленным государством и международными соглашениями.

В соответствии с международными стандартами учета финансовая отчетность должна включать балансы, счета результатов, прибылей и убытков, отчеты об изменениях финансового состояния, приложения и другой пояснительный материал. Ответственность за подготовку финансовой отчетности возлагается на руководство предприятия. Отчетность, предназначенная для опубликования, подлежит аудиторской проверке. Финансовая отчетность публикуется один раз в год.

Чтобы оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, финансовые менеджеры выполняют финансовый анализ. Это метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе данных бухгалтерского учета и отчетности. Его задача — оценить финансовое состояние предприятия, выявить возможности повышения эффективности его функционирования с помощью рациональной финансовой политики, оценить направления развития предприятия исходя из потребностей в финансовых ресурсах.

Для анализа финансовой (бухгалтерской) отчетности используют следующие приемы:


чтение отчетности — изучение абсолютных показателей отчетности;

горизонтальный анализ — изучение изменений статей отчетности по сравнению с предшествующим периодом;

вертикальный анализ — определение удельного веса различных статей отчетности в общем итоге;

трендовый анализ — определение относительных отклонений показателей отчетности за несколько лет от уровня базисного года, для которого все показатели принимаются за 100 %;

расчет финансовых коэффициентов — определение пропорций между различными статьями отчетности.

Аналитическая ценность финансовых коэффициентов подтверждается тем, что за рубежом существуют специальные издания, где публикуются статистические сводки об этих коэффициентах. Их рассчитывают специальные организации (например, налоговое бюро министерства торговли, предпринимательские союзы, торгово - промышленные палаты и др.). Единая система показателей не соблюдается, публикуются 10–15 (иногда больше) показателей.

Основные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, объединяются в группы:

1 — коэффициенты ликвидности (текущей платежеспособности);

2 — коэффициенты платежеспособности (структуры капитала);

3 — показатели деловой активности (оборачиваемости);

4 — показатели рентабельности (прибыльности).

Эти показатели можно рассчитать по данным баланса предприятия и отчета о финансовых результатах [37, с. 107].

Анализ финансового состояния предприятия считается заключительным этапом процесса бухгалтерского учета. На основании анализа финансового состояния предприятия дается оценка принятых управленческих решений и анализ полученных результатов, формируется финансовая стратегия предприятия и вырабатываются меры по реализации выбранной стратегии.

Анализ финансового состояния предприятия приобретает особое значение в условиях рыночной экономики, поскольку предприятия сталкиваются с необходимостью оценки своего собственного финансового положения и всестороннего изучения финансового положения своих партнеров [36, с.201].

В от конкретных и задач выполнить анализ степени . Например, для оценки состояния ограничиться минимального наиболее показателей или углубленный , используя финансовых [13, с.187]. методики не , поэтому используют наборы . Одна из показателей для представлена в 1. Наиболее финансовые входят в оценки клиентов ( 2), которые коммерческие . Единого не существует, каждый может собственную оценки . Однако перечислить показатели, используют кредиторов.