Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования.pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 406
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления организацией
1.1. Основные понятия и сущность управления организацией
1.2. Цели и задачи управления организацией
1.3. Современное состояние управления российскими предприятиями
2. Анализ системы управления персоналом в АО «Рославльский вагоноремонтный завод»
2.1. Краткая характеристика АО «Рославльский вагоноремонтный завод»
2.2. Анализ деятельности службы управления персоналом
2.3. Анализ подготовки кадров на предприятии АО «Рославльский вагоноремонтный завод»
3.1. Основные направления совершенствования кадрового потенциала
3.2. Мероприятия по формированию кадрового потенциала в АО «Рославльский вагоноремонтный завод»
ВВЕДЕНИЕ
Принятие управленческих решений руководителем является важнейшей задачей науки управления и предполагает всестороннюю оценку конкретной обстановки руководителем и выбор оптимального решения из нескольких возможных вариантов.
Сейчас организации представляют собой сложную социально техническую систему: с одной стороны это совокупность предметов и средств труда, а с другой - совокупность людей, объединенных для производства товаров или услуг с помощью этих предметов или средств труда, которая понимается как трудовой коллектив. Современный трудовой коллектив - сложная социальная система, где отдельные личности и группы людей взаимодействуют на принципах, весьма далеких от формально предписанных. При этом они обычно отзывчивы на благоприятный психологический климат и заботу администрации и трудятся производительно даже при неизменной заработной плате.
В современных условиях именно трудовые ресурсы рассматривают как наиважнейшие ресурсы организации. Они являются главной производительной силой общества.
Кадровый потенциал организации – важнейший стратегический фактор, определяющий ее успех. Качественные и количественные характеристики рабочей силы определяют возможность реализации экономических программ, структурной перестройки, расширения производства, роста качества продукции и производительности труда. Именно мероприятия, способствующие развитию персонала, позволяют говорить о хорошем и качественном управлении в организации.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что эффективная работа предприятия, в условиях рыночных отношений, невозможна без создания механизма управления развитием его кадрового потенциала, а так же проработки методов кадрового обеспечения. Несоответствие кадрового потенциала потребностям производства в условиях хозяйственной самостоятельности и инициативы трудовых коллективов представляется серьезной проблемой. Если трудовой потенциал персонала будет низким, то это сможет стать препятствием для внедрения новшеств в производство.
Все это обуславливает необходимость постоянного контроля за ситуацией, упреждение возможных негативных явлений путем планомерного управленческого воздействия на рабочую силу в соответствии с текущими и перспективными задачами развития самого предприятия.
Цель данной работы – исследование особенностей управления организациями в современных условиях и разработка направлений совершенствования системы управления на примере АО «Рославльский вагоноремонтный завод». Данной цели служит решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы управления и исследовать современное состояние управления персоналом на российских предприятиях.
- проанализировать используемые в АО «Рославльский вагоноремонтный завод» принципы управления;
- разработать основные направления совершенствования системы управления АО «Рославльский вагоноремонтный завод».
Объектом исследования является Рославльский вагоноремонтный завод.
Предметом исследования является анализ управления заводом и проблемы его развития.
При написании работы были использованы монографии, научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы периодических изданий, работы российских и зарубежных специалистов, таких как Базаров Т.Ю., Герчиков В.И.,Глухов, В. В. ,Зайцев, Н.Л., Ивановская, Л.В., Исаева, О.М., Кибанов, А.Я., Лукичева, Л.И. Макаренко Н.Л., Косаренко Н.Н. и др. Все эти авторы являются авторитетными и надежными источниками информации по данной теме.
1. Теоретические основы управления организацией
1.1. Основные понятия и сущность управления организацией
Организация - это структурированная совокупность людей (персонала организации), реализующих свои индивидуальные цели и задачи в процессе группового взаимодействия через призму организационных интересов.
Поведение человека в сложной, многофункциональной, динамической системе (которую и представляет собой организация) подчиняется особым законам, принципам, правилам и нормам. Без их понимания эффективное управление невозможно.
Ключевым моментом в данном случае становится определение индивидуальных интересов членов организации (через исследование актуальных уровней потребностей и мотивационной структуры деятельности) и организационных интересов (формализуемых и выражаемых в миссии, целях и задачах деятельности организации). Их совпадение или разность и определяет в конечном итоге эффективность или неэффективность всей организационной системы. [7, с.105]
Любая организация в зависимости от ее размеров и характера деятельности - это сложная система, состоящая из отдельных элементов. Каждый элемент мы можем рассматривать как подсистему, состоящую из своих особых частей (элементов).
Сложность технологических, организационных и экономических взаимосвязей между элементами систем и подсистем предопределяет необходимость учитывать в процессе исследования закономерностей и особенностей деятельности фирм специфические особенности методологических принципов системных исследований. [4, с.69]
В современной литературе по менеджменту встречаются различные определения понятия управления.
В. Зигерт дает такое определение: «Управление - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем».
Анри Файоль сформулировал иначе: «Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать». [11, с.34]
Часто в литературе можно встретить следующее определение: «Управление - это целенаправленное воздействие со стороны управляющего субъекта на людей или экономические объекты, с целью организовать их действия для получения определенных результатов». Автор считает наиболее адекватным: «Управление - процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме».
Организационная структура в системе управления имеет скелетообразующее значение, т.е. является хребтом организации. Она отражает уровень социально-экономического развития субъекта управления, степень технико-технологической зрелости, формы организации производства и другие объективные признаки развития объекта и субъекта управления, ее философию и стратегию. [3, с.105]
В любой организации можно выделить составные части, которые взаимодействуют между собой в определенном порядке, это и есть структура. Меняя способ разделения, можно изменять порядок взаимодействия частей и, в итоге, результаты всего целого. Каждая подсистема любой организации (техническая, технологическая, информационная социальная, финансовая и др.) состоит из взаимодействующих частей, имеет структуру и сама является структурной частью организации. Взаимодействие всех частей организации должно обеспечить ее работу. Это происходит благодаря существованию важной организационной структуры - управления. [6, с.205]
Структура управления - один из способов разделения организации на части. Существенным отличительным признаком является то, что в каждом обособленном звене можно указать на человека или группу людей, которые обладают возможностью принимать решения. Данная возможность обеспечивается ресурсами, распорядители которых вовлекаются в процесс управления организацией, ставя и решая задачи управления.
Таким образом, любое звено структуры управления представляет собой единство задач управления, ресурсов, предназначенных для их решения, и исполнителей этих задач. [4, с.125]
Большую роль в принятии управления организацией занимает менеджер (руководитель). На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.
Таким образом, эффективность управления -- один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. [1, с.9]
Системная эффективность зависит от того, насколько рационально организовано управление, т.е. от состава и количества звеньев, их подчиненности, распределения функций. Эффективность системы управления определяется качеством организационной структуры, процессов управления, а от качеств конкретных управленцев не зависит.
Операционная эффективность - соотношение между результатами управленческой деятельности и затрачиваемыми усилиями, в первую очередь определяется деловыми качествами менеджеров, а также тем, насколько рационально используется их потенциал. [5, с.258]
Для управления любой организацией очень важно принятие правильных решений по тому или иному вопросу.
Принятие решений является основой управленческих функций. Чтобы принимаемое решение было правильным и эффективным, на стадии его подготовки и разработки управленческих решений должен проводиться полный экономический анализ ситуации, при в ходе которого производится поиск, сбор и обработка необходимой информации, а также формулируются проблемы, требующие принятия решений и возможные альтернативы. Фактически, принятие управленческих решений, это прежде всего, работа с информацией.
Руководителям необходимо постоянно изучать огромные объемы поступающей информации и согласовывать её на всех уровнях организационной структуры. [10, с.145]
1.2. Цели и задачи управления организацией
Невозможно представить управление без целевой деятельности управляющих субъектов.
Цель управления - это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления - организации.
Деятельность - процесс достижения результата или цели. Не сами цели как таковые приводят к результату, а процесс достижения их с помощью материальных средств или действий.
Средства достижения - это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации - ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата. [6, с.230]
Цели выполняют несколько ролей в системе управления:
· Организующая роль - организация и направление средств достижения целей на результат;
· Мотивирующая роль - мотивация деятельности по активизации людей на достижение цели.
· Контролирующая роль - сравнение фактического и заданного параметров системы. [13, с.251]
О.С. Виханский и А.И. Наумов ыделяют четыре сферы, применительно к которым организации устанавливают цели, исходя из своих интересов. Это: доходы организации, работа с клиентами, потребности и благосостояние сотрудников, социальная ответственность. Наиболее распространенными направлениями установления цели предприятия являются:
1. прибыльность;
2. положение на рынке;
3. производительность;
4. финансовые ресурсы;
5. мощности организации;
6. разработка, производство продукта и обновление технологии;
7. изменения в организации;
8. человеческие ресурсы;
9. работа с покупателями;
10. оказание помощи обществу
В связи с этим в задачи управления входит:
· Обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
· Стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
· Постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
· Постоянный поиск и освоение новых рынков сбыта.
К задачам, решаемым в управлении, также относятся:
· Определение конкретных целей развития фирмы;
· Выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;
· Разработка стратегии фирмы - хозяйственных задач и путей их решения;
· Выработка системы мероприятий для решения намеченных проблем на различные временные периоды;
· Определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
· Установление контроля за выполнением поставленных задач. [10, с.260]