Файл: Особенности ролевой игры в дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ детской активности показал, что с помощью игры выявляются индивидуальные особенности детей, благодаря тем же играм учитель устраняет нежелательные проявления в характере своих учеников. Здесь не только правила игры, но и правила общения имеют большое значение.

Ролевые игры также используются для трудового воспитания. Однако даже здесь содержание дидактических игр должно обеспечивать уважение к детям работающих людей, интерес к взрослой работе и желание работать самостоятельно.

Дети приобретают навыки по созданию визуального материала для ролевых игр. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, то они относятся к ним более осторожно. Так что, наряду с готовыми играми, вы можете делать полезные материалы для работы с детьми. Это хорошее средство воспитания начального рвения, уважения к продуктам труда.

Управление ролевыми играми осуществляется по трем основным направлениям: подготовка к проведению ролевой игры, ее проведение и анализ.

Подготовка к ролевой игре включает в себя:

- подбор игры в соответствии с целями образовательного образования: углубление и синтез знаний, развитие сенсорных способностей, активация психических процессов;

- установление соответствия выбранной игры требованиям программы обучения и воспитания детей определенной возрастной группы;

- определение наиболее удобного времени для дидактических игр;

- выбор места для игр, где дети могут спокойно играть, не мешая окружающим;

- определение количества игроков;

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

- подготовка к игре самого наставника: изучить и осмыслить весь ход игры, ее место в игре, методы управления игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаний, представлений об объектах и явлениях жизни, которые необходимы для решения игровой задачи.

Проведение игр включает в себя:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использоваться в игре;

- объяснение игры. В этом случае учитель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на строгое соблюдение правил;

- показ игровых действий, во время которых учитель учит детей правильно выполнять действие;

- определение роли воспитателя в игре, его участия в качестве игрока;

- подведение итогов. Подводя итог, учитель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимания и дисциплины.


2.3. Анализ результатов исследования

Анализ проделанной работы направлен на выявление методов ее подготовки: какие методы были эффективными для достижения цели, что не сработало и почему. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает разнообразить игру, обогатить ее новым материалом в последующей работе.

Изучив психолого-педагогические аспекты ознакомления старших дошкольников с работой взрослых с помощью игры и проведения практических работ, можно сделать вывод, что игра важна для ознакомления старших дошкольников с работой взрослых.

Большое место в трудовом воспитании следует уделять ознакомлению детей со взрослым трудом, поскольку это формирует представление о роли труда в жизни людей и стимулирует желание участвовать в нем. Все это возможно только в том случае, если педагоги учат детей видеть ориентацию трудовых действий на достижение результатов, на общее благо.

Учитель, знакомя детей с взрослым трудом, обычно использует визуальные методы, умело сочетая их с словесными. Ролевая игра является незаменимым средством знакомства детей с взрослыми профессиями. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам мира, систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий.

В результате наблюдений было установлено, что у старших дошкольников хорошо сформированы трудовые навыки. Ученики старшей группы несут ответственность за выполнение своих обязанностей, они с радостью следуют указаниям взрослых. Старшие дошкольники работают без контроля, но только на дежурстве. Некоторые делают только то, что входит в их обязанности, другие дети работают вне службы и помогают другим.

Конечно, все дети называют профессию своих родителей. Проблема инструментов для каждой профессии также вызвала некоторую путаницу среди детей. Старшие дошкольники могли назвать взрослые профессии, но не могли легко говорить о профессиональных инструментах, связанных с работой.

Таким образом, можно сделать вывод, что дети старшей группы имеют средний уровень трудового воспитания. Есть дети, которые практически не понимают преимуществ своей работы. Кроме того, нет постоянного интереса к работе. Только 2 ребенка поднимают высокий уровень работы, средний уровень 5, что, конечно, недостаточно для старшей группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что учителя прошлого и настоящего занимались проблемой воспитания детей, отмечали важность трудовой деятельности в развитии и становлении личности ребенка как гражданина общества. Под трудовым образованием понимается целенаправленная совместная деятельность педагога и учеников, направленная на развитие общих трудовых навыков и умений, психологической готовности к работе, формирование достаточно ответственного отношения к работе и ее продуктам, а также осознанный выбор профессии.


Теоретическая часть работы определяет содержание различных видов детского труда, знания о работе взрослых у дошкольников; Раскрываются виды игр, способы их использования в процессе трудового воспитания дошкольников.

Воспитание - это целенаправленная, значимая профессиональная деятельность педагога, которая направлена на стимулирование максимального развития личности ребенка, вхождение в контекст современной культуры, становление личности ребенка как предмета его собственной жизни, формирование его мотивов и ценности. Образование является результатом преднамеренного влияния на развитие личности, а также на способы ее поведения в обществе.

Таким образом, анализ игровой активности показал, что дети старшей дошкольной группы имеют средний уровень трудового воспитания, а представления о профессиональной деятельности взрослых сформированы не полностью. В результате необходимо разработать комплекс мер в области реализации образования детей старшей дошкольной группы, чтобы сформировать позитивное отношение к работе, желание и способность работать, нравственно ценные качества и уважение к взрослому. работать через активное использование комплекса ролевых игр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Белозерова А.П. Сюжетно-ролевая игра как средство развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста// Коррекционная педагогика: теория и практика. 2018. № 2 (64). С. 79-82.
  2. Белозерова А.П. Сюжетно-ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста// Обучение и воспитание: методики и практика. 2017. № 24. С. 47-50.
  3. Дудникова Е.А. Сюжетно-ролевая игра в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста// Дошкольное образование: опыт и перспективы развития Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 22-24.
  4. Ермакова П.А. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста// Человек, общество и культура в XXI веке Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. 2017. С. 55-57.
  5. Ивашиченко А.В. Сюжетно-ролевая игра и ее влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста// Актуальные вопросы модернизации российского образования Материалы XXI Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. 2015. С. 97-100.
  6. Козлова, С.А, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 416с.
  7. Копытова А.А. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста// Филологическое образование в период детства. 2018. Т. 22. С. 178-180.
  8. Кочубей О.С. Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста// ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. 2017. С. 86-88.
  9. Крылова, Н.М. Взаимосвязь проектов современного трудового воспитания дошкольников – воплощение методологии, теории и технологии системно - деятельностного подхода // Пермский педагогический журнал. – 2018. № 8. С. 85-89.
  10. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: (методическое пособие) / Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 135с.
  11. Нечаева, Н.С. Организация игровой деятельности в ДОУ. Актуальные проблемы дошкольного образования: Материалы 2 Международной научно-практической конференции в 3 ч.- Иркутск.: Восточно - Сибирская академия образования, 2017. -160с.
  12. Нухова М.М. Сюжетно-ролевая игра как средство преодоления недостатков игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста// Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей X Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2018. С. 80-82.
  13. Петрова Т.И. Сюжетно-ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста// Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе Материалы ежегодной Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.С. Гаязов. 2017. С. 351-354.
  14. Соломенникова О.А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста// Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2018. № 4. С. 616-621.
  15. Тайкова Л.В. Сюжетно-ролевая игра как средство ознакомления детей дошкольного возраста с миром профессий// Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Составитель Е.В. Иванов. 2017. С. 417-420.
  16. Тихонова Ю.А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста// Аллея науки. 2018. № 4. С. 432-435.
  17. Ткаченко Е.В. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста// Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2018. № 3 (6). С. 78-80.
  18. Хромова А.А. Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста// Инновационные направления в научной и образовательной деятельности Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Общество с ограниченной ответственностью "НОВАЛЕНСО". 2017. С. 127-128.
  19. Шакирова Л.Р. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений между детьми старшего дошкольного возраста// Филологическое образование в период детства. 2018. Т. 22. С. 178-180.
  20. Шарова С.В. Сюжетно-ролевая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста// Актуальные проблемы психологии образования Сборник научных статей. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского; под ред. Н.В. Нижегородцевой. Ярославль, 2018. С. 143-151.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Протокол диагностики представлений о труде у детей старшего дошкольного возраста по результатам применения ролевых игр

Оценка производилась по 5 балльной шкале, где:

1 – слабое понимание целей и задач игры

2 – имеет общие представления

3. - имеет представления о модели трудового процесса

4. – имеет отчетливые представления о технике, труде человека и трудовой роли

5. – имеет четкие представления о разнообразии профессий

Игры:

  1. «Угадайте, что я делаю?»
  2. «Кто где работает?
  3. Кто это умеет и знает?
  4. Кто что делает?
  5. Попробуй исправить ошибку
  6. Для человека какой профессии это нужно?
  7. Кто больше назовет действий
  8. Накроем стол для кукол
  9. Угадай, что я делаю
  10. Что сначала, а что потом?
  11. «Кому что нужно для работы»
  12. Хлопните в ладоши, если это требуется для профессии
  13. Продолжи предложение
  14. Кто на фото расскажи
  15. Нарисуем речевой портрет
  16. Я начну, а вы продолжите предложение
  17. Выберем работу
  18. Определи профессию
  19. Как труд спасает и разрушает планету
  20. Сложи картинку

Результаты диагностики представлений о труде у детей старшего дошкольного возраста по результатам применения ролевых игр

№ игры

Оля И.

Евгений Р.

Арсений И.

Алина В.

Александр В.

Марина Е.

Алексей А

Ирина Е.

Юля А.

Ангелина Н.

1

3

3

3

2

2

2

2

4

3

3

2

2

3

2

3

2

1

3

5

2

4

3

3

2

3

4

2

2

2

4

2

5

4

4

3

1

2

2

3

4

5

4

2

5

2

2

1

1

1

4

2

4

3

2

Средний балл

2,9

2,2

1,85

2,15

2

2,4

3,7

3,6

2,25

2,8

  1. Белозерова А.П. Сюжетно-ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста// Обучение и воспитание: методики и практика. 2017. № 24. С. 49

  2. Шакирова Л.Р. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений между детьми старшего дошкольного возраста// Филологическое образование в период детства. 2018. Т. 22. С. 179

  3. Белозерова А.П. Сюжетно-ролевая игра как средство развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста// Коррекционная педагогика: теория и практика. 2018. № 2 (64). С. 79

  4. Белозерова А.П. Сюжетно-ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста// Обучение и воспитание: методики и практика. 2017. № 24. С. 47

  5. Белозерова А.П. Сюжетно-ролевая игра как средство развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста// Коррекционная педагогика: теория и практика. 2018. № 2 (64). С. 81

  6. Копытова А.А. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста// Филологическое образование в период детства. 2018. Т. 22. С. 178

  7. Крылова, Н.М. Взаимосвязь проектов современного трудового воспитания дошкольников – воплощение методологии, теории и технологии системно - деятельностного подхода // Пермский педагогический журнал. – 2018. № 8. С. 85

  8. Козлова, С.А, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. С.71

  9. Белозерова А.П. Сюжетно-ролевая игра как средство развития и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста// Коррекционная педагогика: теория и практика. 2018. № 2 (64). С. 79

  10. Крылова, Н.М. Взаимосвязь проектов современного трудового воспитания дошкольников – воплощение методологии, теории и технологии системно - деятельностного подхода // Пермский педагогический журнал. – 2018. № 8. С. 88

  11. Соломенникова О.А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста// Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2018. № 4. С. 616

  12. Тихонова Ю.А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста// Аллея науки. 2018. № 4. С. 432

  13. Дудникова Е.А. Сюжетно-ролевая игра в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста// Дошкольное образование: опыт и перспективы развития Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 22

  14. Соломенникова О.А. Сюжетно-ролевая игра как средство развития самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста// Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2018. № 4. С. 619

  15. Нечаева, Н.С. Организация игровой деятельности в ДОУ. Актуальные проблемы дошкольного образования: Материалы 2 Международной научно-практической конференции в 3 ч.- Иркутск.: Восточно - Сибирская академия образования, 2017. С.104

  16. Ивашиченко А.В. Сюжетно-ролевая игра и ее влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста// Актуальные вопросы модернизации российского образования Материалы XXI Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. 2015. С. 97

  17. Ермакова П.А. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей дошкольного возраста// Человек, общество и культура в XXI веке Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. 2017. С. 55

  18. Петрова Т.И. Сюжетно-ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста// Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом вузе Материалы ежегодной Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.С. Гаязов. 2017. С. 351

  19. Тайкова Л.В. Сюжетно-ролевая игра как средство ознакомления детей дошкольного возраста с миром профессий// Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Составитель Е.В. Иванов. 2017. С. 417

  20. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: (методическое пособие) / Л.В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. С.57

  21. Шарова С.В. Сюжетно-ролевая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста// Актуальные проблемы психологии образования Сборник научных статей. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского; под ред. Н.В. Нижегородцевой. Ярославль, 2018. С. 149

  22. Нухова М.М. Сюжетно-ролевая игра как средство преодоления недостатков игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста// Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации Сборник статей X Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2018. С. 80

  23. Кочубей О.С. Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста// ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А.. 2017. С. 87

  24. Ткаченко Е.В. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста// Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2018. № 3 (6). С. 78

  25. Хромова А.А. Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста// Инновационные направления в научной и образовательной деятельности Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Общество с ограниченной ответственностью "НОВАЛЕНСО". 2017. С. 127