Файл: Особенности ролевой игры в дошкольном возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дидактическая игра развивает детскую речь; расширяет и активирует детский словарь; формирует правильное произношение, развивает связную речь. Формирование знаний о трудовом воспитании в процессе дидактических игр возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого. В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных типа:

- игры с предметами;

- рабочий стол - печатные игры;

- игра слов.[17]

Используются такие игры с предметами: «Сделай набор из парикмахерской» (игрушечные ножницы, расчески, фены, лаки, бигуди - дети выбирают из множества разных предметов). «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, которые можно увидеть на стройке - игрушки - кирпич, кран, трактор). Также дети общаются с куклами, на которых одеваются люди разных профессий. Играя с ними, дети анализируют и делают выводы о том, зачем человеку в определенной профессии нужна такая одежда.

Настольные печатные игры разнообразны по содержанию, учебным задачам, дизайну. Они помогают разъяснить и расширить понимание детей во всем мире, систематизировать знания и развивать мыслительные процессы[18].

Игры в слова построены на словах и действиях игроков. В таких играх дети учатся, опираясь на существующие представления об объектах, углублять знания о них, потому что в таких играх требуется использовать полученные ранее знания. Дети самостоятельно решают различные психические проблемы. Они описывают объекты, догадываются по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют объекты по различным признакам.

1.3. Методические рекомендации в использовании игр в процессе воспитания дошкольников

Игра является ведущей деятельностью дошкольного периода, создавая наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания и навыки, учится выполнять поисковые действия, мыслить и творить.

Среди различных игр развивающие игры имеют особое значение для детей дошкольного возраста. Ролевые игры - это игры на основе правил, специально созданные взрослыми для обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных проблем воспитания детей, но вместе с тем в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Ролевые игры предоставляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания дошкольников[19].


В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место занимает игра - ведущая деятельность дошкольного периода, которая создает наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания и навыки, учится выполнять поисковые действия, мыслить и творить.

В современной дошкольной педагогике общепринятая классификация игр основана на такой общей характеристике, как степень самостоятельности и креативности ребенка в игре. Эта классификация включает две большие группы игр:

- творческие игры (ролевые, режиссерские, строительно-монтажные, театральные, игры с песком и водой);

- игры с готовым контентом и правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанным с развитием речи, искусства, ощущений, музыки), мобильным и интеллектуальным развитием.

Среди различных игр развивающие игры имеют особое значение для детей дошкольного возраста. Ролевая игра - это игра в правила, специально созданная взрослыми для обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных проблем воспитания детей, но вместе с тем в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Ролевая игра является многогранным, сложным педагогическим явлением: это игровой метод обучения детей дошкольного возраста, форма обучения, самостоятельная игровая деятельность и средство диверсификации личности ребенка, о чем свидетельствуют исследования многих местных педагогов[20].

Широкое использование ролевых игр в дошкольных образовательных учреждениях связано с тем, что они наиболее точно соответствуют сильным сторонам и возможностям дошкольников, поскольку обучение в игровой форме основано на желании ребенка войти в воображаемую ситуацию. и действовать в соответствии со своими законами.

Ролевые игры позволяют детям в живой, прямой форме накапливать чувственный опыт, совершенствовать идеи и знания о свойствах объектов (цвет, форма, размер, структура, пространственное положение), развивать способность выделять сходства и различия между объектами ( чем больше свойств и качеств обучают различать детей, тем больше объектов и их свойств можно различить и т. д.); развивать зрение, координацию рук и глаз, мелкую моторику; улучшить восприятие, внимание, память как добровольно, так и непроизвольно (последние особенно важны, потому что они не вызывают стресс у детей, они возникают по собственной инициативе, определяемой их интересами)[21].


Образовательная и развивающая ценность обучения в форме ролевой игры заключается в его содержании и ориентации на решение проблем нравственного воспитания - воспитания у детей позитивного отношения к явлениям окружающей их жизни, к работе, отношениям с людьми, воспитывать уважение к семье и старшим[22].

Игра формирует нравственные привычки детей, создает возможности для проявления инициативности, самостоятельности, активности в решении игровых задач, выполнения игровых действий.

Ролевая игра имеет определенную структуру, которая характеризует ее как форму тренировочной и игровой активности. Различают следующие структурные компоненты ролевой игры:

- дидактические и игровые задания;

- игровые действия;

- правила игры;

- результат[23].

Педагог, который использует игру в своей деятельности, должен знать ее природу и возможности, ее структуру и характеристики, оригинальность каждого из ее компонентов и четко понимать роль дидактической игры и ее место в педагогическом процессе ДО.

Таким образом, ролевая игра может быть включена в любой урок в качестве ее компонента, что помогает повысить интерес детей к ней и активизировать их деятельность. И может использоваться как самостоятельная форма. Учитель играет в игры, но по-разному: в классе он учит детей играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в независимых играх участвует в качестве партнера или судьи, следит за отношениями между детьми, оценивает их поведение. Игра настолько хороша, что позволяет взрослому не показывать ребенку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого формирующего воздействия на него, не демонстрировать, а, скорее, тщательно скрывать свою позицию в сфере образования, конечно[24].

Выбирая ролевую игру, учитель должен четко понимать требования, которым он должен соответствовать.

Для управления играми в старших группах учителю требуется много вдумчивого труда в процессе их подготовки и проведения: обогащение детей соответствующими знаниями, выбор дидактического материала, а иногда сборка его с учащимися, организация среды для игры (где дети будут сидеть или бегать, где будут спрятаны предметы, куда положить весь игровой материал), определение их роли в игре от ее начала до конца[25].

Таким образом, используя огромный образовательный потенциал игры, учитель может решать самые разнообразные задачи по воспитанию, образованию и развитию детей, достигая высокой эффективности в их реализации.


2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Содержание ролевых игр по развитию трудовой деятельности у детей дошкольного возраста

На первом этапе исследования были отобраны ролевые игры для трудового воспитания детей старшего возраста.

Цель: реализация выбора ролевых игр, направленных на закрепление трудовых навыков и умений, представлений о работе взрослых, воспитание позитивного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Подобрано 5 тезисов игр разных видов. Игры были отобраны на основе методической литературы.

Конспекты 5 игр направлены на закрепление представлений о содержании трудовых действий в различных видах труда, последовательности трудовых действий, рабочей технике, бытовой технике, свойствах и признаках предметов, проявлении отношения к трудовому процессу.

Ролевые игры:

1. «Угадай, что я делаю?»

Цель: обучить детей умению определять название профессии по названиям действий.

Ход игры:

Стрижка, укладка, стирка, расчесывание, сушка ... парикмахерская.

Пропитывает, пенится, стирает, трясет, сушит, поглаживает ... прачка.

Пакует, весит, отрубает, оборачивает, считает ... продавцом.

Чистит, моет, жарит, готовит, готовит, солит, пробует, кормит ... готовит и т. д.

2. «Кто где работает?

Цель: уточнить детские представления о том, где люди разных

профессии, как называется их рабочее место.

Ход игры: воспитатель - в детском саду;

школьный учитель;

врач - в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

готовить - на кухне, в столовой, ресторане, кафе ... и т. д.

3. Кто знает и знает это?

Цель: расширить представления детей о том, что такое знания и навыки

должны быть люди разных профессий.

Ход игры: Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми ... воспитатель.


Он играет на пианино, знает детские песни, учит его петь, танцевать, играет в музыкальные игры с детьми ... музыкальный руководитель.

Он знает тело человека, может оказать первую помощь, может распознать и лечить болезни ... доктора и т. д.

4. Кто чем занимается?

Цель: расширить и уточнить представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.

Ход игры: дворник подметает, убирает, поливает, сгребает ...

Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, преподает ...

Младший попечитель (няня) моет, чистит, вытирает, покрывает, одевает, читает ... и т. д.

5. Попытайтесь исправить ошибку.

Цель: научить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей разных профессий.

Ход игры: повар лечит, а доктор готовит.

Дворник продает, а продавец подметает.

Учитель режет, а парикмахер проверяет тетради.

Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет песни с детьми ... и т. д.

2.2. Организация игр по развитию трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

На втором этапе исследования отдельные игры были частично протестированы, проведено 5 игр с детьми старшей группы.

В исследовании приняли участие 10 детей старшего возраста.

Таблица 2.1

Участники ролевых игр

Фамилия, имя ребёнка

Возраст (лет, месяцев)

1

Оля И.

5 лет 10 месяцев

2

Евгений Р.

5 лет 9 месяцев

3

Арсений И.

5 лет 4 месяца

4

Алина В.

5 лет 11 месяцев

5

Александр В.

5 лет 6 месяцев

6

Марина Е.

5 лет 7 месяцев

7

Алексей А.

5 лет 9 месяцев

8

Ирина Е.

5 лет 10 месяцев

9

Юля А.

5 лет 7 месяцев

10

Ангелина Н.

5 лет 9 месяцев

Цель: способствовать формированию трудовых навыков, закреплению представлений о работе взрослых.

Игры проходили в первой и второй половине дня в совместной деятельности детей и учителя. Игры, такие как:

Краткое содержание игр представлено в п. 2.1. Протокол игр представлен в приложении.