Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Место ролевой игры в воспитании дошкольников
1.2. Разновидности игр в воспитании детей в дошкольном возрасте
1.3. Методические рекомендации в использовании игр в процессе воспитания дошкольников
2.1. Содержание ролевых игр по развитию трудовой деятельности у детей дошкольного возраста
Дидактическая игра развивает детскую речь; расширяет и активирует детский словарь; формирует правильное произношение, развивает связную речь. Формирование знаний о трудовом воспитании в процессе дидактических игр возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого. В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных типа:
- игры с предметами;
- рабочий стол - печатные игры;
- игра слов.[17]
Используются такие игры с предметами: «Сделай набор из парикмахерской» (игрушечные ножницы, расчески, фены, лаки, бигуди - дети выбирают из множества разных предметов). «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, которые можно увидеть на стройке - игрушки - кирпич, кран, трактор). Также дети общаются с куклами, на которых одеваются люди разных профессий. Играя с ними, дети анализируют и делают выводы о том, зачем человеку в определенной профессии нужна такая одежда.
Настольные печатные игры разнообразны по содержанию, учебным задачам, дизайну. Они помогают разъяснить и расширить понимание детей во всем мире, систематизировать знания и развивать мыслительные процессы[18].
Игры в слова построены на словах и действиях игроков. В таких играх дети учатся, опираясь на существующие представления об объектах, углублять знания о них, потому что в таких играх требуется использовать полученные ранее знания. Дети самостоятельно решают различные психические проблемы. Они описывают объекты, догадываются по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют объекты по различным признакам.
1.3. Методические рекомендации в использовании игр в процессе воспитания дошкольников
Игра является ведущей деятельностью дошкольного периода, создавая наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания и навыки, учится выполнять поисковые действия, мыслить и творить.
Среди различных игр развивающие игры имеют особое значение для детей дошкольного возраста. Ролевые игры - это игры на основе правил, специально созданные взрослыми для обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных проблем воспитания детей, но вместе с тем в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Ролевые игры предоставляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания дошкольников[19].
В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место занимает игра - ведущая деятельность дошкольного периода, которая создает наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания и навыки, учится выполнять поисковые действия, мыслить и творить.
В современной дошкольной педагогике общепринятая классификация игр основана на такой общей характеристике, как степень самостоятельности и креативности ребенка в игре. Эта классификация включает две большие группы игр:
- творческие игры (ролевые, режиссерские, строительно-монтажные, театральные, игры с песком и водой);
- игры с готовым контентом и правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанным с развитием речи, искусства, ощущений, музыки), мобильным и интеллектуальным развитием.
Среди различных игр развивающие игры имеют особое значение для детей дошкольного возраста. Ролевая игра - это игра в правила, специально созданная взрослыми для обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных проблем воспитания детей, но вместе с тем в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Ролевая игра является многогранным, сложным педагогическим явлением: это игровой метод обучения детей дошкольного возраста, форма обучения, самостоятельная игровая деятельность и средство диверсификации личности ребенка, о чем свидетельствуют исследования многих местных педагогов[20].
Широкое использование ролевых игр в дошкольных образовательных учреждениях связано с тем, что они наиболее точно соответствуют сильным сторонам и возможностям дошкольников, поскольку обучение в игровой форме основано на желании ребенка войти в воображаемую ситуацию. и действовать в соответствии со своими законами.
Ролевые игры позволяют детям в живой, прямой форме накапливать чувственный опыт, совершенствовать идеи и знания о свойствах объектов (цвет, форма, размер, структура, пространственное положение), развивать способность выделять сходства и различия между объектами ( чем больше свойств и качеств обучают различать детей, тем больше объектов и их свойств можно различить и т. д.); развивать зрение, координацию рук и глаз, мелкую моторику; улучшить восприятие, внимание, память как добровольно, так и непроизвольно (последние особенно важны, потому что они не вызывают стресс у детей, они возникают по собственной инициативе, определяемой их интересами)[21].
Образовательная и развивающая ценность обучения в форме ролевой игры заключается в его содержании и ориентации на решение проблем нравственного воспитания - воспитания у детей позитивного отношения к явлениям окружающей их жизни, к работе, отношениям с людьми, воспитывать уважение к семье и старшим[22].
Игра формирует нравственные привычки детей, создает возможности для проявления инициативности, самостоятельности, активности в решении игровых задач, выполнения игровых действий.
Ролевая игра имеет определенную структуру, которая характеризует ее как форму тренировочной и игровой активности. Различают следующие структурные компоненты ролевой игры:
- дидактические и игровые задания;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат[23].
Педагог, который использует игру в своей деятельности, должен знать ее природу и возможности, ее структуру и характеристики, оригинальность каждого из ее компонентов и четко понимать роль дидактической игры и ее место в педагогическом процессе ДО.
Таким образом, ролевая игра может быть включена в любой урок в качестве ее компонента, что помогает повысить интерес детей к ней и активизировать их деятельность. И может использоваться как самостоятельная форма. Учитель играет в игры, но по-разному: в классе он учит детей играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в независимых играх участвует в качестве партнера или судьи, следит за отношениями между детьми, оценивает их поведение. Игра настолько хороша, что позволяет взрослому не показывать ребенку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого формирующего воздействия на него, не демонстрировать, а, скорее, тщательно скрывать свою позицию в сфере образования, конечно[24].
Выбирая ролевую игру, учитель должен четко понимать требования, которым он должен соответствовать.
Для управления играми в старших группах учителю требуется много вдумчивого труда в процессе их подготовки и проведения: обогащение детей соответствующими знаниями, выбор дидактического материала, а иногда сборка его с учащимися, организация среды для игры (где дети будут сидеть или бегать, где будут спрятаны предметы, куда положить весь игровой материал), определение их роли в игре от ее начала до конца[25].
Таким образом, используя огромный образовательный потенциал игры, учитель может решать самые разнообразные задачи по воспитанию, образованию и развитию детей, достигая высокой эффективности в их реализации.
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Содержание ролевых игр по развитию трудовой деятельности у детей дошкольного возраста
На первом этапе исследования были отобраны ролевые игры для трудового воспитания детей старшего возраста.
Цель: реализация выбора ролевых игр, направленных на закрепление трудовых навыков и умений, представлений о работе взрослых, воспитание позитивного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Подобрано 5 тезисов игр разных видов. Игры были отобраны на основе методической литературы.
Конспекты 5 игр направлены на закрепление представлений о содержании трудовых действий в различных видах труда, последовательности трудовых действий, рабочей технике, бытовой технике, свойствах и признаках предметов, проявлении отношения к трудовому процессу.
Ролевые игры:
1. «Угадай, что я делаю?»
Цель: обучить детей умению определять название профессии по названиям действий.
Ход игры:
Стрижка, укладка, стирка, расчесывание, сушка ... парикмахерская.
Пропитывает, пенится, стирает, трясет, сушит, поглаживает ... прачка.
Пакует, весит, отрубает, оборачивает, считает ... продавцом.
Чистит, моет, жарит, готовит, готовит, солит, пробует, кормит ... готовит и т. д.
2. «Кто где работает?
Цель: уточнить детские представления о том, где люди разных
профессии, как называется их рабочее место.
Ход игры: воспитатель - в детском саду;
школьный учитель;
врач - в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
готовить - на кухне, в столовой, ресторане, кафе ... и т. д.
3. Кто знает и знает это?
Цель: расширить представления детей о том, что такое знания и навыки
должны быть люди разных профессий.
Ход игры: Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми ... воспитатель.
Он играет на пианино, знает детские песни, учит его петь, танцевать, играет в музыкальные игры с детьми ... музыкальный руководитель.
Он знает тело человека, может оказать первую помощь, может распознать и лечить болезни ... доктора и т. д.
4. Кто чем занимается?
Цель: расширить и уточнить представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Ход игры: дворник подметает, убирает, поливает, сгребает ...
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, преподает ...
Младший попечитель (няня) моет, чистит, вытирает, покрывает, одевает, читает ... и т. д.
5. Попытайтесь исправить ошибку.
Цель: научить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей разных профессий.
Ход игры: повар лечит, а доктор готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель режет, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет песни с детьми ... и т. д.
2.2. Организация игр по развитию трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
На втором этапе исследования отдельные игры были частично протестированы, проведено 5 игр с детьми старшей группы.
В исследовании приняли участие 10 детей старшего возраста.
Таблица 2.1
Участники ролевых игр
№ |
Фамилия, имя ребёнка |
Возраст (лет, месяцев) |
1 |
Оля И. |
5 лет 10 месяцев |
2 |
Евгений Р. |
5 лет 9 месяцев |
3 |
Арсений И. |
5 лет 4 месяца |
4 |
Алина В. |
5 лет 11 месяцев |
5 |
Александр В. |
5 лет 6 месяцев |
6 |
Марина Е. |
5 лет 7 месяцев |
7 |
Алексей А. |
5 лет 9 месяцев |
8 |
Ирина Е. |
5 лет 10 месяцев |
9 |
Юля А. |
5 лет 7 месяцев |
10 |
Ангелина Н. |
5 лет 9 месяцев |
Цель: способствовать формированию трудовых навыков, закреплению представлений о работе взрослых.
Игры проходили в первой и второй половине дня в совместной деятельности детей и учителя. Игры, такие как:
Краткое содержание игр представлено в п. 2.1. Протокол игр представлен в приложении.