Файл: Юридическая ответственность (Классификация юридической ответственности).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы юридической ответственности
1.1. Понятие «ответственность»
1.2. Юридическая ответственность
1.3. Юридическая ответственность в системе юридических категорий
2 Глава. Юридическая ответственность на примере системы местного самоуправления
2.2. Классификация юридической ответственности
2.1. Юридическая ответственность в системе местного самоуправления
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления вытекает в большинстве случаев из федерального законодательства, которое регулирует различные виды правоотношений. Также есть группа федеральных нормативно-правовых актов, которые прямо не регламентируют юридическую ответственность, но оказывают непосредственное воздействие на правовые отношения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Большая роль принадлежит решениям Конституционного суда, которые также регулируют вопросы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Необходимо отметить, что они регламентируют не одну отрасль юридической ответственности, а разные.
Юридическая ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования наступает из-за утраты его доверия к данным органам и должностным лицам. Кроме этого ответственность перед населением можно определить как ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, реализующаяся как институт отзыва данных лиц по основаниям и в порядке. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта для проведения местного референдума, с учетом определенных правил и процедур. Могут существовать различные формы контроля со стороны населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, если это закреплено в уставе муниципального образования.
Наиболее популярной и распространенной формой контроля являются отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Чаще всего, отчеты публикуются в местной печати. А в небольших муниципальных образованиях целесообразнее заслушивать отчеты на собраниях граждан. Таким образом, ответственность соответствующих органов и должностных лиц местного самоуправления перед местным населением в значительной мере является конституционно-правовой, так как речь идет об ответственности органов и должностных лиц, которым местное сообщество делегировало свои полномочия для решения вопросов местного значения.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном гражданским законодательством и иными федеральными законами, в случае причинения имущественного и иного ущерба, нарушения основных прав и свобод. Эта ответственность носит гражданско-правовой характер и наступает в судебном порядке. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий либо бездействий органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующих закону или иному правовому акту, акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием в соответствии со статьей 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации. «Незаконными» в гражданском праве признаются действия, которые нарушают закон и иные нормативные акты. «Бездействие» в свою очередь предполагает невыполнение органами местного самоуправления либо должностными лицами органов местного самоуправления обязанностей возложенных на них, неосуществление действий, которые в соответствии с законодательством они обязаны были совершить. Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации определяют объем имущественной ответственности, условия, а также порядок наступления ответственности органов местного самоуправления. Вред, который был причинен органами местного самоуправления, возмещается в полном объеме за счет казны муниципального образования.
Процесс становления системы местного самоуправления показал всю сложность взаимоотношений между государственными органами и муниципальными образованиями. Конституционное обеспечение «организационной обособленности местного самоуправления от органов государственной власти и его самостоятельности, конституционное признание и гарантированность этого института в России» превратили местное самоуправление в одну из неотъемлемых основ конституционного строя страны. Появившаяся организационная и юридическая обособленность местного самоуправления от государства совсем не означает, что органы и должностные лица местного самоуправления функционируют отдельно от государства, это означает то, что они тесно взаимодействуют, и имеют взаимные обязательства и ответственность. А местное самоуправление ещё в свою очередь несет и юридическую ответственность по закону Ответственность перед государством органов и должностных лиц местного самоуправления наступает при нарушении ими Конституции Российский Федерации, конституции (устава) субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. В случае совершения указанных выше действий представительный орган местного самоуправления может быть распушен, а должностное лицо местного самоуправления - отрешено от должности. Также ответственность перед государством наступает в таких ситуациях, когда должностные лица или органы местного самоуправления не исполняют отдельные государственные полномочия, либо полномочия имеют ненадлежащее исполнение. Они несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти, материальными и финансовыми средствами.
Юридическая ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления также обширна, как и юридическая ответственность других органов государственной власти, поэтому не стоит делать вывод об отсутствии или меньшем объеме наказаний за правонарушения в сфере местного самоуправления. Данная сфера также, как и другие подлежит контролю и надзору за своей деятельностью со стороны правоохранительных органов и других, уполномоченных на то федеральным законом органов, которые следят за исполнением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов органами и должностными лицами местного самоуправления.
Заключение
В заключение следует сказать, что базовое значение понятия ответственности равнозначно для различных областей науки и права и обозначает способность человека взять на себя определённые обязательства по надлежащему выполнению возложенных на него обязанностей. Социальная ответственность - это самый эффективный и базовый регулятор общественных отношений в обществе. Юридическая ответственность - это особый эффективный способ государственного реагирования на различные нарушения в социальной или правовой сфере общества, ответственность за которые установлена законодательством и выражается в форме санкций. Сказанное ещё раз говорит о том, сколь важно углубленное научное развитие правовых явлений, всестороннее исследование проблем теории государства и права.
Категория юридической ответственности занимает центральное и опорное место в системе иных юридических категорий, которые в свою очередь выступают либо производными, либо вспомогательными по отношению к категории юридической ответственности, При этом нельзя утверждать о факте отрицания взаимного влияния и тесного соотношения таких категорий, как ответственность, обязанность, правоотношение и санкция. Отраслевой критерий классификации юридической ответственности раскрывает ее сущность как часть системы всего отечественного права, при этом не нарушая логичности в последовательности доводов. Она также раскрывает основные закономерности каждого вида ответственности, позволяет раскрывать его юридическую природу и органически вписывается в логичность структуры. Одновременно с этим, признание отраслевого деления юридической ответственности на виды включает в себя также и деление на публичное и частное право, которое раскрывается во всех отраслевых видах юридической ответственности. Среди специальных признаков для выявления способности состояться в качестве самостоятельного вида юридической ответственности можно выделить следующие: наличие собственного предмета; наличие собственного источника правовых норм; наличие специфичных объектов воздействия и специфическое основание наступление именного данного вида ответственности; наличие особого круга субъектов для конкретного вида ответственности.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]: Консультант Плюс - режим доступа - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 30.06.2019)
2. Уголовный кодекс (УК РФ) [Электронный ресурс]: Информационно-правовое обеспечение Гарант - режим доступа - https://base.garant.ru/10108000/ (дата обращения 30.06.2019)
3. Бахрах Д. Н. Административное право. - М.: Норма, 2007. С. 521.
4. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. – М,: Юридическая литература, 1976. С.19.
5. Венгеров, А. Б. Теория государства и права : учебник / А. Б. Венгеров. - 10-е изд., стер. - Москва : Омега-Л, 2014. - С. 607.
6. Власова, О. В. Роль юридической ответственности в защите достоинства личности / О. В. Власова // Правовая политика и правовая жизнь. - 2015. - № 1. - С. 51.
7. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Юридическая ответственность. – Москва: Альфа-М, 2015. – С. 686.
8. Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: учебник (под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского). – М.:Проспект, 2016 г. С. 127.
9. Давыдов В. Психологический словарь. – М.: Педагогика, 1983. С. 469.
10. Даль В. Словарь живого великорусского языка. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1999. С. 967.
11. Духно Н.А., Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственности // Государство и право. – 2000. –№ 6. – С. 10.
12. Духно, Н. А. Юридическая ответственность как способ укрепления правопорядка / Н. А. Духно //Российский следователь. - 2012. - № 19. - С. 37.
13. Иванников И.А. Теория государства и права. – Ростов на Дону, РГУ, 2011. – С. 340.
14. Кислухин В.А. Виды юридической ответственности. Афтореферат дис канд юрид наук, М. 2012. – C. 50.
15. Липинский Д.А. О системе права и видах юридической ответственности // Правоведение. – 2003. – № 2. – С. 22.
16. Лэйст О.Э. Санкции в советском праве. – М.: Госюриздат, 1962. С. 62.
17. Марченко, М. Н. Теория государства и права : учебник / М. Н. Марченко ; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект : Издательство Московского университета, 2016- С. 637.
18. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004. С. 215.
19. Мироненко М.Б. Принципы юридической ответственности. – Тольятти: Волжский ун-т имени В. Н. Татищева, 2001. – С. 202.
20. Морозова, Л. А.Теория государства и права : Учебник. - 5,перераб. и доп. - Москва : Юридическое издательство Норма : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2015. – С. 464.