Файл: АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЦЕНТР».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 468

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы объясняется тем, что сегодня для любого хозяйственного субъекта большое значение имеет организационная структура управления. Существование любой организации невозможно без ежедневного принятия и реализации решений на различных уровнях управления, направленных на повышение эффективности, конкурентоспособности и роста предприятия, и именно поэтому совершенствованию организационной структуры управления уделяют большое внимание, так как достижение основных целей организации возможно лишь при эффективной организационной структуре управления, построенной с учетом всех ее преимуществ и недостатков.

Общественная среда за последнее время, в которой функционирует организация, очень сильно изменилась, что отразилось на формах и методах управления организациями. Именно с развитием рыночных отношений связано появление понятия «менеджмент».

Организационное проектирование – важный начальный этап создания любой организации или подразделения. Цель организационного проектирования – обеспечить высокий уровень организационной деятельности предприятия. Организационное проектирование – это определение будущей структуры организации, ее систем управления, взаимосвязь между всеми элементами.

Организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации, как правило, оно отображается в виде графической схемы, элементами которой является иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции). Управление организацией осуществляется на базе определенной структуры, которую самостоятельно разрабатывает администрация организации. Структура организации – это элемент внутренней среды организации, в частности состав и соотношение ее внутренних звеньев (цехов, участков, отделов и других подразделений), составляющих единый хозяйственный объект. Цель организационной структуры управления состоит в том, чтобы решить стоящие перед организацией задачи, поэтому совершенствование структуры должно базироваться на стратегических планах организации, а её структура - обеспечивать реализацию стратегии организации. Кроме того, необходимо учитывать ситуацию, в которой находится организация, которая складывается из факторов внешней среды, технологии организации и её размеров.

Время от времени перед каждым предприятием встает вопрос совершенствования организационной структуры. Причина в том, что не существует критериев эффективности и оптимальности организационных структур. Как бы хорошо ни была спроектирована организационная структура, всегда будут сомнения в ее эффективности и оптимальности.


Изменения и преобразования организационных структур никогда не давались легко и быстро. Вот поэтому большинство из них реализуются лишь частично, и именно поэтому осуществление по-настоящему успешного совершенствования организационной структуры требует больших усилий.

Организационную структуру создают для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников, которые отличаются друг от друга сложностью, формализацией (степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации (уровнями, на которых принимаются управленческие решения). 

Структурная схема отражает строение организации. На эффективность деятельности организации влияют: взаимосвязи между людьми и работой; политика руководства и методы, воздействующие на поведение персонала; полномочия и функции работников организации на разных уровнях управления. Рациональная организационная структура управления предполагает комбинацию этих факторов, обеспечивающую высокий уровень эффективности производства. 

Главной целью работы является разработка комплекса рекомендаций по совершенствованию организационной структуры общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР».

В соответствии с поставленной целью предстоит решить следующие задачи:

- изучить сущность организационного проектирования;

- рассмотреть классификацию организационных структур;

- исследовать методы проектирования организационных структур;

- изучить факторы внешней среды, влияющие на организационную структуру;

- изучить типы организационных структур, их преимущества и недостатки;

- проанализировать организационную структуру общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР»;

- разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию организационной структуры общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР».

Объектом исследования является предприятие, действующее на территории Российской Федерации, – общество с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР»

Предметом исследования является анализ и оценка эффективности организационной структуры предприятия.

В первой главе рассмотрены виды организационных структур, характеристика и классификация организационных структур, их преимущества и недостатки, основные методы проектирования организационных структур.

Во второй главе дается организационно-экономическая характеристика общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР», проводится анализ действующей структуры предприятия, а также оценка эффективности организационной структуры управления.


В третьей главе – разработка комплекса рекомендаций по совершенствованию организационной структуры общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР» и оценка эффективности предлагаемых мероприятий. Рекомендации включают обоснование целесообразности осуществления мероприятия, расчеты и оценку экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

При написании работы использовались различные учебные пособия, статьи, сайты, посвященные организационной структуре предприятий, в том числе внутренние документы общества с ограниченной ответственностью «ЦЕНТР».

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

Понятие и сущность организации

Организация как форма объединения людей для целенаправленной совместной деятельности играет очень важную роль в жизни социума. Это сложная, постоянно изменяющаяся система, рассмотрение которой имеет множества аспектов – технологический, экономический, социальный, антропологический и т.д. Без понимания сущности организации, законов ее строения и функционирования невозможно эффективно управлять ею в интересах каждого члена организации и общества в целом. [5, ст.3].

Организация – одна из основных функций менеджмента, задачами которого являются:

- формирование организационной структуры управления организацией;

- приспособление организационной структуры к целям и задачам организации;

- подбор персонала для определенной работы.

Теория организации - часть общей теории менеджмента и теории систем управления. Вопросы управления, в первую очередь, в рамках теории организации рассматриваются с точки зрения организационных отношений, т.е. проблемы построения эффективных организационных структур и распределения функций управления по организационным единицам, а также проблемы взаимозависимости и взаимосвязи субъектов, составляющих организацию, их влияние на достижения общих целей организации оказываются в центре внимания.

Термин «организация», согласно энциклопедический словарям, происходит от греческого слова «organon» и обозначает устройство, сочетание, объединение чего-либо в одно целое, образование стройной системы.

В учебной и научной литературе организация рассматривается как процесс и как явление. При этом под процессом понимается совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация представляет собой объединение элементов для реализации программ или целей, действующее на основании определенных правил и процедур.


Под организацией, прежде всего и чаще всего, понимается официальное учреждение или общественная структура (предприятие, фирма, орган власти, институт и т.д.), т.е. реально существующая социальная система.

Под системой понимают реальную или мыслимую совокупность частей, целостное свойство которой определяется взаимодействием между частями (элементами) системы. [7, ст.6].

Понятие «организация» возникает при наличии трех обязательных условий:

- наличие хотя бы двух человек;

- наличие хотя бы одной цели, которую принимают все члены данной группы;

- наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Определение организации предусматривает необходимость формального координирования взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, иерархия подчиненности, модели взаимодействия.

Так как организация – это процесс создания определенной структуры, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения целей, то организации заранее проектируются, моделируются для формирования структуры, подчиненной интересам достижения установленной цели.

При проектировании организации используют представление о ней, как о едином организме, действующем рационально и целенаправленно, имеющим априори установленную цель и совершенствующим методы достижения целей. Проектирование вызвано тем, что в современных условиях усложняется управление организациями, применение научно-обоснованных методов для выполнения функций управления и специализацией управленческого труда. [39].

Центр любой организации - человек, у которого с другими работниками существуют формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) отношения.

Формальная группа – это группа людей, которая образуется для достижения целей организации, и отношения между ними регулируются разными нормативными документами (приказами, распоряжениями, законами и т.д.).

Неформальная (теневая) группа – стихийно образовавшаяся группа людей, которая сформировалась для достижения определенных целей, и их отношения определяются чувствами людей друг к другу (симпатиями и антипатиями, общими интересами и потребностями, договоренностями и традициями). [26, ст.6].

Люди объединяются в группы для удовлетворения своих психологических и социальных потребностей. Для того чтобы достичь согласованных действий в совместной деятельности людей, необходимо управление.


Управление – это процесс организации, планирования, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации.

Успех организации определяется способностью адаптироваться к изменениям факторов внешней и внутренней среды.

Классификация и типы организационных структур,

их преимущества и недостатки

Разнообразие организационных структур напрямую связано с многочисленными различиями в сфере деятельности, характере выпускаемой продукции, размерах и расположениях предприятий. Исходя из характера связей между подразделениями, различают два типа организационных структур (Таблица 1):

- Бюрократические (механические);

- Адаптивные (органические).

Таблица 1

Классификация организационных структур управления

Виды организационных структур

Основные структуры управления

Бюрократические (механические)

Линейная

Функциональная

Линейно-функциональная

Линейно-штабная

Дивизиональная (филиальная)

и другие

Адаптивные (органические)

Проектная

Матричная

и другие

Особенности бюрократических и адаптивных структур управления представлены в таблице 2.

Характеристика выделенных типов структур является основной классификацией организационных структур управления предприятия.

К бюрократическим организационным структурам относятся структуры управления, в которых формальная, регламентированная сторона управленческой деятельности преобладает над содержательной, творческой.

Каждая модель организационной структуры управления имеет свою область применения, в которой она является наиболее эффективной.

В условиях динамично меняющегося мира, глобальной конкуренции и неопределенности внешней среды бюрократические структуры перестают быть эффективными, поэтому многие организации стремятся к расширению самостоятельности и творчества сотрудников и снижению формализации.

Таблица 2

Особенности бюрократических и адаптивных структур

Бюрократическая (механическая) структура управления

Адаптивная (органическая) структура управления

1. Хорошо зарекомендовали себя в стабильных, неизменных условиях (правила и процедуры)

1. Более подходят для работ в нестабильных условиях, когда возникающие проблемы и необходимые действия нельзя разложить на элементы и распределить конкретно между специалистами (решения принимаются на основе обсуждений, а не авторитета и правил)

2. Проблемы и задачи, с которыми сталкивается организация, разделяются на множество мелких, которые поручаются для выполнения отдельным подразделениям, специалистам

3. Каждое подразделение решает свою задачу обособленно от задач организации в целом

2. Сотрудники взаимодействуют как по вертикали, так и по горизонтали, система не запрещает действовать, перескакивая через ступеньки служебной лестницы (распределение работы обусловливается не должностями, а характером задач)

4. Права и обязанности каждого специалиста подробно, четко определены и не меняются (специализация и разделение труда). Жесткая регламентация деятельности персонала специальными нормами и правилами.

5. Только высшее руководство решает, насколько частные задачи, выполняемые подразделениями, соответствуют целям организации (разграничение должности и должностного лица)

3. Главные объединяющие факторы – миссия и стратегия

6. Связи между подразделениями, расположенными на одном уровне организационной структуры, осуществляются через высшее руководство (иерархия власти)

4. Готовность к проведению прогрессивных изменений

7. Поощряется исполнительность

5. Поощряются инициативы, творческий подход к делу