Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 464
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность политики мотивации персонала организации
1.2 Мотивация персонала как часть стратегического плана предприятия
2. Характеристика деятельности организации в области управления персоналом
2.1. Общая характеристика направлений деятельности организации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы, обусловлена тем, что эффективность работы любой организации напрямую зависит от того, насколько ее сотрудники заинтересованы в эффективной работе. И чем больше возможностей для достижения своих личных целей они получают, работая на цели компании, тем выше отдача. Казалось бы, все просто – но разработка политики мотивации персонала нередко оказывается «уравнением со многими неизвестными», в котором надо учесть не совпадающие цели и потребности различных сотрудников, цели организации, стратегию развития, имеющиеся ресурсы, кадровую политику руководства и еще множество различных аспектов.
Объект исследования: ООО «Перчини», предприятие, предоставляющее комплекс услуг в сфере развлечения и отдыха.
Политика мотивации в сфере досуга имеет свои особенности, которые учитывались при анализе существующей политики мотивации и разработке мероприятий по ее улучшению.
Цель исследования: проанализировать текущие политику мотивации персонала на предприятии и разработать современную и эффективную политику мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации, которая будет отвечать современным потребностям организации.
Исходя из цели, определены задачи работы:
- изучение теоретических основ мотивации и анализ существующей политики мотивации на предприятии;
- разработка политики мотивации, отвечающей современным потребностям организации и нацеленной на улучшение результатов деятельности персонала, и организации в целом.
В первой главе рассмотрены сущность политики мотивации трудовой деятельности, структурные элементы, этапы реализации. Проведено исследование теоретических и методологических основ по заданной теме.
В второй главе работы представлена характеристика предприятия, история его развития, цели и виды деятельности. Также в ней рассмотрена структура управления персоналом предприятия, представлены ее количественные и качественные показатели.
Третья глава – это практическая разработка по изучаемой проблематике. В ней дана оценка возможных направлений совершенствования политики мотивации персонала на предприятии с учетом особенностей его деятельности. Дана оценка эффективности внедрения предложенных мероприятий.
В заключении представлены выводы по итогам проведенного исследования.
Данные, полученные в ходе исследования, могут быть рекомендованы к применению на предприятии.
1. Теоретические основы политики мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации
1.1 Сущность политики мотивации персонала организации
В основе мотивации персонала как способа повышения производительности труда лежит психология субъекта. Все психологические теории и методы, которые лежат в основе системы мотивации, нацелены на то, чтобы сформировать у сотрудника намерении качественно выполнять работу[1]. Важно, чтобы желание повысить производительность труда стало результатом собственной внутренней работы личности, а не внешнего давления. Руководители и HR-специалисты используют психологические приемы, чтобы изменить и направить поведение сотрудника в желаемом для компании направлении.
В экономической сфере под мотивацией персонала организации понимают внутреннее или внешнее, но нацеленное на активацию внутреннего, побуждение экономического субъекта (сотрудника, менеджера, контрагента, клиента) на совершение деятельности с определенной целью. Интерес к деятельности при этом должен существовать изначально и необходимо применять методы инициирования, основанные на научно верных психологических предпосылках[2].
В узком, сугубо кадровом понимании мотивация персонала и трудовой деятельности – это создание для сотрудника компании возможности удовлетворить потребности разного уровня, а также внутренние ожидания в качестве компенсации за выполнение обязанностей[3]. В таком процессе необходимо добиться соединения личных целей работника с целями и задачами организации. На практике мотивация выражается в комплексе мер, которые применяет менеджмент для повышения эффективности труда сотрудника и коллектива. Этот комплекс мер реализуется через политику мотивации персонала организации.
В экономической литературе нет точного определения политики мотивации персонала. Многие специалисты в области управления персоналом выделяют политику мотивации персонала как составную часть кадровой политики организации.
При анализе данного понятия выделяются следующие составные элементы мотивационной политики[4]:
-
- деятельность, направленная на побуждение других людей к действию;
- одна из целей, но не основная, заключается в удовлетворение потребностей и ожиданий работника;
- направленность на объединение целей и задач сотрудника и организации;
- опора на интересы и желания сотрудника при разработке метода;
- преобразование теории мотивации в практики применения;
- разработка и применение комплексных практик, а не единичные мер в ходе реализации.
Главная цель политики экономической мотивации персонала - создание у всех категорий сотрудников постоянной заинтересованности не только в добросовестном исполнении установленных должностных функций, но и в обеспечении дополнительных, т.е. незапланированных работодателем трудовых результатов[5]. Для достижения поставленной цели рассматриваемая политика должна отвечать следующим методическим требованиям[6]:
· использование прикладных инструментов мотивации персонала, обеспечивающих прямую зависимость основной части суммарного заработка сотрудников от достигнутых трудовых результатов и общего отношения к исполнению своих обязательств перед работодателем;
· дифференциация механизма мотивации с учетом особенностей труда различных квалификационных категорий сотрудников;
· обеспечение высокой функциональности механизма мотивации путем отказа от широкой номенклатуры используемых инструментов, а также методически сложных методик распределения основных и дополнительных выплат между сотрудниками;
· обеспечение конфиденциальности информации о конкретных размерах основного заработка и большинства видов дополнительных выплат конкретным сотрудникам (принцип «черного конверта»).
Управление трудовой мотивацией персонала – механизм напрямую связанный с результатами деятельности организаций в целом, конкурентоспособностью и эффективностью[7]. При грамотном применении технологий управления мотивацией достигается оптимальное использование человеческих ресурсов организации, что приводит к повышению доходности бизнеса.
Можно выделить несколько важных показателей системы мотивации определяющих ее эффективность и непосредственно влияющих на функционирование всего предприятия[8]:
- приверженность и лояльность персонала к организации;
- заинтересованность персонала в конечном результате деятельности;
- продуктивность деятельности персонала и удовлетворенность своим трудом;
- привлекательность организации на рынке труда.
Управление мотивацией персонала позволяет регулировать вышеперечисленные показатели в соответствии с планами организации, сбалансировать текучесть кадров, прогнозировать развитие бизнеса, повысить эффективность работы персонала[9].
Основная задача создания политики мотивации заключается в том, чтобы выработать и закрепить необходимое производственное поведение сотрудников. Можно выделить два направления решения этой задачи.
- Воздействие на существующие потребности сотрудников и их удовлетворение. Для этого необходимо выявить структуру потребностей сотрудников и на основании полученной информации построить систему стимулирования. Так как каждый человек индивидуален, то любые изменения в кадровом составе потребуют изменения («подстройки») системы стимулирования. Именно поэтому создаваемая система должна отвечать принципам гибкости и адаптивности[10].
- Создание тех потребностей, которые могут быть удовлетворены в рамках существующей системы. В этом случае доминирующую роль в мотивационном процессе будут играть философия организации, организационная культура и др. элементы внутренней среды предприятия, имеющие идеологическую, воспитательную направленность. Формируется система, среда, которая воздействует на мотивационную структуру человека, формирует мировоззрение, делает его членом коллектива, команды, формирует командный дух. Создается долгосрочная мотивационная основа для стратегического управления организацией. В современных условия, как никогда раньше, необходимо, чтобы весь персонал организации действовал как сплоченная команда с четким видением будущего, ясным представлением о своем значении и мотивацией на самостоятельные действия для достижения поставленных целей. Выполнение этих требований позволяет сократить разрыв между заявлениями высшего руководства, корпоративными планами и фактическими результатами[11].
Создание оптимальной политики мотивации предполагает применение обоих направлений с учетом конкретной ситуации, сложившейся в организации. Так, для получения результата в краткосрочном периоде акцент смещается в сторону первого направления, т.е. оперативного воздействия на существующие потребности с использованием различных методов мотивации. Решение проблем создания и удержания долгосрочного конкурентного преимущества потребует особого внимания ко второму направлению, а именно, созданию корпоративной философии, культуры как основополагающего мотивационного фактора, объединяющего и направляющего усилия всех для достижения корпоративных целей[12].
Сформулируем основные принципы проектирования политики мотивации труда.
- Соответствие корпоративной стратегии (миссия, корпоративные цели, стратегия). Политика мотивации должна формировать и поддерживать то производственное поведение, которое способствует реализации заявленной стратегии[13].
- Гибкость при использовании различных методов мотивации и видов стимулирования, способность к изменениям.
- Принцип адаптивности предполагает приспособление системы к динамичной и непредсказуемой внешней среде.
- Комплексность. Проблема мотивации должна решаться всесторонне, с учетом многофакторности проблемы. Принцип комплексности предполагает, что методы мотивации должны развиваться по совокупности направлений, охватывая не только отдельных работников или малые группы, но и всех сотрудников предприятия как членов единого коллектива.
- Системность. Принцип системности предполагает взаимное согласование, увязку, устранение противоречий между различными направлениями, методами, элементами политики мотивации. В результате должна быть создана такая политика мотивации, которая способствует эффективному функционированию всей системы (организации).
- Ясность политики мотивации предполагает, что сотрудникам понятны критерии оценки труда и система вознаграждения за полученные результаты. Четко оговорены и промежуточные результаты в тех случаях, когда конечный результат может быть получен в отдаленной перспективе[14].
- Эффективность политики мотивации. В качестве основного результата функционирования системы мотивации можно выделить увеличение степени удовлетворенности, которая привела к активизации деятельности сотрудников в направлении достижения корпоративных целей.