Файл: Статус нотариуса (Нотариат- его понятие и сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Например, в отличие от других органов нотариальные органы не имеют конкретного законодательного определения собственной системы.

Ряд авторов, в основном из числа практикующих нотариусов, объединяя публично-правовое предназначение нотариата, выраженное в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, представляют модель системы нотариата состоящей из государственных органов (просто органов) и должностных лиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций)[25]. При этом полномочия нотариуса, осуществляемые им в связи с занимаемой должностью, рассматриваются как публично-властные, а функции самого нотариата, которые обеспечивают законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота, авторы отождествляют с правоохранительными функциями государственных органов.

Объективная оценка природы и механизма публично-правового регулирования целиком и полностью зависит от формирования современного правопонимания[26].

Нотариат не включен в структуру федеральных органов исполнительной власти[27], но значится в системе Минюста России как «иные органы и учреждения юстиции»[28]. Следовательно, возникают некоторые трудности на основании действующих норм сформулировать определение нотариата как службы, органа или учреждения. Думается, что в процессе нормотворчества положение нотариата будет конкретизировано.

В соответствии с КоАП РФ[29], бесспорно, необходимо переосмыслить некоторые взгляды на статус нотариуса как представителя власти. Так, в примечании к статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях, в отличие от УК РФ, который не дает этого понятийного значения, представитель власти установлен как должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Напрашивается вывод, что ни по уголовному, ни по административному законодательству нотариус не является должностным лицом, следовательно, он не является представителем власти.

Анализируя основные направления нотариата, можно сделать вывод, что в основном все юридические исследования правозащитных функций нотариата были направлены на выявление его общих признаков с правоохранительными органами. При этом, нормативное определение таких понятий как «правоохранительные органы» и «правоохранительная деятельность» отсутствуют. Если рассуждать, то в силу своего публично-правового предназначения нотариат, действительно, имеет ряд специфичных признаков, сопоставимых с иными формами организации и деятельности так называемых правоохранительных структур. Но их группировка по отдельным элементам не должна носить абсолютный характер. Нотариат как правозащитный институт имеет свои отличительные от иных правоохранительных органов черты, которые не позволяют ему находиться в их общей системе. Эти отличия затрагивают способ организации, финансирование и род деятельности. Такие качества, как публичность, корпоративность по профессиональному признаку, самоуправление и самофинансирование органов нотариата, оказание квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, свойственные для нотариата и адвокатуры. Кроме этого, такие обязанности, как соблюдение тайны (нотариальной или адвокатской) при защите прав и законных интересов лиц, которые обратились за помощью, а не публичных интересов, к примеру, тайна следственных действий, также характерны для правозащитных институтов.


Следовательно, правоохранительные институты от правозащитных отличаются между собой, как охранник и защитник; как правовая охрана (охрана закона в рамках закона) и защита конкретных прав лица; как охрана имущества (вещи) и защита прав на данное имущество.

Так, правозащитные органы, в отличие от правоохранительных, которые обладают основным признаком государственного органа власти – методом принуждения, - этим признаком не обладают. Нотариус, при вступлении в публично-правовые отношения с обратившимся за помощью лицом, не может применить к данному лицу уголовные, административные или дисциплинарные меры воздействия. При этом, отказ от совершения нотариального действия не следует рассматривать как метод принуждения в известном смысле потому что ему свойственные специальные черты.

Существует мнение, которое заслуживает внимания, о публично-правовых функциях нотариата, основанное на том, что нотариат представляет собой особый род деятельности и содействуют органам власти в исполнении ими своих полномочий, придавая документам доказательственную силу в сфере бесспорной юрисдикции.

Безусловно, нотариальная деятельность является неотъемлемой частью механизма правореализации и правовой охраны в любом государстве, и в этом отношении ее значение действительно велико, но отнюдь не исключительно.

В Российской Федерации происходит масштабное реформирование отечественного нотариата, главными целями которого является повышение роли и правового статуса нотариусов в сфере гражданского оборота, а также значительное усиление ответственности нотариусов за совершаемые ими действия. Реформирование запланировано в несколько этапов, первый из которых уже успешно завершен.

Важно отметить, что действие такого правового института зависит от нормативно-правовых актов, принимаемых в Российской Федерации. В связи с изменениями законодательства происходит неуклонное преобразование деятельности нотариусов.

Одной из последних правовых реформ, значимых для нотариата, является получение нотариальными палатами нового статуса. 27 января 2017 г. Государственная дума на пленарном заседании приняла закон о новой организационно-правовой форме для Федеральной нотариальной палаты и для нотариальных палат субъектов РФ. Документ внесла в Госдуму группа депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павлом Крашенинниковым.

В настоящее время нотариальные палаты относятся к такой форме некоммерческих организаций как ассоциации (союзы). Закон исключает их из такой формы, и теперь нотариальными палатами признаются некоммерческие организации, основанные на обязательном членстве и созданные в виде нотариальной палаты субъекта РФ или Федеральной нотариальной палаты для реализации целей, предусмотренных законодательством о нотариате. «Принятие данного проекта федерального закона направлено на уточнение порядка деятельности некоммерческих организаций, в рамках которых нотариусами оказывается квалифицированная юридическая помощь, и на исключение применения противоречивых конструкций для таких юридических лиц», [30] - говорится в заключении комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству.


Анализируя проблемные вопросы в деятельности нотариата, в первую очередь нужно акцентировать внимание на понятии самого нотариата, требующего весомой доработки.

Кроме этого, в систему нотариата на законодательном уровне необходимо, помимо органов и должностных лиц, которые, в соответствии с законом, совершают различные нотариальные действия: государственные и частные нотариусы, должностные лица консульских учреждений за рубежом, главы местных административных поселений и специально уполномоченные лица местного самоуправления поселения, ввести лиц, которые в особой ситуации удостоверяют доверенности и завещания, согласно нормам ГК РФ, более четко определив их функции и полномочия.

Все вышеперечисленные проблемные вопросы напрямую причастны к правовому статусу нотариуса, но нельзя не затронуть  те проблемы, с которыми сталкивается нотариус в процессе своей профессиональной деятельности. Так, при ознакомлении нотариуса с документами, он должен убедиться в их подлинности и законности. Но иногда встречаются документы, подделанные до такой степени искусно, что же без специализированных предметов различить  их с подлинника фактически нереально.

Кроме этого, еще одной немаловажной проблемой в нотариате, по мнению многих, является профессионально-нравственная этика нотариусов. Проблема содержится в том, что нотариусы подтверждают операции с недвижимостью тогда, когда люди не осознают последствия своих действий, либо находятся под воздействием наркотических веществ.  Очень часто подобного рода ситуации обсуждаются в средствах массовой информации и изображаются в фильмах. После подобного рода действий число обманутых людей увеличивается, многие из которых остаются без жилья и без средств существования, и поэтому к работе нотариусов стали относится с недоверием и стали порождать спорные вопросы о честности нотариусов.

Подводя итог курсового исследования, проведенного в 3 главе, важно сформулировать вывод, в каком направлении будет двигаться российское законодательство о нотариальной деятельности покажет время, но хочется верить, что это будет движение в направлении укрепления демократических ценностей и развития частной инициативы, предоставления надежных гарантий всем участникам нотариальной деятельности и повышения их ответственности.

Заключение

За последние несколько лет можно заметить повышенное внимание со стороны теоретиков и практиков к реформированию российского нотариата. Появление каждого нового проекта нормативного акта, направленного на изменение нотариата (начиная с Концепции проекта закона «О нотариате и нотариальной деятельности» (в нескольких вариантах) и заканчивая Проектом Федерального Закона «О нотариате и нотариальной деятельности»), лишь усиливает уверенность в неизбежности будущих реформ в данной сфере. Необходимость готовящегося реформирования нотариата имеет две объективные причины. Во-первых, в настоящий момент существует ряд нерешенных проблем, приобретших неустранимый имеющимися средствами характер. Во-вторых, становится общепринятым качественно новое понимание нотариата как одного из важнейших институтов отечественной юстиции. Очевидно, что, пройдя исторический отрезок времени, на настоящем этапе нотариат исчерпал интенсивные средства развития.


Также немаловажным аспектом реформирования нотариата является осознанная необходимость в создании и последующем развитии системы предупреждения и профилактики конфликтов при осуществлении гражданских правоотношений. Данная система прямым образом способствует уменьшению спорности этих правоотношений и последующему снижению количества обращений в суд. «Нотариат снижает спорность гражданских правоотношений за счет публичного удостоверения от имени государства важнейших юридических актов его участников, о чем свидетельствует и российская статистика. Нотариус заранее предупреждает о существе совершаемых действий, придавая им иное значение при выполнении своих публично-правовых функций». Риск возникновения спора уменьшается либо исключается вовсе.

Анализируя собранный материал, можно сделать ряд выводов, касающихся исследуемого явления.

1) Институт нотариат обладает огромным положительным историческим опытом, в том числе российским, развития и функционирования;

2) институт нотариата является открытым, стабильным и предсказуемым источником формирования доходной части государственного бюджета;

3) институт нотариата обладает большим потенциалом по предотвращению экономических преступлений;

4) институт нотариата широко используется во многих странах мира, с которыми Россия имеет тесные экономические и политические связи

За прошедшие годы действия удалось повысить профессиональный уровень нотариусов, обеспечить доступность нотариальных услуг для населения.

Основы законодательства о нотариате коренным образом изменили организационную структуру построения нотариата в России. Они предусматривают, что нотариальные действия от имени Российской Федерации совершают как нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, так и занимающиеся частной практикой; оформленные ими документы имеют одинаковую юридическую силу.

В то же время,  ныне действующее законодательство, регулирующее организационные основы нотариата в Российской Федерации фактически устарело.

В настоящее время складывается ситуация, когда многообразие действующих нормативных актов, встречающееся порой их несоответствие друг другу порождает множество вопросов при совершении нотариусами отдельных нотариальных действий. Для оказания помощи нотариусам представляется целесообразной на основе обобщения судебной и нотариальной практики разработка Федеральной нотариальной палатой рекомендаций нотариусам по совершению нотариальных действий.


В современном обществе высок уровень конфликтности, в связи с этим назревает необходимость социальной активизации нотариата, который может в значительной степени снизить конфликтность в обществе. Продуктивное воплощение в жизнь этой общественно-полезной функции возможно в рамках консультативной и превентивной деятельности нотариусов. В этом смысле институт нотариата приобретает социальную значимость, его посреднические, миротворческие усилия, будут способствовать снижению социальной напряженности.

Рассматривая правовой статус нотариуса, включающий в себя права и обязанности, гарантии деятельности и ответственность нотариуса, можно сделать вывод, что к правовым гарантиям можно отнести уже само нормативное закрепление прав и обязанностей субъектов нотариального права, поскольку оно создает правовую основу любого субъективного права.

В работе анализируются полномочия нотариусов, приводится классификация прав нотариусов, выявляются проблемы правового регулирования нотариальной подведомственности и предлагаются пути их решения. Кроме этого, в работе подверглись анализу основные обязанности нотариуса, подчеркивается необходимость учета при возложении на нотариуса определенных обязанностей публичного и некоммерческого характера нотариальной деятельности.

В курсовой работе проведено исследование института ответственности государственных и частнопрактикующих нотариусов, а также тесно связанного с ним института страхования профессиональной ответственности нотариуса.

По результатам исследования выработаны предложения по усовершенствованию правового регулирования института ответственности нотариуса путем:

а) уточнения состава подлежащего возмещению ущерба;

б) законодательной регламентации порядка определения размера ущерба, наступившего в результате ненадлежащего совершения нотариального действия;

в) дополнения существующих оснований ответственности нотариуса следующим основанием — «иное умышленное нарушение закона в процессе осуществления нотариальной деятельности, повлекшее ущерб для гражданина или юридического лица»;

г) закрепления срока исковой давности по делам об ущербе, причиненном нотариусом, равном 10 лет.

Анализируя материалы по курсовому исследованию можно сделать общий вывод по теме - на сегодняшний момент нотариат имеет достойное место в системе учреждений юстиции, осуществляющих правозащитные функции. Дальнейшее реформирование нотариата должно быть направлено на законодательное расширение возможного его потенциала далеко не полностью востребованного на сегодняшний день.