Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (анализа промышленной политики государства на примере России и определение путей ее развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Каждая экономика находит для себя определенный сценарий развития, ориентируясь на свои стратегические цели и ограничения. Различные страны реализовывали промышленную политику в разные периоды времени, обладая различными сравнительными конкурентными преимуществами[1]. Анализ международного опыта реализации промышленной политики (в таких странах, как Япония, Китай, Южная Корея, Тайвань) свидетельствует о том, что правительства этих стран рассматривают ее в качестве основы для обеспечения устойчивого долгосрочного экономического роста, базирующегося на повышении уровня конкурентоспособности национальных производителей. В целом, эта политика может быть признана эффективной: страны, проводившие активную промышленную политику, показывали более высокие темпы экономического роста, чем страны, в которых государство воздерживалось от вмешательства в рыночные отношения.

Обострение политической ситуации в мире в отношении России,
экономические санкции поставили в 2014 г. перед российской промышленностью проблему импортозамещения, что означает необходимость применения новых подходов к моделированию организационно-экономического механизма формирования и реализации промышленной политики, в которых задействованы заинтересованные стороны (органы власти всех ветвей и уровней, промышленные предприятия и население).

Целью работы является проведение анализа промышленной политики государства на примере России и определение путей ее развития.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

  1. исследовать понятие и содержание государственной промышленной политики в современных условиях;
  2. рассмотреть модели государственной промышленной политики на опыте зарубежных стран;
  3. выявить особенности промышленной политики в зарубежных странах;
  4. исследовать приоритеты государственной промышленной политики России;
  5. рассмотреть активную государственную промышленную политику как определяющий фактор развития экономики России;
  6. определить пути развития государственной промышленной политики России.

Объектом исследования настоящей работы является промышленная политика как институт воздействия на структуру народного хозяйства в комплексе социально-экономической политики РФ.

Предмет исследования – промышленная политика Российской Федерации.


Теоретической и методологической основой работы послужили работы зарубежных и российских авторов в области исследования теоретических основ промышленной политики, опыта реализации промышленной политики.

В качестве информационной базы исследования были использованы официальные статистические Росстата РФ; материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, а также публикации по результатам исследований, проведенных экспертами научно-исследовательских организаций и специализированных средств массовой информации, как в России, так и за рубежом.

Глава 1. Теоретические основы промышленной политики государства

1.1. Государственная промышленная политика: понятие и содержание в современных условиях

Государственная промышленная политика (ГПП или промышленная политика) является сложным, в определенной степени противоречивым политико-экономическим феноменом. При первом приближении она представляется довольно целостной категорией как часть государственной политики. В этом ракурсе ГПП может рассматриваться как разработка и реализация стратегической программы и плана мероприятий в сфере промышленного развития на основе норм и ценностей, разделяемых правящим классом, при участии граждан[2].

При более глубоком взгляде обнаруживается комплекс проблем, главная из которых сводится к решению вопроса о степени участия современного государства в управлении экономикой и промышленностью[3]. Поэтому необходимо проанализировать теоретические подходы к понятию ГПП с целью определить подлинное значение государства для современного промышленного развития[4].

Современные подходы к определению политики государства по отношению к промышленности в индустриальную эпоху восходят к трудам М. Вебера и Й. Шумпетера. При этом нужно иметь в виду, что практически все идеи этих авторов или сформированы под влиянием К. Маркса, или высказаны как исполненный пессимизма либеральный ответ на его теорию.


Среди значительного разнообразия теоретических положений М. Вебера в рамках нашего исследования следует особо выделить его тезис о промышленном капитализме как специфическом продукте западной культуры. Западная культура, по мнению великого немца, отличается от других своей рациональностью[5].

В понимании Э. Гидденса, который анализировал воззрения М. Вебера, рационализация – это распространение ценности калькуляции технического характера, заключающейся в использовании научных методик, на все большее число сфер деятельности. Рационализация дала о себе знать и на прикладном уровне – в конкретную политику были инсталлированы адаптированные промышленные технологии западного капитализма[6]. Так, X. де Брюйн пишет, что в последние годы промышленные методы управления внедряются и в государственные организации. Подобно бизнес-структурам, государственные учреждения производят продукты и услуги – следовательно, эффективность их деятельность поддается оценке. Поэтому важна оценка результатов их работы[7].

Традицию М. Вебера продолжил и обновил Й. Шумпетер, который показал и проанализировал тенденцию формирования крупных транснациональных корпораций, которые стремятся к установлению контроля в мировой экономике и, соответственно, к влиянию на международное сообщество и политику.

Итак, М. Вебер и Й. Шумпетер заложили фундаментальные основы для анализа как государственной политики в индустриальном обществе вообще, так и для рассмотрения ее сегмента – государственной промышленной политики. В современной иностранной научной литературе, в частности, во французской, можно встретить определение промышленной политики как триединой формулы политики в области конкуренции, внешней торговли и инноваций[8]. Эти составляющие создают предпосылки, а также определяют условия, направления, темпы и масштабы промышленного развития. Французские исследователи подчеркивают противоречивую взаимосвязанность этих составляющих. Например, торговая политика, оказывая влияние на состояние промышленности, в то же время зависит от развития производства. С другой стороны, хотя инновации приносят эффект лишь в среднесрочной или долгосрочной перспективе, практически не влияя на текущие изменения, однако они играют решающую роль в общей перспективе развития.

В свою очередь, специалисты управленческих структур Европейского Союза рассматривают промышленную политику в наднациональном измерении как всемерное ускорение развития науки, исследований и новых технологий, их внедрение в промышленность и создание общеевропейской системы по передаче новых разработок странам–членам Союза[9].


Очевидно, что здесь ГПП включает в себя большой перечень задач: создание единой стратегии европейскими предприятиями и следование ей, единая торговая политика, информатизация, защита окружающей среды. С другой стороны, ГПП, по мнению европейских специалистов, предполагает и акцентирование национальных приоритетов. Среди таковых могут быть: развитие региональной или общенациональной промышленности, концентрация капиталов на одном из уровней государства (уровневый подход к государственной политике), государственная поддержка инноваций и НИОКР[10].

Отечественные специалисты имеют собственное видение феномена государственной промышленной политики. Промышленная политика рассматривается как система отношений между государством и субъектами хозяйствования по поводу формирования конкурентоспособной промышленности. Выделяют три основные функции промышленной политики, увязанные с общей экономической ситуацией (циклами экономики): преодоление упадка и обновление отраслевой структуры промышленности; укрепление и дальнейшее развитие созданной структуры; содействие полноценной реализации потенциала созданной промышленной системы[11].

Примечательно, что ряд российских исследователей определяют промышленную политику практически полностью в терминах государственной политики: как целенаправленное решение задач в экономической, оборонной и других сферах общественной жизни, выражающее доминирующие приоритеты и ценности применения власти[12].

По нашему мнению, в описанном выше подходе не дается полного и актуального представления о специфике современной государственной промышленной политики. Дело в том, что в нем не отражаются новые феномены, трансформировавшие подходы к государственной политике: фактор информатизации (развитие ИКТ); тенденция к более тесному взаимодействию с теми, на кого направлена политика (например, высшим руководством предприятия, профсоюзами, промышленными рабочими); влияние промышленных технологий на перемены в сфере политического управления[13].

На наш взгляд, государственной промышленной политикой необходимо считать систему мер, направленных на развитие национальной экономики, новейших технологий и продуктов с высокой степенью обработки, современных информационных и других услуг, человеческого капитала[14].


В нашем понимании государственная промышленная политика – это разработка и осуществление политико-экономической стратегии устойчивого промышленного развития государства в условиях информатизации, которая включает программы и планы мероприятий, воплощает в себе национальные нормы и ценности и формируется государственной бюрократией при участии представителей промышленности, экспертов и гражданских активистов[15].

Исходя из данного определения, основными функциями ГПП являются: осуществление регулирующей роли государства; создание современной конкурентоспособной промышленной системы; развитие промышленности; содействие экономическому росту; поддержка экспансии промышленных предприятий на внешние рынки; достижение лидирующих позиций в мировом промышленном производственном процессе[16].

Как уже отмечалось выше, основными классическими элементами ГПП являются: стратегия (общее видение, направление деятельности, генеральный план достижения цели); программа (цель, задачи, ресурсы, механизмы, процедуры, результаты, оценка результатов); календарный план мероприятий (перечень мер, список ответственных и сроки исполнения). Однако в современных условиях в каждом из компонентов данного перечня необходимо учитывать следующие актуальные тренды: общее возрастание роли технологий и технократов; тенденция к доминированию крупных корпораций в экономике; взаимосвязь политической и промышленной бюрократии; повышение роли рядовых работников в общем управлении предприятием. Итак, анализ теоретических подходов к определению промышленной политики, в том числе государственной, показывает, что большинство авторов уделяют серьезное внимание роли государства в формировании эффективной и конкурентоспособной промышленности[17]. Кроме того, большое значение придается использованию информационно-коммуникативных технологий, расширению интеракции между всеми заинтересованными группами (от промышленных рабочих до руководителей предприятий, министерств и ведомств), а также укрупнению индустриальных структур. При этом интересно отметить устойчивую взаимосвязь между индустрией и политикой, которая особенно ярко проявляется в заимствовании управленческих технологий из промышленной в политическую сферу. Поэтому современная, эффективная и конкурентоспособная промышленность важна для успешного функционирования государственной системы[18].