Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (анализа промышленной политики государства на примере России и определение путей ее развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Южной Корее правительство стимулировало слияние компаний, что привело к формированию южнокорейских финансово-промышленных групп (чеболеи). Кроме этого государство в приоритетных отраслях жестко ограничивало конкуренцию, что приводило к объединению частных компании или их уходу с данного рынка[38]. Льготы, предоставляемые государством, позволили в первой половине 80-х гг. 30 крупнейшим южнокорейским конгломератам в обрабатывающей промышленности захватить 1/3 рынка, а доля их в экспорте превысила. В результате этих мер Корея смогла решить задачу индустриализации страны и эффективно вошла в процесс международного разделения труда[39].

Другой механизм, который использовали страны для стимулирования изменения качества отраслевой структуры экономики, — налоговый. Его использовали не только аграрные страны. Правительства активно использовали такой инструмент, как субсидии. До вступления в ГАТТ в Японии предоставлялись прямые субсидии, которые покрывали до 50 % расходов на модернизацию зданий и оборудования[40].

Более широкий инструментарий для целей диверсификации промышленности был использован Чили. В период с 1982 — 1989 гг. правительство контролировало деятельность коммерческих банков, приняло меры по защите чилийских товаропроизводителей путем изменения таможенной политики, способствовало развитию основных сельскохозяйственных отраслей, дефицит бюджета был очень низким, а процесс инфляции жестко контролировался. В целях развития агробизнеса в Чили был создан фонд, который осуществлял поддержку проектной деятельности по выявлению перспективных направлений на мировом рынке, способствовал развитию агропромышленных технологии и служил фондом стартового капитала для новых предприятий[41].

В результате реализации промышленной политики начиная с середины 80-х гг. среднегодовой прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в Чили стабильно держится на уровне 5-7 %. Внешняя задолженность страны за тот же период уменьшилась примерно вдвое. Опыт диверсификации достаточно удачен. Если в 1972 г экспорт основного природного ресурса страны — меди — составлял 82 % от всего чилийского экспорта, то в 2010 г. доля меди сократилось до 35 %[42].

В США в 70-е гг. был разработан специальный информационный механизм распространения новых идей и технологий через Национальный центр научно-технической информации (НЦТИ) и консорциум федеральных лабораторий, объединяющий более 300 государственных научных центров. В его фондах собраны материалы о результатах научных исследовании 200 федеральных организаций; 75 % данных поступает из министерств обороны, энергетики и НАСА. Центр обслуживает до 100 тыс. промышленных фирм и научных организаций страны ежегодно[43].


В 80-е гг. были приняты законы, стимулирующие поиск новых областей применения изобретений и их доработку самими разработчиками и формирующие штат профессионалов, ориентированных на решение исключительно данной задачи. В соответствии с этими законами каждое федеральное ведомство, имеющее научную лабораторию, должно не менее 0,5 % своего научного бюджета расходовать на деятельность по переносу технологии в другие сферы, а при численности штата лаборатории свыше 200 человек включать в их число одного или более специалистов для поиска и оценки информации, потенциально интересной для вторичного использования. Таким образом, до 2005 г. научно-промышленная политика США основывалась на открытости экономики по отношению к мировой и на постоянной конкуренции национальных производителей с зарубежными[44].

Евросоюз формирует стратегию промышленной политики на базе научно-технологического развития, ориентируясь на проведение институциональных изменений, способных это обеспечить[45].

Ряд стран мировой экономики реализовывали промышленную политику на основе инновационной составляющей. Ирландия, Финляндия, Франция выбрали для своих экономик стратегию приоритетного развития высокотехнологичных отраслей, которая подняла их на качественно новый уровень развития. Эти страны использовали как традиционный инструментарий промышленной политики (налоговое стимулирование, субсидирование и прямую поддержку сектора образования), так и специфические механизмы (функционирование специальных фондов, государственную поддержку коммерциализации НИОКР) [46].

В начале 80-х гг. Ирландия не была промышленно развитой страной, и только реализация политики, направленной на решение задач экономического развития по трем направлениям: открытость инвестиционного и торгового режима; фискальная стабилизация; активная структурная политика, резко изменила ситуацию.

Другой страной, которая реализовывала промышленную политику на основе инновационной составляющей, является Финляндия. Начиная с 90-х гг., особый акцент был сделан на инновации, а также на необходимость установить национальные приоритеты при распределении ограниченных научно-технических ресурсов. Роль государства состояла в обеспечении стабильных институциональных отношений, социальной поддержки, обеспечении образования.

Прогресс в сфере телекоммуникаций в большой степени обусловлен дерегуляцией рынка и активной конкуренцией[47]. Созданию и развитию сильного кластера информационных и коммуникационных технологий способствовала и сильная исследовательская и образовательная система страны[48]. На его основе создана финская инновационная система, включающая сеть крупных и мелких компаний и корпоративное сотрудничество в области исследований и обучения. Отличительной чертой Финляндии является наличие значительного внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию. Примером успешного опыта коммерциализации НИОКР может служить пример Франции, где многие крупные научно-исследовательские центры имеют возможность заниматься производственной деятельностью[49].


Венчурный бизнес, особенно в 90-е гг., развивался с прямым государственным участием.

Проведенный анализ международного опыта показал определенную ограниченность его применения в отношении российской экономики, так как Россия – страна с индивидуальным набором сравнительных конкурентных преимуществ, поэтому применимы лишь отдельные инструменты промышленной политики, реализованные в различных странах и в отдельных секторах[50].

Промышленная политика стран, ориентированная на развитие экспорта, в большинстве случаев была более успешной, чем внутренне ориентированная промышленная политика. Но следует отметить, что ни одна из стран не использовала тот или иной тип стратегии в «чистом» виде, а только их сочетание. В любом случае исходной предпосылкой формирования и реализации промышленной политики является выбор приоритетов, которые возможно формировать «сверху вниз» или «снизу вверх». Практика показывает, что формирование приоритетов снизу по конкретным областям более эффективно[51]. Чем выше степень конкретизации приоритетов, тем легче определить инструменты для ее реализации и оценить эффективность[52].

Для России интересен опыт именно развивающихся стран, в частности опыт импортозамещающей и экспортно-ориентированной промышленной стратегии.

Выводы

Государственной промышленной политикой необходимо считать систему мер, направленных на развитие национальной экономики, новейших технологий и продуктов с высокой степенью обработки, современных информационных и других услуг, человеческого капитала.

Государственная промышленная политика – это разработка и осуществление политико-экономической стратегии устойчивого промышленного развития государства в условиях информатизации, которая включает программы и планы мероприятий, воплощает в себе национальные нормы и ценности и формируется государственной бюрократией при участии представителей промышленности, экспертов и гражданских активистов.

Основными функциями ГПП являются: осуществление регулирующей роли государства; создание современной конкурентоспособной промышленной системы; развитие промышленности; содействие экономическому росту; поддержка экспансии промышленных предприятий на внешние рынки; достижение лидирующих позиций в мировом промышленном производственном процессе.

Анализ актуальных моделей государственной промышленной политики показывает, что правительственная поддержка, несмотря на неолиберальный тренд, продолжает играть значимую роль в индустриальном развитии государства. Однако в новых условиях информатизации и перехода к постиндустриальному общественному устройству роль эта меняется. В современных политико-промышленных стратегиях акценты смещаются от централизации и административно-командных методов управления в сторону формирования такой политико-экономической среды, которая способствует более широкому использованию инноваций, повышению гибкости и конкурентоспособности, а также наиболее эффективному осуществлению коммуникации между органами государственной власти, промышленными и сервисными структурами и гражданами в целом. Нацеленность на инновации, децентрализация управления и привлечение работников к принятию важных решений на предприятии становятся важнейшими элементами современных моделей государственной промышленной политики и залогом их экономического успеха.


Глава 2. Исследование промышленной политики России

2.1. Современная промышленная политика России

Российская экономика стоит перед выбором дальнейшего пути развития. Провозглашенная в 2014 г. идея новой индустриализации предполагает конкретизацию инструментов для ее реализации. Задача промышленной политики – формировать необходимые институциональный и технологический контексты. В развитых странах такая политика направлена на разворачивание «двухполюсной» системы технологического развития:

1) новый пакет технологий – NBIC, новая энергетика;

2) совершенствующийся старый пакет – производственные технологии, атомная энергетика.

В России в конце 2016 г. также принят новый Указ Президента РФ № 642 от 01.12.2016 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», предполагающий два возможных сценария научно- технологического развития России (табл. 2).

Таблица 2

Сценарии научно-технологического развития России[53]

Характеристики

Сценарий
«Технологическая адаптация»

Сценарий
«Технологический рывок»

1

2

3

Характер

Консервативный, краткосрочный, за счет спроса на новые технологии в традиционных отраслях

Форсированный, опережающий, долгосрочный, за счет построения полной цепи создания стоимости

Сущность

1) Масштабный импорт технологий и фрагментарное развитие
исследований;

2) Точечная модернизация;

3) Снижение ресурсоемкости,
разработка нетрадиционных
источников энергии;

4) Массовое использование
синтетических и конструкционных материалов;

4) Учет экологического фактора;

5) Развитие инфраструктуры

1) Опережающее мировой уровень развитие науки и технологий;

2) Формирование комплексной
инновационной системы

Продолжение таблицы 2


1

2

3

Примеры стран,
реализовавших
данный сценарии

Германия, Франция, Италия,
скандинавские страны, США

Китай, Тайвань, Сингапур

Ограничения и
риски

1) Усиление зависимости от импорта;

2) Из-за отсутствия финансов и
квалифицированного персонала возможна утрата компетенций на традиционных рынках;

3) Усиление отставания на
инновационных рынках;

4) Слабая роль среднего и малого бизнеса в экономике;

5) Медленное развитие за счет
низкой открытости инноваций

1) Отсутствие ресурсов;

2) Наличие институциональных разрывов;

3) Слабая система стимулов к инновациям;

4) Усиление экономического
неравенства

Инструменты

1) Практика «принуждения*
государственных компаний к
инновациям;

2) Внедрение регулятивных режимов, выдавливающих устаревшие технологии;

3) Развитие платформенных
технологий;

4) Поддержка кооперации и
активизация международного
сотрудничества;

5) Подготовка кадров;

6) Содействие росту инвестиционной привлекательности НИОКР, реструктуризация институтов науки

1) Использование капитала знаний;

2) Ускоренная адаптация
зарубежных технологий:

3) Поддержка лидеров на
традиционных и новых глобальных рынках знаний, технологий, высокотехнологичной продукции;

4) Интеграция в международные альянсы;

5) Интенсивное развитие
платформенных технологий;

6) Стимулирование спроса на
инновации;

7) Тиражирование историй успеха отдельных предприятий;

8) Развитие института
интеллектуальной собственности;

9) Коммерциализация научных результатов, существенный рост затрат бюджета на НИОКР

Предполагаемый
рост ВВП к 2030 г.

1,8%

4%

Базовые сектора в экономике

Низкотехнологичные сектора с
высоким экспортным потенциалом; сектора с потенциалом
импортозамещения; сфера услуг

Высокотехнологичные сектора с высоким экспортным потенциалом; сфера услуг

Приоритетные

отрасли

Нефтегазовый сектор, металлургия, оборонный комплекс, финансовый сектор, строительство, коммуникации

Точное машиностроение, оборонный комплекс, химия,

финансовый сектор, строительство, цифровые технологии