Файл: Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности ООО «Зоомагазин ВАКА».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Место и роль стресс -менеджмента в поведении руководителя

1.3. Компетенция «стресс-менеджмент» и уровни ее проявления в поведении руководителя

1.2 Компетенция стресс-менеджмента

Глава 2. Оценка компетенции «стресс-менеджмент» в поведении руководителей организации ООО «Зоомагазин ВАКА»

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2. Анализ системы управления персоналом и кадрового состава организации ООО «Зоомагазин ВАКА»

2.3. Изучение организационных стресс-факторов и оценка эффективности поведения руководителей в стрессовых ситуациях

Глава 3. Рекомендации по формированию управленческой компетенции «стресс-менеджмент»

3.1. Рекомендации по устранению организационных факторов стресса

3.2. Рекомендации по формированию стрессоустойчивого поведения руководителей

Заключение

Список использованной литературы

- освоение наиболее подходящей каждому из менеджеров методики релаксации;

- развивать позитивный настрой и исключать негативные моменты;

- найти занятие, которое будет успокаивать;

- использование разнообразных тестовых методик, самонаблюдения для познания себя и раннего обнаружения надвигающегося стресса;

- освоение методики аутотренинга.

В рамках управления стрессами рекомендуется использовать разработку одной из стратегий:

- стратегия создания среды;

- стратегия предупреждения;

- стратегия реакции.

Целью стратегии «Создание среды» является устранение факторов, вызывающих стресс. При этом, эффект от применения данной стратегии будет постоянно действующий эффект, препятствующий возникновению стресса. Однако данная стратегия для реализации требует много времени.

Стратегия предупреждения может быть выработана быстрее, однако она также требует затрат времени. Ее цель – развитие стратегий сопротивления стрессу. Эффект данной стратегии долговременный. В рамках данной стратегии определяется и реализуется правильным планированием времени, т.е. применение тайм-менеджмента.

Стратегия реакции предполагает ее использование в ситуации, когда человек находится в стрессе и здесь данная стратегия определяет необходимость применения самоанализа, выявления стресс-факторов и их устранение. Однако в случае невозможности устранения данных факторов необходимо вытеснить причину стресса из сознания и адаптироваться к ситуации.

Таким образом, для повышения стрессоустойчивости руководителей предприятия необходимо получение базовых знаний о стрессе и освоение методов, обеспечивающих устойчивость к стрессогенным факторам, которые сопровождаю трудовую деятельность. Кроме того, повышение стрессоусточивости руководителя позволит избегать профессионального выгорания. В результате работа руководителя (менеджера) будет более эффективной и безопасной для здоровья.

Заключение

Проведенное в данной работе исследование позволяет сделать ряд выводов:

  1. В связи с тем, что в настоящее время стресс затрагивает все стороны жизни человека все большее значение имеет стресс-менеджмент. При этом, в работе было определено, что стресс – менеджмент приобретает все большее значение в деятельности современных руководителей. Система стресс-менеджмента в организации направлена на «профилактику стрессов на рабочем месте, разработку и применение методов устранения или снижение негативных последствий стрессов, разработку технологий быстрого восстановления сил и работоспособности персонала.
  2. Компетенция стресс-менеджмента предполагает обучение менеджеров организации:

- навыкам диагностики стрессовых ситуаций;

- приемам нивелирования негативных воздействий с учетом собственных психологических особенностей;

- способам эффективной нейтрализации закономерных физиологических реакций человеческого организма на изменения внешней среды.

Методами определения уровня развития данной компетенции могут служить проективные методики, тестирование, а также центры оценки. Стресс-менеджмент в организации можно представить как систему взаимоувязанных направлений деятельности, нацеленных на профилактику, смягчение и преодоление стрессогенных факторов на основе постоянного стресс-мониторинга, разработку и реализацию антистрессовой программы, действующей на организационном и индивидуальном уровнях, а также подбор и расстановку кадров исходя из уровня развития компетенции стресс-менеджмента.

  1. Во второй главе работы на примере ООО «Зоомагазин ВАКА» был проведен анализ системы управления персоналом и сформирована характеристика кадрового состава предприятия. Кроме того, было проведено исследование направленное на определение наличия стресса у работников предприятия, проведена инвентаризация организационных стресс-факторов. Для осуществления данного исследования использовались методики тестирования. Затем была проведена диагностика стрессогенных факторов, влияющих на деятельность руководителей, которая позволила выявить сферы возникновения рабочего стресса у менеджеров ООО «Зоомагазин ВАКА».
  2. Результаты исследования показали, что на предприятии есть необходимость в формировании компетенции «стресс-менеджмента» и встраивания ее в модель профессиональных компетенций руководителя. В силу отсутствия разработанной модели компетенций на ООО «Зоомагазин ВАКА», была предложена базовая модель профессиональных компетенций с учетом стратегических целей предприятия, а также разработаны уровни компетенций в области управления стрессами.
  3. Кроме того, были предложены меры по устранению основных и наиболее значимых стресс-факторов. В частности было предложено пересмотр как планов продаж, так и формы оплаты труда с окладно-премиальной на оклад плюс процент от продаж. Для устранения низкой подготовленности новых работников был разработан план мероприятий по введению в должность «продавца-консультанта» и его адаптации на рабочем месте. Для устранения стресс-фактора «конфликты» было предложено повышение компетенции по направлению стресс-менеджмента, а также применение карты конфликтов, для поиска путей разрешения конфликтов.
  4. Для повышения стрессоусточивости поведения руководителей и формирования компетенции «стресс-менеджмента» было предложено пройти обучение по программе «Стресс-менеджмент» Результатом такого обучения должно стать снижение степени напряженности и повышение стрессоустойчивости у руководителей организации, а также получении навыка управления стрессами в коллективе.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017)
  2. Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации: Учебник. 3-е изд. перераб и доп. – М.: Университет, 2017. – 680 с.
  3. Белова О.В. Стресс-менеджмент // Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2009. — № 2. Система ГАРАНТ. — [электронный ресурс] — режим доступа. — URL: http://base.garant.ru/5693324/#ixzz3JnaoGtg3.
  4. Верхозина Е.А. Сущность понятия «стресс», «стрессоустойчивость» в научной литературе// Современные концепции развития науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 171 - 176
  5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2012. – 225 с.
  6. Головченко Е.В. Компетенции современного менеджера // Евразийский союз ученых. – 2015. - № 10-5 (19). – С. 39-41
  7. Гринберг Дж. Управление стрессом. / пер с англ. Мамонтова Е.В.. - СПб.: Питер, 2012. – 388 с.
  8. Гуржий Д.А. Сущность и содержание понятия и процесса «стресс - менеджмет»: теоретический аспект // Современная экономика: Актуальные вопросы, достижения, инновации. – 2016. – С. 36 – 38
  9. Ефремова Н.В., Пихало В.Т., Ефремова Ю.Е., Петрова С.А. Управление персоналом организации: Учебное пособие. – М.: Форум, 2012. – 400 с.
  10. Калашникова М.М. Теоретический анализ содержания понятия «стресс» // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2015. - № 4.- С. 45 - 49
  11. Калмыкова О.Ю., Правдина П.А., Устименко Н.Н. Стресс – менеджмент на предприятии // Высшее образование, бизнес, предпринимательство: сборник научных трудов. – 2013. – С. 155 - 159
  12. Калмыкова О.Ю., Соловова Н.В., Гагаринский А.В. Организационный стресс: Учебное пособие / – Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. – 117 с.
  13. Камалетдинова А.Б. Управленческие компетенции как фактор создания конкурентного преимущества организации // Психологическая наука и образование. – 2012. - № 5. – режим доступа: www.psyedu.ru
  14. Кибанов А.Я., Коновалова В.Г., Белова О.Л. Управление персоналом: теория и практика. Управление конфликтами и стрессами: Учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2013. – 88 с.
  15. Кибанов А.Я. Концепция компетентностного подхода управления персоналом: Монография. - М.: Н ИНФРА-М, 2014 - 156 с.
  16. Ковальчук А.В., Шереметова А.В. Стресс – менеджмент как способ повышения эффективности деятельности организации // Актуальные вопросы современной науки и практики. – 2016. - № 2. – С. 18-20
  17. Комаров А.В., Брюханов Д.Ю. Влияние компетентностей руководителя на эффективность деятельности организации // Актуальные проблемы экономики и права. – 2015. – 4 (36). – С. 131 - 140
  18. Коргова М.А., Салогуб А.М., Шхагумов Р.Х. Оценка менеджеров организации с применением модели компетенций // Гуманизация образования. – 2015. – № 5. –С. 89-96
  19. Кречетников К.Г. Использование модели компетенций в управлении персоналом // Наука и современность. – 2015. - № 35. - С.196-201
  20. Кречетников К.Г., Федосеева С.В. Стресс – менеджмент как часть менеджмента организации // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. – 2016. - № 40-2. – С. 17-22
  21. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г. и Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания: Учебное пособие для студ. факультета психологии. – Куйбыше Куйбышевский филиал ФГБОУ ВПО, 2012. - 96 с.
  22. Куликов Л.В., Михайлова O.A. Виды трудового стресса / под ред. Прохорова А.О. - М.: ПЕР СЭ, 2011. – 98 с.
  23. Леонова А.Б., Мотовилина И.А. Профессиональный стресс в процессе организационных изменений / Психологический журнал. – 2012. - №2. – С. 36-37.
  24. Льюс Д. Управление стрессом. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 238 с.
  25. Матюшкина И.В. Модель профессиональной компетенции руководителя // Новая наука: теоретический и практический взгляд. – 2017. - № 3. – С. 24 – 27
  26. Мельник Ю. Управление стрессами. – М.: Профессиональный стресс, 2014. – 287с.
  27. Мельникова Н.А. Стресс- менеджмент, как средство управления организацией // Экономика и социум. - 2016. - № 5-3 (24). - С. 398 - 400
  28. Музыченко Л.С. Учет профессиональных стрессов в управлении персоналом // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2016. - № 1(2). – 169 – 173
  29. Нестерова О.В. Handbookпо дисциплине «Модели профессиональных компетенций в управлении персоналом»: Программа магистерской подготовки по направлению «управление человеческими ресурсами. – М.: МФПУ «Университет», 2011. – 35 с.
  30. Нестерова О.В. Управление стрессами: Учебное пособие. – М.: МФПУ «Университет», 2012. – 320 с.
  31. Резник С.Д. Организационное поведение: Учебник. – М.: Инфра – М, 2016. – 464 с.
  32. Самоукина Н.В. Управление без стресса: Учебное пособие. – М.: Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт, 2015. – 104 с.
  33. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 512 с.
  34. Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции на работе. - М.: Гиппо, 2010. - 384 с.

Приложение 1

Таблица 1

Симптомы профессионального выгорания

Психофизические симптомы

Социально-психологические симптомы

Поведенческие симптомы

- чувство постоянной, непроходящей усталости;

- ощущение эмоционального и физического истощения;

- снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды;

-общая астенизация;

- частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

- резкая потеря или резкое увеличение веса;

-полная или частичная бессонница;

- постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

-одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

- заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности;

- одна из причин снижения продолжительности жизни, особенно у мужчин.

- безразличие, скука, пассивность и депрессия;

- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

- частые нервные «срывы»;

-постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;

- чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;

- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;

- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы.

- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

- сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня;

- вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;

- руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;

- чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях;

- дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

- злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Приложение 2

Таблица 1

Компетенция «стресс-менеджмент» и уровни ее проявления


Приложение 3

Опросник «Инвентаризация симптомов стресса» (Т. Иванченко)

Инструкция: прочитайте вопросы и оцените, как часто проявляются

нижеперечисленные симптомы:

1. Легко ли вы раздражаетесь даже из-за мелочей?

2. Нервничаете ли, если приходится чего-либо ждать?

3. Краснеете ли, когда испытываете неловкость?

4. Можете ли в раздражении обидеть кого-нибудь?

5. Выносите ли критику или она выводит вас из себя?

6. Если вас толкнут в автобусе, постараетесь ли вы ответить обидчику тем же или скажете что-то обидное; при управлении автомобилем часто жмете на клаксон?

7. Всегда ли все ваше время заполнено какой-либо деятельностью?

8. Свойственна ли вам пунктуальность: часто ли вы опаздываете?

9. Умеете ли вы выслушивать других: всегда перебиваете их, дополняете высказывания?

10. Страдаете ли отсутствием аппетита?

11. Часто испытываете беспричинное беспокойство?

12. Плохо чувствуете себя по утрам, кружится ли у вас голова?

13. Испытываете ли постоянную усталость, легко ли «отключаетесь»?

14. Даже после продолжительного сна не чувствуете ли себя «разбитым»?

15. Считаете ли вы, что у вас что-то не в порядке с сердцем?

16. Страдаете ли от болей в спине или шее?

17. Часто ли барабаните пальцами по столу, а сидя — покачиваете ногой?

18. Мечтаете ли вы о признании, хотите ли, чтобы вас хвалили за то, что вы делаете?

19. Считаете ли вы себя лучше многих других, но никто этого не замечает?

20. Находитесь ли вы на диете? Стремитесь ли изменить свой вес?

Подсчитайте сумму баллов ваших ответов:

Почти никогда — 1,

Редко — 2,

Часто — 3,

Почти всегда — 4.

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается общее

количество набранных баллов

До 30 баллов

Вы живете спокойно и разумно, справляясь с проблемами, которые вам преподносит жизнь. Вы не страдаете ни ложной скромностью, ни излишним честолюбием. Вместе с тем рекомендуем вам проверить свои ответы вместе с хорошо знающим вас человеком: люди, имеющие такую сумму баллов, часто видят себя в розовом свете.

От 31 до 45 баллов

Для вашей жизни характерны деятельность и напряжение. Вы подвержены стрессу как в положительном смысле слова (стремитесь добиться чего-либо), так и в отрицательном (хватает проблем и забот). По всей видимости, вы и впредь будете так жить, постарайтесь только выделить немного времени для себя.

От 46 до 60 баллов