Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 249
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования организационных структур предприятия
1.1. Понятие, сущность и значение организационной структуры управления
1.2. Виды организационных структур предприятия
Глава 2. Анализ организационной структуры АО «Муромский хлебокомбинат»
2.1. Краткая характеристика АО «Муромский хлебокомбинат»
2.2. Оценка организационной структуры управления, ее элементов и уровней
2.3. Оценка эффективности организационной структуры управления предприятием
В организационной структуре наблюдается несоответствие подчинения отдела кадров заместителю директора, основными функциональным блоком руководства которого является производство. Предлагается переподчинить отдел кадров непосредственно генеральному директору предприятия.
Организационная структура управления предприятия должна отвечать целям и задачам производственного процесса, а так же современным тенденциям, которые указывают на необходимость более быстрого выполнения производственных задач, более быстрого принятия управленческих решений.
Для достижения этих целей существующую организационную структуру предприятия линейного типа предлагается преобразовать в функциональную, установив определенные горизонтальные и функциональные связи между инстанциями.
Горизонтальные связи необходимо установить между:
- руководителями второго уровня управления по вопросам их компетенции, то есть между: заместителем генерального директора, коммерческим директором, главным бухгалтером, главным инженером, начальником юридического отдела и начальником отдела кадров;
- начальником отдела маркетинга, начальником отдела сбыта продукции, начальником складского хозяйства и начальником транспортного участка, что будет способствовать повышению эффективности решения задач сбыта продукции и снабжения предприятия;
- главным механиком и начальником компьютерного обеспечения по вопросам наладки, установки и ремонта производственного оборудования.
Функциональные связи необходимо установить между:
1) заместителем генерального директора, главным бухгалтером, начальником юридического отдела, начальником отдела кадров и начальником отдела компьютерного обеспечения. Такие функциональные связи помогут устранять неполадки, возникающие в компьютерном и программном обеспечении более быстро, что предотвратит от простоев предприятия и его отдельных подразделений;
2) заместителем генерального директора и главным механиком по вопросам наладки и ремонта оборудования на производстве.
Устранение превышения норм управляемости в организационной структуре управления у начальника хлебобулочного производства и начальника кондитерского производства, предлагается решить за счет установления дополнительного уровня управления, введения должностей начальников смен.
Так как предприятие работает в две смены, введение начальников смен соответствует производственным задачам и производственному процессу осуществляемому на предприятии.
В хлебобулочном производстве 1 смена состоит из 25 человек, вторая из 20 человек. В кондитерском производстве 1 смена состоит из 18 человек, вторая из 17 человек. Дополнительно персонал нанимать не планируется, начальниками смен должны быть назначены те из работников относящиеся к той или иной смене, которые более соответствуют этой должности по уровню образования и опыту работы.
Наглядно предлагаемые преобразование организационной структуры управления АО «Муромский хлебокомбинат» отображены на рисунке 2.
Построение организационной структуры отдела маркетинга, в соответствии с целями деятельности предприятия предполагает преобразование организационной структуры из функциональной в сегментарную.
Сущность структуры, которая в настоящее время существует в АО «Муромский хлебокомбинат» заключается в том, что все работники отдела подчиняются начальнику отдела и каждый из них выполняет определенные функции, например, один занимается только рекламой, другой исследованием рынка, третий сервисным обслуживанием. Такая ориентация отдела маркетинга эффективна, когда требования к рекламе, организации сбыта, обслуживанию, упаковке существенно отличаются для различных товарных групп, а этого на предприятии нет. Такая организационная структура не позволяет видеть все недостатки и преимущества реализации товара в определенной территории, что важно для предприятия, стремящегося стать лидером в регионе.
Чтобы свести к минимуму недостатки существующей системы, можно использовать сегментную (территориальную) организацию отдела маркетинга. Сегментная (направленная на обслуживание определенной территории) ориентация отдела маркетинга заключается в том, что внутри отдела каждый работник будет отвечать за представление и развитие рынка на определенной территории.
Общее количество работников отдела маркетинга АО «Муромский хлебокомбинат» 4 человека, из них 1 это начальник отдела и три подчиненных.
Рисунок 2 – Проект организационной структуры
Предлагается за каждым подчиненным закрепить определенную территорию:
1 – территория города Муром;
2 – территория Муромского района и территория соседних городов и районов.
АО «Муромский хлебокомбинат» пока достаточно слабо представлен в соседних областях и регионах, поэтому содержание в штате предприятия еще одной единицы для развития этого направления регионального рынка не эффективно. В то же время Муромский район не настолько обширен, чтобы держать для поддержания рынка на нем целую штатную единицу, поэтому предлагается объединить в рамках полномочий одного специалиста отдела маркетинга выполнение функций по развитию и поддержанию рынка в Муромском районе и соседних городах и регионах. Указанный специалист должен будет, в соответствии с целями предприятия продвигать продукцию завода в смежных регионах, а при достижении в них определенного уровня развития возможно принятие в штат дополнительного специалиста, который будет поддерживать торговлю в соседних городах и регионах. В настоящее время предприятию такая должностная единица не нужна, соответственно отдел маркетинга предлагается сократить на одного человека.
Предлагаемая схема организационной структуры отдела маркетинга АО «Муромский хлебокомбинат» представлена на рисунке 3.
Выводы
В соответствии выявленной проблематикой структуры управления АО «Муромский хлебокомбинат» были предложены направления совершенствования организационной структуры управления на предприятии:
- перестроение организационной структуры управления для установления горизонтальных и функциональных связей с целью повышения эффективности производственного процесса из линейной в функциональную;
- переподчинение отдел кадров предприятия;
- устранение превышения норм управляемости у начальника хлебобулочного производства и начальник кондитерского производства;
- изменение существующей организационной структуры отдела маркетинга, в соответствии с целями деятельности предприятия;
- разработка положения об организационной структуре предприятия.
Заключение
Организационная структура управления – это совокупностьструктуры подразделений и взаимосвязей между ними в процессеуправления, включая права и ответственность отдельных работников завыполнение конкретных видов деятельности.
Эволюция организационных структур показываетуниверсальной структуры нет, для каждой можно найти и достоинства, инедостатки и процесс поиска продолжается. Следует отметить, чтосуществует и другая точка зрения, состоящая из концепций«размороженной системы» или организации без структуры управления. Последователи этойконцепции считают, что время «организованных организаций» пришло ичто современная экономика вступает в такой этап, когда особую важностьприобретает самоорганизация. Не отрицая важности самоорганизации,поиск эффективных организационных структур управления остается актуальной.Вместе с тем сама по себе организационная структура не обеспечиваетавтоматически эффективности процесса управления. Теоретически самаялучшая организационная структура может оказаться неудачной, если не будетподдержана умелыми руководителями, специалистами и исполнителями,и, наоборот, хорошее управление может привести к нужным результатамдаже в условиях неэффективной организационной структуры.
Организационная структура управления АО «Муромский хлебокомбинат» является линейной и основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция.
Проведенный выше анализ позволил выявить основные проблемы организационной структуры управления АО «Муромский хлебокомбинат», это:
- проблематика, связанная с типом организационной структуры на предприятии, то есть линейной структуре основанной на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция, в связи с чем высшее руководство испытывает информационные перегрузки, выполнение производственных задач усложняется ввиду невозможности решения вопросов без участия непосредственного руководства;
- в организационной структуре наблюдается несоответствие подчинения отдела кадров заместитель директора, основными функциональным блоком руководства которого является производство;
- превышение норм управляемости у начальника хлебобулочного производства и начальник кондитерского производства;
- в обществе отсутствуют положения о подразделениях и организационной структуре, что не разрешает выстроить эффективную систему контроля за деятельностью аппарата управления на предприятии.
Таким образом, направлениями совершенствования организационной структуры предприятия должно являться устранение выявленных недостатков, а именно норм управляемости, кроме того, организационная структура предприятия должна способствовать поставленным предприятием целям.
В соответствии выявленной проблематикой структуры управления АО «Муромский хлебокомбинат» были предложены направления совершенствования организационной структуры управления на предприятии:
- перестроение организационной структуры управления для установления горизонтальных и функциональных связей с целью повышения эффективности производственного процесса из линейной в функциональную;
- переподчинение отдел кадров предприятия;
- устранение превышения норм управляемости у начальника хлебобулочного производства и начальник кондитерского производства;
- изменение существующей организационной структуры отдела маркетинга, в соответствии с целями деятельности предприятия;
- разработка положения об организационной структуре предприятия.
Список литературы
Алексеева В.И. Эволюция организационных структур управления субъектов предпринимательской деятельности // Теория и практика общественного развития. 2012. № 6. С. 180-182.
- Биктимеров, Р. Н. Формирование эффективных хозяйственных связей внутрифирменной системы предпринимательских структур [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Р. Н. Биктимеров ; [Казан. гос. фин.-экон. ин-т, Каф. «Маркетинг» ; науч. рук.: Мищенко А. П.]. - Уфа, 2011.
Вароная Н.Ю. Основные принципы построения гибких организационных структур предприятия // Научные труды SWorld. 2011. Т. 10. № 3. С. 61-62.
Гурьянова Э.А. Современное состояние и проблемы проектирования организационных структур отечественных предприятий // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2011. № 3. С. 31-34.
- Дафт, Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
- Драчева, Е. Л. Менеджмент [Текст] : учеб. для сред. проф. образования по спец. экономики и упр. / Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. - 11-е изд., стер. - М. : Академия, 2011.
- Зиновьев В. Методика разработки рациональной структуры управления предприятием. // Менеджмент сегодня. Краснодар: Изд-во ООО «Объединенная редакция», 2011. № 4. – С. 12.
- Менеджмент : учеб.-метод. комплекс дисц. для студ. спец. «Экономика и упр. на предприятии» и направл. «Экономика» / Поволж. гос. ун-т сервиса (ПВГУС), Каф. «Экономика и упр.» ; сост.: П. П. Мещеряков, Т. А. Пантелеева. - Тольятти : ПВГУС, 2011.
Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. - СПб.: Питер, 2011.
- О'Шонесси, Дж. Принципы организации управления фирмой / Дж. О'Шонесси. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2011.
Сазонов А.А. Современные подходы к проектированию организационных структур управления // Проблемы экономики. 2012. № 1. С. 78.
Терешин Н.Н., Кулагова И.А., Алехина О.Ф.Исследование и совершенствование управления производством на промышленных предприятиях. Монография. Ижевск – Н. Новгород: Изд-во «Митра». 2011.
-
Ямпольская Д. О., Зонис М. М. Менеджмент. - М.: Нева, 2015. –С. 128. ↑
-
Дафт, Ричард Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – С. 101. ↑
-
Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. - СПб.: Питер, 2011. – С. 54-55. ↑
-
О'Шонесси, Дж. Принципы организации управления фирмой. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2011. – С. 112. ↑
-
Менеджмент [Текст] : учеб.-метод. комплекс дисц. для студ. спец. «Экономика и упр. на предприятии» и направл. «Экономика» / Поволж. гос. ун-т сервиса (ПВГУС), Каф. «Экономика и упр.» ; сост.: П. П. Мещеряков, Т. А. Пантелеева. - Тольятти : ПВГУС, 2011. – С. 34. ↑
-
Гурьянова Э.А. Современное состояние и проблемы проектирования организационных структур отечественных предприятий // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2011. № 3. С. 31-34. ↑
-
Сазонов А.А. Современные подходы к проектированию организационных структур управления // Проблемы экономики. 2012. № 1. С. 78. ↑
-
Менеджмент [Текст] : учеб.-метод. комплекс дисц. для студ. спец. «Экономика и упр. на предприятии» и направл. «Экономика» / Поволж. гос. ун-т сервиса (ПВГУС), Каф. «Экономика и упр.» ; сост.: П. П. Мещеряков, Т. А. Пантелеева. - Тольятти : ПВГУС, 2011. – С. 34. ↑
-
Терешин Н.Н., Кулагова И.А., Алехина О.Ф.Исследование и совершенствование управления производством на промышленных предприятиях. Монография. Ижевск – Н. Новгород: Изд-во «Митра». 2011. – С. 42. ↑
-
Биктимеров, Р. Н. Формирование эффективных хозяйственных связей внутрифирменной системы предпринимательских структур : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Р. Н. Биктимеров ; [Казан. гос. фин.-экон. ин-т, Каф. «Маркетинг» ; науч. рук.: Мищенко А. П.]. - Уфа, 2011. – С. 13. ↑
-
Зиновьев В. Методика разработки рациональной структуры управления предприятием. // Менеджмент сегодня. 2011. № 4. – С. 12. ↑
-
Драчева, Е. Л. Менеджмент : учеб. для сред. проф. образования по спец. экономики и упр. / Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. - М. : Академия, 2011. - С. 132. ↑