Файл: Выявление сильных и слабых сторон фирмы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 743

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире, в условиях жесткой конкуренции рыночные отношения определяют финансовую несостоятельность разных фирм и предприятий или даже их временную неплатежеспособность. Когда предприятие не успевает перестроиться и подготовиться к грядущим изменениям, то можно считать, что ситуация на данном предприятии кризисная. Дабы этого избежать, руководству фирмы необходимо вовремя валиться в ход идущих перемен и принять все необходимые меры по устранению трудностей, а именно финансовых сложностей и вывести предприятие на новый уровень.

Для нормального функционирования на рынке, любая компания должна вовремя адаптироваться и приспосабливаться к внешней среде. Для этого необходимо непрерывно выявлять возможное угрозы для предприятия исходящие из внешней среды. Руководству предприятия необходимо активно формировать внешние условия для успешного развития компании.

Для каждого предприятия необходимо вовремя выявить слабые и сильные стороны предприятия, которые в свою очередь, оказывают непосредственное влияние на факторы снижение издержек в сфере производства. То есть, руководству компании необходимо оценить текущее состояние предприятия и выявить все проблемные моменты и всевозможные угрозы, которые могут нанести вред, вплоть до финансового кризиса компании. Данный вопрос уже давно выдвигают на первый план как зарубежные так и российские компании. В связи с этим, данная тема исследования, в современных условиях, наиболее актуальна.

Целью данной курсовой работы является анализ сильных и слабых сторон предприятия ООО «Про-ПАК» и разработка мероприятий по совершенствованию его деятельности.

Задачами курсовой работы являются:

- изучение теоретических основ сильных и слабых сторон фирмы;

- предоставление общей характеристики предприятия ООО «Про-ПАК»;

- анализ внутренней и внешней среды предприятия;

- проведение SWOT – анализа предприятия;

- разработка мероприятий по совершенствованию деятельности предприятия.

Объектом исследования является ООО «Про-ПАК».

Предметом исследования является анализ теоретических основ сильных и слабых сторон фирмы.

В процессе исследования применялся системный подход, метод экономического анализа, ряд экспертных оценок, использованы фундаментальные и прикладные исследования по выбранной теме.

Структурно данное исследование включает в себя введение, три главы объединяющие в себя шесть параграфов, заключение и список использованных источников.


1. ВНУТРЕННЯЯ ДИАГНОСТИКА КОМПАНИИ КАК КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗУЧЕНИЮ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ЕЁ СТОРОН

1.1 Диагностика внутренней среды компании

На наш взгляд, современный этап развития рынка требует от руководства любой компании обладать способностью вовремя оценить внутренние трудности, которые в дальнейшем могут осложнить положение предприятия во внешней среде. Так же необходимо оценивать ситуацию на фирме и для того, чтобы воспользоваться имеющимися возможностями, именно для этих целей и существует анализ слабых и сильных сторон предприятия.

Внутренняя среда организации преставляет собой ту часть среды, которая находится непосредственно в пределах данной компании. Она оказывает существенное непрерывное влияние на все функционирование организации в целом.

Как правило, менедждер обязан уметь выделять все внутренние переменные фирмы, формировать и следить за внутренней средой организации и быть в курсе всех грядущих перемен.

Внутренние переменные представляю собой ситуационные факторы, которые происходят непосредственно внутри организации. Ввиду того, что все организации и их системы созданы людьми, то внутренние переменные, как правило,выражаются в виде управленческих решений, однако это совсем не значит, что под контролем руководства компании в полном объеме находятся все внутренние переменные.

На наш взгляд, руководство компании должно всегда быть нацелено на достижение оптимального функционирования всех механизмов и уровней управления, для достижения положительных тенденций в развитии своей фирмы. Наиболее важные переменные в компании на которые стоит обращать внимание руководству это, как правило, структура, цели, технология, задачи и непосредственно сами люди.

Цели компании представляют собой совокупный конечный результат, на который нацеленна группа лиц в процессе работы. Главная цель любой коммерческой организации заключается в получении прибыли. Цели фирмы регулируются и разрабатываются непосредственно самим руководством, после чего доводятся до специалистов всех уровней, которые в свою очередь, посредствам совместной деятельности разрабатывают различные методы для их достижения.


Структура фирмы- это логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, направленное на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления [3, с. 16].

Задачи - определенная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее определенные сроки. Задачи непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и др.

Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:

- производство;

- маркетинг и материально-техническое снабжение (МТС);

- НИОКР;

- финансовое управление, бухучет и отчетность;

- общее управление.

Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационной структурах. Данные сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятием.

Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы иллюстрируется на рис.1.

Рис. 1. Внутренняя среда компании

Источник: Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2017. – 464 с.

Немаловажной предпосылкой в принятии правильных упрвыленческих решений, как правило, является глубокий и тщательный анализ внутренней среды предприятия.

Управленческий анализ (диагностика) — это процесс комплексного анализа внутренних и внешних ресурсов и возможностей организации, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильныхи слабых сторон, выявление стратегических проблем [9, с. 206].

Исходя из проведения данного анализа руководству фирмы будет легко оценить насколько верно и эффективно ведется та или иная управленческая деятельность на данный момент (какие функции менеджмента или маркетинга выполняются, кто их выполняет, насколько эффективно они выполняются - то есть оправданны ли затраты времени и денег на выполнение).

Внутреннюю среду (микросреду) можно исследовать по ключевым показателям (к примеру, с помощью портфельного анализа оценивается выпускаемый ассортимент товаров и услуг фирмы), либо в разрезе функций, как показано на рис.2:


Рис.2. Исследование внутренней среды организации в разрезе функций

Источник: Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: Институт международного права и экономики, "Триада Лтд", 2016.- 432с.

Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называют управленческим обследованием. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация [7, с. 23].

Кадровый срез внутренней среды охватывает:

  • взаимодействие менеджеров и рабочих;
  • найм, обучение и продвижение кадро;
  • оценку результатов труда и стимулирование;
  • создание и поддержание взаимоотношений между работниками и т.п.

Организационный срез включает в себя:

  • коммуникационные процессы и организационные структуры;
  • нормы, правила, процедуры, а также иерархию подчинения.
  • распределение прав и ответственности;

В производственный срез входят:

  • изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства;
  • обслуживание технологического парка;
  • осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции:

  • стратегия продукта и стратегия ценообразования;
  • стратегия продвижения продукта на рынок;
  • выбор рынков сбыта и систем распределения.

Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:

  • поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности;
  • создание инвестиционных возможностей и т.п.

Для целей стратегического планирования при обследовании ряд специалистов рекомендует рассматривать только пять функциональных зон — маркетинг, финансы (управленческий и бухгалтерский учет), производство (операционный менеджмент), персонал, а также организационную культуру и имидж организации, однако стратегические изменения могут затрагивать и другие аспекты деятельности [1, с. 154].

Анализ втутренней диагностики позволяет оценить не только текущее положение фирмы, но и рассмотреть ее положение на дальнейшую перспективу: насколько параметры, характеризующие сильные и слабые стороны организации стабильны и устойчивы в стратегической перспективе, не является ли сильная стратегическая позиция следствием случайного сочетания благоприятных факторов, связано ли ослабление положения компании с внутренними фундаментальными причинами или носит временный характер. Кроме того, внутренняя диагностика проводится для оценки последствий осуществляемых стратегических изменений.


Оценив все слабые и сильные стороны руководство компании может определить для себя, какие пробелы необходимо восполнить безотлагательно, а какие могут подаждать, а так же на какие стратегии необходимо операться фирме в дальнейшей перспективе развития на внейшнем рынке в целом.

1.2 Сущность и роль SWОT – анализа при диагностике фирмы

Выводы по анализу сильных и слабых сторон организации в дальнейшем включаются в SWОT-анализ— один из основных аналитических инструментов стратегического менеджмента.

SWОT–анализ представляет собой оценку внутренней среды фирмы, а также внешних возможностей и угроз.

Цель SWОT-анализа – сформулировать основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.

Задачи SWОT-анализа:

1. Выявить сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами.

2. Выявить возможности и угрозыс внешней среды.

3. Связать сильные и слабые стороны с возможностями и угрозами.

4. Сформулировать основные направления развития предприятия.

Первый этап SWОT-анализа. На первом этапе исследования компания составляет список своих сильных и слабых сторон. Сила – это то, в чём компания преуспела, или какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности. Слабость – это отсутствие чего-то важного доля её функционирования или то, что не удается компании, игли нечто, ставящее её в неблагоприятные условия [15, с. 101].

К потенциально сильным сторонам компании можно отнести хорошую репутацию в глазах потребителей, низкие издержки, лидерство по «кривой опыта», совершенство управления, отлаженную систему управления продукции и т.п.

К потенциально слабым сторонам компании можно отнести отсутствие чёткой стратегии, устаревшие производственные мощности, плохо организованную систему сбыта, узкую номенклатуру выпускаемой продукции и т.п.

Второй этап SWОT-анализа. Компания составляет список возможностей и угроз, заключённых во внешней средне.

Рыночные возможности во многом определяют стратегию компании. В зависимости от условий отрасли возможности могут быть как многообещающими, так и бесперспективными, изменяясь от очень привлекательных до интересующих фирму в последнюю очередь [6, с. 211].