Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 738
Скачиваний: 10
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВНУТРЕННЯЯ ДИАГНОСТИКА КОМПАНИИ КАК КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗУЧЕНИЮ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ЕЁ СТОРОН
1.1 Диагностика внутренней среды компании
1.2 Сущность и роль SWОT – анализа при диагностике фирмы
1.3 Комплексный анализ среды фирмы
2. АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ПРО-ПАК»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
На третьем этапе SWОT-анализа определяется взаимозависимость факторов внутренней и внешней среды. Для оценки этих связей составляется мастерица SWОT.
На четвёртом этапе SWОT-анализа оценивается значимость факторов и их влияние на формирование стратегии в целом [11,с. 16].
Некоторые сильные стороны компании весомее, чем другие, так как они играют более важную роль в деятельности фирмы, в конкурентной борьбе и в формировании её стратегии.
При определении значимости фактора оценивают силу его влияния на положение компании. Кроме этого, анализируя возможности угрозы, оценивают вероятность использования возможности или реализации угрозы.
Простейшая форма представления результатов SWОT-анализа приведена на рис.3: перечисляются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
Рис. 3. SWОT-анализ
Источник: Игнатов В.Г., Албастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2017. – 464 с.
Чтобы избежать ошибок и извлечь максимум пользы из SWОT-анализа, нужно следовать следующим правилам:
Правило 1. Необходимо тщательно определить сферу SWОT-анализа. Компании часто проводят общий анализ, охватывающий весь их бизнес. Скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным для менеджеров, которых интересуют возможности на конкретных рынках или сегментах.
Правило 2. Необходимо понять различия между элементами SWОT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны — это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.
Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок.
Правило 4. Важно быть объективными и использовать разностороннюю ходную информацию.
Правило 5. Необходимо избегать пространных и двусмысленных заявлений.
Пример неверного SWОT-анализа рассмотренна рис.4:
Рис. 4. Пример плохого SWОT-анализа (беспорядочные заявления, формулировки слишком пространны и нечётко определены; многие взгляды не учитывают мнение рынка)
Источник: Куштавкин Д.Е. Разработка бренда как фактор формирования конкурентных преимуществ // Маркетинг в России и за рубежом.- 2017.- №3.-117 с.
Методика SWОT-анализа в последние годы становится наиболее актуальной в своем развитии, так как это исключительно эффективный и доступный способ оценки состояния проблемной и управленческой ситуации в организации. Специалисты рекомендуют регулярно, по крайней мере, раз в год проводит SWОT-анализ деятельности организации собственными силами руководства фирмы.
1.3 Комплексный анализ среды фирмы
После того как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, ранжированных в зависимости от силы воздействия на благополучие фирмы, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWОT, которая представлена в таблице 1.
Таблица 1
Матрица SWОT
Возможности |
Угрозы |
|
Сильные стороны |
(x,y,z) |
(x,y,z) |
Слабые стороны |
(x,y,z) |
(x,y,z) |
Источник: Виханский О.С. Стратегическое планирование: Учебник. – М.: Гардарики, 2016. – 296 с.
Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы[8, се. 205] .
На пересечении разделов образуется четыре поля: поле «SaОb» (сила и возможности); поле «SaTb» (сила и угрозы); поле «WaОb» (слабость ивозможности); поле «WaTb» (слабость и угрозы). Индексы «a» и «b» показывают сочетание каких слабых или сильных сторон и возможностей или угроз рассматриваются в данной ячейке. В свою очередь оценка «х» обозначает степень значимости каждой из:
- сильных сторон организации с точки зрения использования потенциальных возможностей и парирования негативных последствий потенциальных угроз;
- слабых сторон организации с точки зрения степени ее влияния на перспективы использования каждой возможности и усугубления возможных последствий реализации каждой угрозы.
Оценка «y» показывает вероятность реализации каждой возможности и угрозы.
Оценка «z» обозначает ранжирование возможностей и угроз по степени влияния на организацию.
После заполнения всех полей матрицы, исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «SaОb», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации, для того чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «WaОb», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на подле «SaTb», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «WaTb», организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу. Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. [10, с. 156].
Таким образом, метод SWОT-анализа позволяет оценить сильные и слабые стороны фирмы в комплексе с возможностями и угрозами, которые может предоставлять внешняя среда, а также сделать выводы о положении компании и необходимости стратегических изменений.
2. АНАЛИЗ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ПРО-ПАК»
2.1 Общая характеристика предприятия
ООО «Про-ПАК» - это одно из самых крупных предприятий производящих в России полимерные пленки.
Юридический адрес компании: 108808, г. Москва, пос. Первомайское, ул. Рабочая, корп.1, стр. 79
Основное направление деятельности ООО «Про-ПАК» - изготовление гибких упаковочных материалов. Любой, даже самый смелый заказ позволяют реализовать производственные мощности.
Ключевым моментом в работе компании является проработка индивидуальных рецептур для достижения всех требований заказчика.
Залогом успешного сотрудничества является использование самых передовых материалов и технологий. Квалифицированный персонал бережно и внимательно относится к выпускаемой продукции, что дает возможность компании занимать лидирующие позиции в полимерной отрасли России и с иностранными производителями успешно конкурировать.
Компания предлагает:
- Десятки видов пищевых, защитных, упаковочных, паллетных, термоусадочных и других пленок.
- Высокое качество изготовляемой продукции.
- К каждой пленке индивидуальный подход.
- Своевременное и четкое выполнение заказов.
- Обеспечение непрерывного контроля качества продукции.
Следует отметить, что менеджмент в компании хорошо развит. Директор сам принимает все решения и доводит их до подчиненных. В табл.2 представлены стратегические цели управления в ООО «Про-ПАК».
Таблица 2
Стратегические цели управления в ООО «Про-ПАК»
Генеральная цель: Создание устойчивой компании – лидера на рынке упаковочных материалов |
1-я цель увеличить стоимость компании |
- закрепить долю рынка в стране; - обеспечить контроль рентабельности деятельности; - обеспечить оптимальную структуру заемного и собственного капитала; - расширить товарный ряд; - выстроить и внедрить оптимальную структуру управления торговым предприятием; - расширить свое присутствие в других регионах |
2 – я цель повысить устойчивость компании к циклическим экономическим кризисам |
- разработать и реализовать систему антикризисного управления; - создать финансовую диверсифицированную «подушку безопасности» с постоянным характером дохода, который не будет зависеть от кризиса |
|
3 – я цель достигнуть и поддерживать отраслевое лидерство |
- проводить анализ маркетингового окружения на постоянной основе; - выработать и придерживаться маркетинговой стратегии деятельности; - реагировать на изменения, происходящие в маркетинговой среде и при необходимости осуществлять корректирование выбранной стратегии |
Источник: Составлено автором
Миссия предприятия — максимальное удовлетворение потребностей клиента. На рис.5 отображены цели и задачи ООО «Про-ПАК».
Рис.5. Цели и задачи ООО «Про-ПАК»
Источник: Составлено автором
Таким образом, основными целями деятельности предприятия можно обозначить завоевание и удержание лидерской позиции на рынке, максимизация прибыли, обеспечение высокой конкурентоспособности товаров.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Про-ПАК» за 2016-2018 годы приведены в таблице 3.
Таблица 3
Динамика финансовых показателей компании ООО «Про-ПАК» за 2016 – 2018 гг., руб.
Показатель |
Значение показателя, руб. |
Динамика 2018/2017 |
Динамика 2017/2016 |
||||
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
сумма, руб. |
темп прироста, % |
сумма, руб. |
темп прироста, % |
|
1. Выручка |
965015 |
1037379 |
1523023 |
485644 |
146,8 |
72364 |
107,5 |
2. Себестоимость продаж |
761740 |
856869 |
1255603 |
398734 |
146,5 |
95129 |
112,5 |
3. Валовая прибыль (убыток) (1-2) |
203275 |
216510 |
267420 |
50910 |
123,5 |
13235 |
106,5 |
4. Коммерческие расходы |
14748 |
26228 |
67586 |
41358 |
257,6 |
11480 |
177,8 |
5. Управленческие расходы |
100108 |
141468 |
68920 |
-72548 |
48,7 |
41360 |
141,3 |
6. Прибыль (убыток) от продаж |
27579 |
48814 |
130914 |
82100 |
268,1 |
21235 |
177,0 |
7. Проценты к получению |
45454 |
70653 |
43506 |
-27147 |
61,5 |
25199 |
155,4 |
8. Проценты к уплате |
20464 |
88319 |
6969 |
-81350 |
7,8 |
67855 |
431,5 |
9. Прочие доходы |
352829 |
605956 |
687715 |
81759 |
113,4 |
253127 |
171,7 |
10. Прочие расходы |
364279 |
626619 |
701313 |
74694 |
111,9 |
262340 |
172,0 |
11. Прибыль до налогообложения |
61512 |
79485 |
153853 |
74368 |
193,5 |
17973 |
129,2 |
12.Текущий налог на прибыль |
12282 |
16000 |
30896 |
14896 |
193,1 |
13718 |
701,1 |
13. Налоговые санкции |
1184 |
14412 |
139 |
-14273 |
0,9 |
13228 |
1217,2 |
14. Изменение отложенных налоговых обязательств |
35 |
2198 |
7 |
-2191 |
0,3 |
2163 |
6280 |
15. Изменение отложенных налоговых активов |
741 |
1689 |
20 |
-1669 |
1,1 |
948 |
227,9 |
16. Чистая прибыль |
47270 |
62847 |
122934 |
60087 |
195,6 |
15577 |
133,0 |