Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации АО «НПП «ЗВЕЗДА».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в распространенности необходимости проведения анализа внешней и внутренней среды для любого предприятия, осуществляющего свою хозяйственную деятельность в условиях современного рынка. Любая организация, функционирующая на рынке, работает в определенной среде и окружении. Она постоянно контактирует с другими организациями, людьми. На нее оказывают влияние различные политические и экономические события в стране.

Все это воздействует на организацию, оказывает влияние на ее деятельность, объем продукции и услуг. Поэтому для любой организации важен верный анализ внешней ситуации. Фирма не может изменить внешние факторы, но она может выработать правильную стратегию поведения в соответствии с этими факторами, и даже использовать себе на пользу некоторые из них.

Внутренняя ситуация на фирме – общая обстановка, финансовые показатели, отношения между сотрудниками фирмы, их мотивация к труду, структура фирмы – все это также оказывает значимое влияние на действия фирмы. И здесь верный анализ, и оценка ситуации могут помочь отыскать возможности для изменения и улучшения ситуации, что может повлечь за собой рост прибылей фирмы.

Любое предпринимательское предприятие является открытой системой. В процессе получения ресурсов со стороны, проектирования и производства продукции или оказания услуг, реализации этой продукции или этих услуг во внешнюю среду предприятие активно взаимодействует с этой средой, а также со средой внутренней. Все это содержится в предпринимательском процессе, направленном на достижение целей предприятия.

Изучив теоретические основы внутренней и внешней среды предприятия, можно сделать вывод, что внутренние факторы в сочетании с факторами внешней среды предприятия оказывают решающее воздействие на жизнедеятельность организации. Все составляющие внутренней и внешней среды тесно взаимодействуют между собой и оказывают влияние друг на друга. Внутренняя и внешняя среда предприятия должна подвергаться постоянному изучению и анализу со стороны руководителя, для того чтобы в последствии принять верное решение и стабилизировать экономическое положение предприятия.

Объектом курсового исследования является АО «НПП «ЗВЕЗДА».

Предметом курсового исследования выступает внутренняя и внешняя среда АО «НПП «ЗВЕЗДА».

Цель курсовой работы - всесторонние изучение внешней и внутренней среды организации.


Исходя из объекта и предмета курсового исследования для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:

  • изучить различные источники по выбранной теме;
  • рассмотреть теоретико-методологические основы анализа внешней и внутренней среды организации;
  • рассмотреть внутреннюю и внешнюю среду организации;
  • определить цели и принципы анализа внутренней среды организации;
  • определить цели и принципы анализа внешней среды организации;
  • провести исследование внешней и внутренней среды АО «НПП «ЗВЕЗДА»;
  • дать краткую организационно-экономическую характеристику АО «НПП «ЗВЕЗДА»;
  • выполнить анализ внешней среды АО «НПП «ЗВЕЗДА»;
  • выполнить анализ внутренней среды АО «НПП «ЗВЕЗДА»;
  • дать рекомендации по направлению совершенствования деятельности АО «НПП «ЗВЕЗДА» с учетом факторов внешней и внутренней среды;

Исходя из поставленных целей и задач, курсовая работа имеет следующую структуру: введение, три главы основной части, заключение, список использованных источников.

Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа внешней и внутренней среды организации

1.1. Понятие и сущность внутренней и внешней среды организации

Внешняя среда предприятия – это совокупность экономических, политических, правовых, научных и технических, коммуникационных, природно-географических и других условий и факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на деятельность предприятия[1].

Внутренняя среда предпринимательского предприятия тесно связана с его внешней средой. Она в значительной степени зависит от внешней среды данного предприятия, а также от его целей и задач.

Для лучшего понимания сущности внешней и внутренней среды организации, рассмотрим составляющие, которые в них включены в таблице 1.

Таблица 1

Факторы внешней и внутренней среды организации[2]


Внешняя среда

Внутренняя среда

- экономические показатели страны;

- политические изменения на федеральном и местном уровне;

- законодательные акты местного и федерального значения;

- развитие науки и техники;

- поведение других фирм;

- природно-климатические условия;

- поведение покупателей;

- техническая оснащенность фирмы;

- организационные процессы внутри предприятия;

- социальные составляющие – обстановка, отношения в коллективе;

- информация внутри предприятия;

- экономические показатели фирмы;

- маркетинговая политика фирмы;

- поведение персонала и руководства фирмы

Анализируя таблицу 1, можно сделать вывод о том, что факторы внешней среды – это факторы, на которые фирма воздействовать не может, может только учитывать их при разработке своей стратегии поведения. Внутренние факторы же воздействию поддаются, фирма может менять и корректировать их, для того, чтобы подстроиться и наилучшим образом действовать при воздействии на нее внешних факторов.

Рассмотрим характеристики внешней среды, которые должна учитывать фирма на рисунке 1.

Рисунок 1. Характеристики внешней среды[3]

Из рисунка видим, что большинство из перечисленных факторов внешней среды – неопределенные, сложно поддающиеся воздействию и оценке. Сложность внешней среды характеризуется тем, что в ней существует множество элементов, каждый из которых в свою очередь является подсистемой и между этими элементами существует взаимосвязь.

Опишем более подробно характеристики внешней среды:

1) Сложность внешней среды для фирмы проявляется в том, что каждый из ее факторов сильно отличается от других и взаимосвязь между этими факторами сложно проанализировать. К числу таких внешних факторов относятся: государственные акты, заинтересованные группы влияния, конкуренты и действующие технологии. Организация, которая использует большое число различных видов исходных материалов, привлекающая специалистов, контактирует со многими компаниями (субподрядчиками), а также домохозяйствами. Она действует в более сложной среде, чем компания, у которой число таких параметров меньше. В более сложных условиях действуют быстро развивающиеся организации, которые используют разнообразные технологии.

2) Внешняя среда может быть более или менее подвижной. Степень подвижности внешней среды — скорость, с которой происходят изменения среды вокруг организации. Практика показывает, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Кроме того, подвижность внешнего окружения может проявляться неодинаково для различных подразделений одной компании. Подвижность среды заставляет компанию постоянно искать разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения. Подвижность среды также оценивается степенью изменчивости факторов внешней среды.


3) Неопределенность внешней среды является функцией объема информации, которой располагает управляющая подсистема о конкретном факторе, и функцией достоверности информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная, точная и надежная информация. Чем менее определенное внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. По степени неопределенности хозяйственные ситуации, в которых предприниматели принимают решения, могут быть трех видов: определенности, риска и неопределенности. Степень неопределенности зависит также от структуры внешней среды.

В таблице 2 рассмотрим компоненты внешней среды и способы уменьшения их влияния на фирму.

Таблица 2

Компоненты внешней среды и способы уменьшения негативного влияния[4]

Компоненты

Способ уменьшения влияния

Поставщики

Поиск альтернативных поставщиков или поддержание резервного объема запасов

Капитал

Привлечение различных инвесторов – фонды, акционеры, частные лица, банки

Законодательство

Верное определение правового статуса предприятия, постоянный мониторинг изменений законодательства

Покупатели

Поиск обратной связи с покупателями для подстройки под их требования и желания

Конкуренты

Выделение уникальности в своей деятельности, отличительной черты от деятельности конкурентов

Технологии

Посещение выставок, слежение за достижениями науки и техники в своей области

Экономическая ситуация в стране

Корректная внутренняя экономическая политика

Политическое влияние

Постоянное отслеживание факторов, которые могут повлиять на фирму и быстрое реагирование

Из таблицы 2 видим, что снижение воздействия большинства внешних факторов на фирму заключается в постоянном мониторинге внешней ситуации.

Рассмотрим в таблице 3 факторы внутренней среды организации.

Таблица 3

Факторы внутренней среды организации[5]

Фактор

Характеристика

Производственно-технические

Это машины, оборудование, инструменты, технологии производства продукции. Оказывают влияние на состав и качество продукции.

Социальные

Люди и отношения между ними. Особое значение здесь имеет формирование организационной культуры и правильная мотивация работников к труду.

Организационные

Структура управления фирмой и взаимодействия между ее отделами. От верно выбранной структуры зависит эффективность функционирования всей организации

Информационные

Организация передачи информации между отделами. Большую роль здесь играют информационные технологии, которые упрощают и ускоряют процесс взаимодействия между отделами или отдельными сотрудниками фирмы

Маркетинг

Путем изучения рынка помогает удовлетворить все потребности покупателей в товарах и услугах.


Из таблицы 3 видим, что организация может и должна воздействовать на внутренние факторы, и это может помочь ей достигнуть эффективности в своем развитии.

Внутренняя среда включает основные элементы, условия и подсистемы внутри организации, обеспечивающие осуществление протекающих в ней процессов. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени.

Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, то есть протекающих в ней процессов. К элементам внутренней среды относятся цели, задачи, люди, технологии, информация, структура, организационная культура и другие составляющие. Особое место во внутренней среде организации занимают люди. Для совокупного анализа внешней и внутренней среды организации используют SWOT- анализ. Аббревиатура этого метода составлена из первых букв слов «сила», «слабость», «возможности», «опасности»; однако чаще используется английская аббревиатура – SWOT-анализ.

Анализ слабых и сильных сторон компании, благоприятных для нее возможностей и возможных угроз выполняется с помощью SWOT-анализа.

На рисунке 2 представлена матрица SWOT-анализа.

Рисунок 2. Матрица SWOT-анализа[6]

1.2. Цели и принципы анализа внутренней среды организации

Целью анализа факторов внутренней финансовой среды является характеристика не только объема финансового потенциала предприятия, но и эффективность его использования. Исследование факторов внутренней финансовой среды в процессе разработки финансовой стратегии предприятия традиционно базируется на SWOT-анализе, направленном на выявление сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия.

Систему исследуемых факторов внутренней финансовой среды каждое предприятие формирует самостоятельно с учетом специфики своей финансовой деятельности, факторы, которые характеризуют отдельные аспекты финансовой деятельности предприятия, рассматриваются обычно в комплексе и отражают его финансовую политику по тому или иному из этих аспектов.

Примерный состав наиболее важных факторов внутренней финансовой среды, подлежащих оценке в процессе стратегического финансового анализа в разрезе доминантных сфер (направлений) финансового развития предприятия, представлен в таблице 4.