Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации АО «НПП «ЗВЕЗДА».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Матрица SWOT-анализа представлена в таблице 13.

Таблица 13

Матрица SWOT-анализа для АО «НПП «ЗВЕЗДА»

Компоненты

Мероприятия

Сопоставление возможностей и сильных сторон

Увеличение объемов поставок экспортной продукции

Использование стратегии роста

Использование стратегии лидера

Увеличение объемов производства в 1,5 раза в 2018 году по сравнению с 2017

Разработка деловой стратегии Предприятия

Увеличение средней заработной платы на предприятии до среднего уровня заработной платы

Создание центров ключевых компетенций

Вхождение в региональные и федеральные программы развития

Увеличение средств на развитие социальной сферы на 15 % в 2018 году по сравнению с 2017 годом

Сопоставление возможностей со слабыми сторонами

Разработка программы освоения производства товаров гражданского назначения

Разработка программы по развитию культуры и сплоченности персонала

Снижение издержек производства в 2018 году на 15 % по сравнению с 2017 годом

Внедрение информационной системы планирования, учета и контроля

Довести к 2020 году обновляемость оборудования до 7 – 10 % от его стоимости

Разработать план подготовки резерва для выдвижения на руководящие должности

Разработать концепцию инновационного развития

Сопоставление сильных сторон с угрозами

Разработка программы реализации синергетического эффекта от взаимодействия предприятий предприятия

Продажа и аренда излишнего оборудования и площадей

Усиление социальной защиты персонала

Уменьшение на 15% времени на разработку продукции

Сопоставление слабых сторон и угроз

Разработка программы по распродаже излишних комплектующих и материалов

Создание единой службы маркетинга

Разработка программы энергосбережения на 15 %

Из таблицы 12 видно, что во всех областях действия АО «НПП «ЗВЕЗДА» существуют потенциальные возможности, которые помогут выйти на новый уровень, увеличат прибыли фирмы и потенциальные слабые стороны, которые, если не обращать на них внимание, могут привести к уменьшению прибылей Предприятия.


На основании таблицы 13 была составлена матрица SWOT-анализа, по которой, исходя из результатов анализа внешней и внутренней среды организации, были выявлены направления для совершенствования организации в дальнейшем.

Глава 3. Рекомендации по направлению совершенствования деятельности АО «НПП «ЗВЕЗДА» с учетом факторов внешней и внутренней среды

3.1. Совершенствование деятельности АО «НПП «ЗВЕЗДА»

На основе анализа внешней и внутренней среды АО «НПП «ЗВЕЗДА» можно разработать ряд рекомендаций для повышения эффективности работы предприятия, повышения его конкурентоспособности, повышению прибыльности.

Для успешной дальнейшей деятельности Предприятия необходимо в первую очередь провести:

  • реконструкцию и техническое перевооружение производственно-технологической и лабораторно-испытательной базы,
  • внедрение новых управленческих технологий и информационных систем управления бизнес-процессами и качеством продукции,
  • оснащение предприятий Предприятия «умными» автоматизированными производствами, кооперацию с ведущими зарубежными телекоммуникационными компаниями с целью освоения новых технологий, разработки и выпуска инновационной продукции и др.

Комплексное выполнение мероприятий из таблицы 13 обеспечит увеличение доли инновационной продукции, а также:

1) Рост производительности труда опережающими (по отношению к росту объемов производства) темпами – не менее 5% ежегодно, до достижения среднеотраслевых значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний.

2) Существенное (до 10%) уменьшение себестоимости выпускаемой продукции (услуг) без ухудшения основных пользовательских характеристик и снижения экологичности.

3) Существенную (не менее 5% ежегодно) экономию энергетических ресурсов в процессе производства до достижения среднеотраслевых значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний.


4) Существенное улучшение потребительских свойств и качества производимой продукции, повышение энергоэффективности изделий.

5) Повышение экологичности процессов производства и утилизации отходов производства.

В сфере внешнеэкономической деятельности АО «НПП «ЗВЕЗДА» должна быть значительно расширена география рынков сбыта продукции Предприятия и ликвидировано существующее на сегодняшний день отставание от лидеров мирового рынка.

С этой целью в дополнение к уже проводимым мероприятиям должна быть проведена работа по следующим направлениям: постепенный переход на новые рынки высокотехнологичной продукции за счет повышения ее качества; расширение гарантийных обязательств и развитие послепродажного обслуживания экспортируемой продукции; создание современной учебной базы для обучения иностранных военнослужащих и др.

Для повышения количества высококвалифицированных специалистов Предприятия необходимо осуществлять сотрудничество с вузами страны по следующим основным направлениям:

  • подготовка специалистов для организаций АО «НПП «ЗВЕЗДА»;
  • участие вузов и научных организаций в выполнении предприятием НИОКР по внешним заказам в качестве соисполнителей;
  • привлечение вузов и научных организаций по заказам предприятия для проведения научно-технических или научно-технологических экспертиз предложений, поступающих от организаций производственной кооперации, и др.

В области кадровой политики основной составляющей успешного инновационного развития Предприятия является подготовка и повышение квалификации персонала, отвечающего за технологическое развитие предприятия, и переход от существующей на данный момент в организации системы кадрового менеджмента к системе корпоративного менеджмента человеческих ресурсов. Менеджмент человеческих ресурсов является глобальной стратегической ключевой компетенцией Предприятия – источником и основанием для достижения абсолютных конкурентных преимуществ на мировых рынках профильной продукции и стратегическим фактором инновационного развития по прорывным направлениям.

По мере реализации шести технологических платформ потребителями инновационной продукции Предприятия будут силовые структуры, органы государственного и административного управления, хозяйственно-экономические структуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внешняя среда предприятия – это совокупность экономических, политических, правовых, научных и технических, коммуникационных, природно-географических и других условий и факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на деятельность предприятия.


Внутренняя среда включает основные элементы, условия и подсистемы внутри организации, обеспечивающие осуществление протекающих в ней процессов. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени.

Целью анализа факторов внутренней финансовой среды является характеристика не только объема финансового потенциала предприятия, но и эффективность его использования. Исследование факторов внутренней финансовой среды в процессе разработки финансовой стратегии предприятия традиционно базируется на SWOT-анализе, направленном на выявление сильных и слабых сторон финансовой деятельности предприятия.

Основными способами анализа внутренней среды организации являются ресурсный анализ, анализ цепи затрат, SWOT – анализ.

Целью анализа внешней среды организации является возможность регулирования стратегии поведения фирмы на рынке в зависимости от влияния этих факторов. Основными принципами, которые необходимо учитывать при организации исследования внешней среды являются принципы объективности, системности, развития, регулярности, гибкости и релевантности.

АО «НПП «ЗВЕЗДА» является ведущим предприятием в России в области создания и производства индивидуальных систем жизнеобеспечения летчиков и космонавтов, средств спасения экипажей и пассажиров при авариях летательных аппаратов, систем дозаправки самолетов топливом в полете.

В АО «НПП «ЗВЕЗДА» выделены три базовых направления продукции: продукция военного назначения; продукция двойного назначения и профессиональные системы связи и управления; продукция гражданского назначения.

Финансовое состояние общества непосредственно связано с задолженностью заказчиков за выполненные работы по государственному оборонному заказу и с задержкой в перечислении авансов под выполняемые работы, что приводит к недостатку собственных оборотных средств на отдельные календарные даты.

В то же время коэффициент текущей ликвидности составляет 2,26, что означает возможность предприятия оплатить свои долговые обязательства в случае превращения всех имеющихся оборотных средств в денежные средства. Задолженность по платежам в бюджеты всех уровней, не превышает нормальной, текущей задолженности.

Из матрицы возможностей понятно, что у АО «НПП «ЗВЕЗДА» существует ряд внешних возможностей, используя которые, может повысить свою конкурентоспособность, количество производимой продукции и прибыли. На первом месте для АО «НПП «ЗВЕЗДА» в качестве фактора повышения конкурентоспособности стоит автоматизация всех процессов на фирме – начиная от документооборота (повысит скорость и качество внутренних процессов, происходящих на фирме), так и процессов производства (повысит скорость и качество производимой продукции.


Увеличение цен со стороны поставщиков электроэнергии и материалов является главной угрозой эффективной деятельности предприятия. Противовесом для этого может быть поиск других, более выгодных поставщиков или получение дополнительных вливаний со стороны государства для покрытия этих расходов. Такую угрозу, как низкую подготовку новых кадров для Предприятия можно нейтрализовать, проводя усиленно корпоративное обучение и беря на практику студентов из технических вузов.

В поле зрения руководства предприятия должна лежать угроза по моральному устареванию имеющегося на предприятии оборудования. Следует руководству АО «НПП «ЗВЕЗДА» следить и за возможностью технического переоснащения фирмы – это дает возможность оптимизации как всех действующих внутренних процессов на фирме, так и отношений с покупателями, что является немаловажным фактором обеспечения конкурентоспособности. Следует отметить, что автоматизация – достаточно дорогостоящий процесс, который требует немалых финансовых вливаний.

Во всех областях деятельности АО «НПП «ЗВЕЗДА» существуют потенциальные возможности, которые помогут выйти на новый уровень, увеличат прибыли фирмы и потенциальные слабые стороны, которые, если не обращать на них внимание, могут привести к уменьшению прибылей Предприятия.

Таким образом цель курсовой работы достигнута, а задачи выполнены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аксенов, А.П. Экономика предприятия: Учебник. М.: КноРус, 2015. - 350 c.
  2. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. Э40 проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. –670 с.
  3. Базилевич, А.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник для бакалавров / В.Я. Горфинкель, А.И. Базилевич, Л.В. Бобков. - М.: Проспект, 2013
  4. Баскакова О. В., Сейко Л. Ф Экономика предприятия (организации): Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013
  5. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2013. - 372 c.
  6. Быстров, О.Ф. Экономика предприятия (фирмы). Экономика предприятия (фирмы): Практикум. М.: ИНФРА-М, 2014. - 319 c.
  7. Бычков, В.П. Экономика предприятия и основы предпринимательства: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2013. - 394 c.
  8. Волков, О.И. , Скляренко В.К. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 264 c.
  9. Грибов, В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 c.
  10. Душенькина Е.А. Экономика предприятий: конспект лекций. М.: Эксмо, 2014
  11. Жиделева, В.В., Каптейн Ю.Н. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 133 c.
  12. Зимин, А.Ф., Тимирьянова В.М. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 288 c.
  13. Карлик А.Е. Шухгальтер М. Л. Экономика предприятия: Учебник для вузов. 2-е изд., переработанное и дополненное. СПб.: Питер, 2012
  14. Крум, Э.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. Мн.: ТетраСистемс, 2013. - 192 c.
  15. Лысенко, Ю.В. Экономика предприятия торговли и общественного питания: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2013. - 416 c.
  16. Паламарчук, А.С. Экономика предприятия: Учебник . М.: ИНФРА-М, 2013. - 458 c.
  17. Савватеев Е.В., Рокотянская В.В., Мощенко О.В., Власенкова Т.А. Экономика, организация, основы маркетинга в псрерабатывающей промышленности: Учеб, пособие / Под общ. ред. Е.В. Савватеева. М.: ИНФРА-М, 2014
  18. Скляренко, В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.
  19. Скобкин, С.С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма (ИГиТ): Учебное пособие / С.С. Скобкин. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2011. - 431 c.
  20. Тертышник, М.И. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2013. - 328 c.
  21. Фридман, А.М. Экономика предприятия общественного питания: Учебник для бакалавров. М.: Дашков и К, 2013. - 464 c.
  22. Стратегический анализ коммерческих организаций. Курс лекций, 2013. – С. 81 [Электронный ресурс] - http://www.swsu.ru/structura/up/ef/fik/nocfinans/StrategAnaliz.pdf (дата обращения 20.04.2019)
  23. Корпоративные документы АО "НПП "ЗВЕЗДА" / Режим доступа URL: http://www.npp-zvezda.ru/ru/node/8 (дата обращениДата оя: 20.04.2019)