Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации АО «НПП «ЗВЕЗДА».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характер факторов, определяющих сильные и слабые стороны финансовой деятельности предприятия оценивается по пятибалльной системе (оценка нейтральной позиции принимается за нулевую). Результаты оценки отдельных факторов внутренней финансовой среды, полученные в процессе SWOT-анализа и SNW-анализа, дополняются при необходимости их оценкой методами портфельного (портфеля дебиторской задолженности, портфеля кредиторской задолженности, портфеля инвестиций, портфеля финансовых рисков и т.д.) сценарного и экспертного стратегического финансового анализа.

Таблица 4

Состав наиболее важных факторов внутренней финансовой среды[7]

Сфера

Факторы внутренней среды

Потенциал формирования финансовых ресурсов

Операционный леверидж, политика формирования прибыли предприятия, амортизационная политика предприятия, налоговая политика предприятия, дивидендная политика предприятия, эмиссионная политика, уровень кредитоспособности предприятия, средневзвешанная стоимость капитала

Уровень эффективности инвестиций предприятия

Инвестиционная политика предприятия в разрезе направлений и форм инвестирования, структура инвестиционных ресурсов, структура активов реализованных инвестиционных проектов, оборачиваемость активов реализованных инвестиционных проектов

Уровень финансовой безопасности предприятия

Политика управления оборотными активами предприятия, состав текущих финансовых обязательств, структура капитала, политика управления денежными потоками предприятия, уровень самофинансирования инвестиций, политика управления финансовыми рисками, формы страхования финансовых рисков, методы диагностирования симптомов финансового кризиса

Уровень качества управления финансовой деятельностью предприятия

Уровень образования финансовых менеджеров, широта финансовой информации, прогрессивность используемых форм и методов анализа, планирования и контроля; уровень технической оснащенности финансовых менеджеров, эффективность организационной структуры управления финансовой деятельностью; уровень корпоративной культуры финансовых менеджеров

Внутренний анализ организации можно проводить через несколько различных аспектов.

1) Кадровый аспект внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и его стимулирование.
Организационный аспект включает в себя: коммуникационные процессы, организационные структуры, распределение прав и ответственности, иерархию подчинения.


2) Маркетинговый аспект внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке, выбор рынка сбыта и систем распределения.
Производственный аспект представляет собой набор процессов, обеспечивающих изготовление продукции, т.е. это технологии, оборудование, организация производства, а также научные исследования и разработки.

3) Финансовый аспект включает в себя процессы, связанные с эффективным использованием и движением денежных средств в организации. Таким процессами является поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей.
Внутренняя среда пронизывается организационной культурой, которая также как и перечисленные аспекты внутренней среды подвергается тщательному анализу.

4) Анализ внутренней среды организации – это процесс комплексного изучения и оценки внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.

В основе анализа внутренней среды организации лежат следующие принципы:

- системность - организация рассматривается в виде сложной системы, включающей ряд функциональных подсистем (видов деятельности) и компонентов (структурных подразделений),

- комплексность – анализу подвергаются все составляющие частей предприятия,

- сопоставимость – показатели организации рассматриваются в динамике и в сравнении с аналогичными показателями конкурентных фирм;

- уникальность – учитывается специфика деятельности и целей организации.

Основными способами анализа внутренней среды организации являются ресурсный анализ, анализ цепи затрат, SWOT – анализ.

1.3. Цели и принципы анализа внешней среды организации

Целью анализа внешней среды организации является возможность регулирования стратегии поведения фирмы на рынке в зависимости от влияния этих факторов.

Состав наиболее важных факторов внешней финансовой среды непрямого влияния, подлежащих оценке в процессе стратегического финансового анализа в разрезе доминантных сфер (направлений) финансового развития предприятия, приведен в таблице 5.


Таблица 5

Состав наиболее важных факторов внешней финансовой среды [8]

Сферы

Факторы

Потенциал формирования финансовых ресурсов предприятия

Система налогообложения; нормы амортизационных отчислений; соотношение параметров потребления и накопления используемого национального дохода; учетная ставка национального банка; характер регулирования эмиссионной деятельности предприятий; характер государственной поддержки отдельных отраслей и сфер деятельности; государственная политика привлечения и защиты иностранных инвестиций

Уровень эффективности инвестиций предприятия

Инвестиционный климат страны; динамика учетной ставки; темп инфляции; структурные сдвиги в экономике; государственная региональная экономическая политика

Уровень финансовой безопасности предприятия

Темпы экономической динамики; формы и методы регулирования финансовой деятельности предприятий; характер государственной поддержки отдельных отраслей и сфер деятельности; темпы инфляции, динамика валютных курсов, характер государственного регулирования платежной дисциплины; характер государственного регулирования процедур финансовой санации и банкротства предприятий

Анализ факторов внешней финансовой среды проводится раздельно в разрезе среды непрямого и непосредственного влияния. Анализ факторов внешней финансовой среды непрямого влияния базируется на основном методе стратегического анализа – SWOT.

Первым этапом его осуществления является группировка факторов внешней финансовой среды непрямого влияния по отдельным признакам. В стратегическом финансовом анализе в этих целях используется принцип группировки факторов этого уровня, рассматриваемый в системе PEST-анализа (т.е. макроэкономических факторов).

Рассмотрим состав важнейших факторов системы PEST-анализа, которые играют наиболее важную роль в стратегическом развитии предприятия. В политико-правовой среде основное влияние на развитие финансовой деятельности в стратегической перспективе оказывают формы и методы государственного регулирования финансового рынка, финансовой деятельности предприятия, денежного обращения в стране; политика государственной поддержки отдельных отраслей и сфер деятельности; государственная политика подготовки высококвалифицированных специалистов; политика привлечения и защиты иностранных инвестиций; правовые аспекты регулирования процедур финансовой санации и банкротства предприятий; стандарты финансовой отчетности предприятий.


В экономической среде наиболее ощутимое влияние на страте- гическое финансовое развитие предприятия оказывают темпы эконо- мической динамики (измеряемые показателями валового внутреннего продукта и национального дохода); соотношение параметров потребления и накопления используемого национального дохода; темпы инфляции; система налогообложения юридических и физических лиц; скорость денежного обращения; динамика валютных курсов; динамика учетной ставки национального банка.

В социокультурной среде на развитие финансовой деятельности предприятия наибольшее влияние оказывают образовательный и культурный уровень трудоспособного населения; уровень подготовки специалистов в области финансовой деятельности в системе высшего образования; отношение населения к осуществляемым рыночным реформам.

В технологической среде наибольшее влияние на стратегическое финансовое развитие предприятия оказывают инновации в сфере технических средств управления, финансовых технологий и инструментов.

Основными принципами, которые необходимо учитывать при организации исследования внешней среды являются принципы объективности, системности, развития, регулярности, гибкости и релевантности.

Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды АО «НПП «ЗВЕЗДА»

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика АО «НПП «ЗВЕЗДА»

Научно-производственное предприятие «Звезда», основанно в 1952 году и преобразовано в 1994 году в акционерное общество. Является ведущим предприятием в России в области создания и производства индивидуальных систем жизнеобеспечения летчиков и космонавтов, средств спасения экипажей и пассажиров при авариях летательных аппаратов, систем дозаправки самолетов топливом в полете.

Предприятию присвоены следующие реквизиты: ИНН 5027030107, ОГРН 1025003219515, ОКПО 07540610. Юридический адрес АО «НПП «Звезда» - 140070, Московская область, Люберецкий район, поселок Томилино, улица Гоголя, 39.

Организация действует с 18 марта 1994 г., ОГРН присвоен 25 декабря 2002 г. регистратором «Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Московской области». Руководитель АО «НПП «ЗВЕЗДА»: генеральный директор Поздняков Сергей Сергеевич.


Основным видом деятельности является «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие», также зарегистрированы 23 дополнительных вида деятельности.

Полное наименование предприятия: акционерное общество «Научно-производственное предприятие «Звезда»» имени академика Г.И.Северина.

Созданные АО «НПП «ЗВЕЗДА» системы успешно эксплуатируются на тысячах военных и гражданских самолетов и вертолетов в России и за рубежом, на всех российских пилотируемых космических кораблях и орбитальных станциях, а также на международной космической станции.

Главными задачами коллектива «Звезды» являются:

  • обеспечение высокой работоспособности летчиков и космонавтов при выполнении ими своей профессиональной деятельности (в том числе - в экстремальных условиях полета);
  • повышение эффективности применения летательных аппаратов за счет сокращения ограничений, накладываемых «человеческим фактором»;
  • спасение пилотов в аварийных ситуациях и возвращение их к своей профессиональной деятельности.

В результате глубоких научных исследований и поиска новых, подчас нетрадиционных решений «Звездой» разработан ряд высокоэффективных интегрированных систем для всех типов современных и перспективных летательных аппаратов.

«Звезда» работает в тесном контакте с ведущими научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро и серийными предприятиями России, активно участвует в международных программах.

Миссия предприятия определена как «Сохранение и укрепление позиции России в пилотируемой космонавтике и боевой авиации, повышение безопасности полётов за счёт создания высокотехнологической конкурентоспособной продукции с опережающим уровнем научно-технических решений».

Ключевой стратегической целью является сохранение и усиление позиций лидера по основным направлениям деятельности, расширение присутствия на внешнем и внутреннем рынках товаров и услуг.

В организации выделены три базовых направления продукции:

  • продукция военного назначения;
  • продукция двойного назначения и профессиональные системы связи и управления;
  • продукция гражданского назначения.

Особенностью функционирования АО «НПП «ЗВЕЗДА» в том, что основным потребителем услуг организации является государство, что определяет нерыночный характер значительной части соглашений между отдельными структурными единицами предприятия, а также между государством и предприятием. Причиной этому является тот фактор, что разработка и производство принципиально новых продуктов и процессов несет в себе элемент государственной тайны, а это является предметом национальной и экономической безопасности.