ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.07.2019
Просмотров: 1650
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Савва Васильевич Морозов. Биография и Начало предпринимательской деятельности.
1.2 Начало предпринимательской 8деятельности.
2.1 Законодательное регулирование отношений рабочих и владельцев фабрики.
2.2 Социальная защита рабочих и работа с жалобами на условия труда.
2.3 Снабжение необходимыми товарами рабочих.
2.5 Фабричные учебные заведения.
3.2 Структура школьного исторического образования
Использование темы дипломной работы в школьном курсе истории.
3.4 Место темы в нормативно правовых документах.
3.5Степень представленности материала темы в программе:
2 июня 1897 г. принимается Закон «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности». Этим документом было введено ограничение времени рабочего дня. Дневной труд каждого отдельного рабочего во все дни недели, кроме субботы ограничивался 11,5 часами, в субботу – 10 часами. Ночной период времени определялся от 9 часов вечера до 5 часов утра при односменной работе, и от 10 часов вечера до 4 часов утра при работе двумя и более сменами. Закон запрещал работу в воскресные дни и большие праздники. Только по специальному «взаимному соглашению» работники могли выходить на работу в воскресные дни, взамен им предоставлялся любой будничный день, а неправославные работники могли выходить на работу в дни христианских праздников, взамен своих праздников. Вместе с тем, сверх установленного этим законом рабочего времени можно было вводить еще и сверхурочные работы по особому договору. Однако, серьезным недостатком данного нормативного правового акта было отсутствие четкого механизма реализации заложенных в нем правовых норм, не устанавливалось контроля за использованием сверхурочных работ, не было дано четкого определения ответственности работодателя за нарушение Закона.
В начале XX в. область правового регулирования трудовых отношений постепенно расширяется. Важнейшими законодательными актами этого периода являются «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» от 2 июня 1903 г. и пакет из четырех законов о страховании рабочих на случай болезни или несчастного случая, принятый 23 июня 1912 г. Довольно активно трудовое законодательство развивалось в условиях начавшейся Великой российской революции (1905-1922 гг.), ибо одной из ее задач являлось достижение баланса между капиталистической и социалистической тенденциями современной цивилизации. Последняя представляет собой социальную защищенность трудящихся, что во многом обеспечивается нормами трудового права.41
Происходит систематизация трудового законодательства, в рамках Свода законов Российской империи. В редакции Свода 1913 г. законоположения, относившиеся к регулированию труда работников, были выделены из различных уставов и объединены в отдельный акт, получивший название Устав о промышленном труде. Устав, содержащий 597 статей, состоял из четырех разделов, подразделенных на главы. Первый раздел был посвящен надзору за промышленными предприятиями. Раздел второй регламентировал условия труда на оных. Третий раздел рассматривал вопросы о взысканиях за нарушение постановлений о промышленном труде. Заключительный раздел Устава регулировал возмещение вреда, причиненного рабочим и служащим увечьями, связанными с исполнением трудовых обязанностей. Выделение Устава в Своде законов российской империи в 1913 г. было первым шагом на пути превращения отечественного трудового права в самостоятельную отрасль, имеющую собственный систематизированный источник правового регулирования, специфический и отличный от других отраслей юридический инструментарий. Такого свода действующего трудового законодательства в то время не было ни в одной другой стране мира.
На втором этапе Великой российской революции (формирование республиканской формы правления) с февраля по октябрь 1917 г. Временное правительство пыталось совершенствовать законодательство о труде. Объективно это была попытка сбалансировать развитие тенденций современной цивилизации (капиталистической – свободная конкуренция между различными формами собственности и социалистической – защита интересов трудящихся). В составе Временного правительства было образован42о Министерство труда, открыт широкий простор для создания профсоюзов, прочих рабочих организаций, призванных регулировать отношения предпринимателей с рабочими и защищать их интересы. Разрабатывались законопроекты в сфере труда: о трудовом договоре, о стачках, о расчетных книжках.
Таким образом,регулирование трудовых правоотношений в Российской империи в XIX–начала XX вв. эволюционировало от применения административных (полицейских) методов к преобладанию договорного способа определений условий труда и выделению трудового права как самостоятельной отрасли.
2.2.Предполагаемые результаты обучения:
1)Углубление знаний о внутренней политике России в отношении предпринимательства и промышленности в XIX- нач.XX в.
2)Получение знаний о существующих предприятиях в России
3) Получение знаний о Предпринимателях России.
4) Оценка деятельности русского правительства в отношении предпринимательства и рабочих.
5)Показать и привести примеры деятельности Саввы Морозова в отношении рабочих на фабрике.
Цели урока:
Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися знаний о предприятиях Владимирской области, сформулировать позицию руководства фабрики в отношении рабочих, показать что предприятие заботились о своих сотрудниках.
Развивающие цели: Развитие умений классифицировать факты и делать обобщающие выводы. Развитие умений выделять главные мысли. Развитие умений работать с источниками,проводить аналогии с другими предприяитиями,в том числе с предприятиями западных стран.
Воспитательные цели: Воспитать любовь к своей малой родине, на основе примеров из жизни Морозова, развить личностные и волевые качества.
Основные понятия: Мануфактура,фабрика,Полотно,предприятие,паевой фонд,социальнаяполитика.
Задания:
1.В каком году была создана мануфактура Морозовых:
А.1873
Б.1880
В.1865
Г.1776
Ответ А
2.Первой страной, завершившей промышленный переворот, была:
а) Англия в) Германия
б) Франция г) Италия
Ответ: Г
3.Определите, какое утверждение правильное.
а) Основными формами хозяйственных объединений (монополий), которые возникли в индустриально развитых странах на рубеже ХІХ-ХХ ст., были картели и синдикаты
б) Основными формами хозяйственных объединений (монополий), которые возникли в индустриально развитых странах на рубеже ХІХ-ХХ ст., были картели и синдикаты, тресты и концерны.
4.Особенности экономического развития в конце XIX века:
• диспропорции в развитии сельского хозяйства и промышленности, затянутость процесса первоначального накопления капитала
• многоукладность
• стремительное формирование основных признаков монополистического капитализма
5.Особенности промышленного развития России в конце XIX века:
• бурный темп развития промышленного производства
• неравномерное развитие промышленности по отраслям и в различных областях России
• сильное государственное вмешательство в развитие промышленности
• складывались новые формы монополий – синдикаты
• сохранение многоукладности промышленного производства
6. Основной правовой кодекс России в XIX – начале XX веков:
Свод законов Российской империи.
7. Начало промышленного переворота в России в 1830 – 40-х гг. означало:
1) изготовление машин при помощи машин;
2) переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике;
3) изменение положения государственных крестьян;
4) внедрение двигателя внутреннего сгорания.
8. О каких годах говорится в отрывке?
России начался промышленный переворот, который нес в себе две составляющие — техническую (переход к машинному производству) и социальную (образование новых классов — буржуазии и пролетариата). Российский промышленный переворот имел ряд особенностей. Во-первых, он начался значительно позже, чем в большинстве европейских стран. Во-вторых, он происходил в условиях сохранения крепостнической системы. В третьих, на начальном этапе он проявлялся только в технической стороне, в то время как появление новых классов буржуазии и пролетариата из-за сохранения сословного строя и крепостничества шло с большим трудом и выпало уже на пореформенный период
9.Какие из западных промышленников занимались социальной политикой?
А.Генри Форд.
Б.Адольф Гитлер
В. Хьюстон Эрольф
10. укажите причины распада Никольской мануфактуры Саввы Морозова?
А. революция в россии
Б. не рентабельность производства
В.рейдерский захват.
Г. Противоречия внутри компании.
11. Прочтите отрывок,определите о каком событии идёт речь?
«дозволить другому товариществу именоваться „Никольской мануфактурой“ значило бы вводить в заблуждение покупателей, тем более, что фабрика наша и В.Е. Морозова производят одни и те же товары… так как наши товары пользуются уже большою известностью, как товары „Никольской мануфактуры“,
12.К какой купеческой гильдии принадлежал Морозов?
А.I
Б.II
В.III
Г.IV
13. В Каком году была создана богодельня
А.1949
Б.1876
В.1880
Г.1906
14. Каких Российских меценатов-фабрикантов вы знаете?
15.Напишите имя
главного фабричного инспетора по
Владимирской области?
Заключение.
Знание истории дает возможность приобщиться к духовному опыту старших поколений, соизмерить его с личным опытом,чтобы преподавать историю, нужно обладать недюжей эрудицией, чтобы легко приводить примеры, которые способствуют скорейшему и наилучшему запоминаню.
В данной курсовой работе мы рассмотрели вопросы развития трудового законодательства в период с 1830 по 1907г, проанализировав протоколы фабричных инспекторов, жалобы рабочих, трудовые условия и работу с жалобами, рассмотрели учебники и статьи в учебных материалах, доступных для изучения, проанализировав место данной курсовой в школьном курсе можно смело утверждать, что данная тема изучается не достаточно глубоко, так как мы находимся на территории Владимирской области, я считаю необходимым включить её в дополнительные занятия и кружки. История социальной поддержки населения в трудные годы XIX века очень актуальна и по сей день, ценность этой работы заключается в рассмотрении большинства учебников, по которым преподаётся история в школах, выделение места темы в курсе изучения.
В работе также был сделан анализ основных источников содержания исторического образования в России.
Следует отметить что развитие крупных предприятий,на территории Российской империи стало ускоряться, специально для изучения этого курса мной были синтезированы специальные проверочные и тренировочные задания по данному курсу.
Список литературы.
1.Ковалева Г.С. Пути реализации стратегических целей обновления школы. М., 2000
2. Хорошенкова А.В. Историческое образование в современной высшей школе: компетентностный подход // Нижнее Поволжье в экон., полит., социокульт. пр-ве России: история и современность: сб. науч. тр. / отв. ред. Е.Ю. Болотова. Волгоград : Изд-во ВГАПК РО, 2010
3. Хорошенкова А.В. Интеграция в современном историческом образовании: проблемы и перспективы // Историческое образование в современном мире: сб. научн. ст. Волгоград: Принт, 2009.
4. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. 95 с
5. Устав Общества потребителей при фабриках Товарищества Никольской мануфактуры "Саввы Морозова сын и Ко". Владимир, 1890. §§ 1, 4, 14, 18.
6. Свод законов Российской империи.
Туган-Барановский М.И Русская фабрика в прошлом и настоящем. 1907. М
7.http://ria.ru/society/20130613/943079027.html#13872861040704&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration
1 ПОТКИНА И.В. НА ОЛИМПЕ ДЕЛОВОГО УСПЕХА: НИКОЛЬСКАЯ МАНУФАКТУРА МОРОЗОВЫХ, 1797–1917. М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 2004. 75с
2 Поткина И.В. Социальная политика Морозовых: Никольская мануфактура (60-е гг. XIX - начало XX вв.) // Экономическая история. Ежегодник. 2001. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2002. С. 25-61
3 Поткина И.В. Социальная политика Морозовых: Никольская мануфактура (60-е гг. XIX - начало XX вв.) // Экономическая история. Ежегодник. 2001. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2002. С. 25-61
4 Поткина И.В. Социальная политика Морозовых: Никольская мануфактура (60-е гг. XIX - начало XX вв.) // Экономическая история. Ежегодник. 2001. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2002. С. 25-61
5 Поткина И.В. Юзовский завод - первенец южной металлургии России // Экономическая история. Предпринимательство и предприниматели. М., 1999. С.89
6 ГАВО. Ф.262 оп №40/27 Протокол фабричного инспектора о денежных отчислениях на товарищество Саввы Морозова.
7 Поткина, И. В.
На олимпе делового успеха: Никольская мануфактура Морозовых. 1797-1917. С. 45
8 http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-5/156.htm
9 ГАВО. Ф.263.Оп 14. Д. 2. Л.2
10 ГАВО Ф.263 Оп.5 Д. 14. Л.1
11 Там же. Л.22
12 ГАВО Ф.263 Оп.5 Д. 12. Л.7.
14 http://www.vidania.ru/temple/temple_mosobl/moskovskaya_oblast_orehovo_zuevo_nikolskaya_cerkov.html
15 http://www.vidania.ru/temple/temple_mosobl/moskovskaya_oblast_orehovo_zuevo_nikolskaya_cerkov.html
16 Поткина И.В. Социальная политика Морозовых: Никольская мануфактура (60-е гг. XIX - начало XX вв.) // Экономическая история. Ежегодник. 2001. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2002. С. 25-61
17 Кирьянов Ю.И. Жизненный уровень рабочих России (конец XIX - начало XX в.). М., 1979. С. 278
18 Источник: Дементьев Е.М. Врачебная помощь фабричным рабочим. СПб., 1899. С. 85.
19 Социальная политика Морозовых: Никольская мануфактура (60-е гг. XIX - начало XX вв.) // Экономическая история. Ежегодник. 2001. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2002. С. 25-61
20 Поткина И.В. Социальная политика Морозовых: Никольская мануфактура (60-е гг. XIX - начало XX вв.) // Экономическая история. Ежегодник. 2001. М.: "Российская политическая энциклопедия
22 Кирьянов Ю.И. Жизненный уровень рабочих России (конец XIX - начало XX в.). М., 1979. С. 236
23 Социальная политика Морозовых: Никольская мануфактура (60-е гг. XIX - начало XX вв.) // Экономическая история. Ежегодник. 2001. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2002. С. 25-61
24 ГАВО Фонд 263 Протокол фабричного инспектора Пескова по делу о стачке в 1903 в селе Константиновка Белгородского уезда. Причина: Недовольство рабочих С. Морозова
25 Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. – Калининград, 2000. 95 с.
26 Федеральный государственный стандарт по истории (основная школа). URL : http://standart.edu.ru
27 Хорошенкова А.В. Интеграция в современном историческом образовании: проблемы и перспективы // Историческое образование в современном мире: сб. научн. ст. Волгоград: Принт, 2009.
28 Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учите- ля. Самара : СамГПУ, 2002.
29 Федеральный государственный стандарт по истории (основная школа). URL : http://standart.edu.ru
30 Методика преподавания истории в средней школе Учебное пособие - Никулина Н.Ю с. 178
31http://ria.ru/society/20130613/943079027.html#13872861040704&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration
32http://ria.ru/society/20130613/943079027.html#13872861040704&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration
33http://hist.msu.ru/Labour/Article/potkina.htm
34 http://hist.msu.ru/Labour/Article/potkina.htm
35 Отчет Общества для содействия улучшению и развитию мануфактурной промышленности за 1894 год. М., 1895. С. 42.
36 Устав Общества потребителей при фабриках Товарищества Никольской мануфактуры "Саввы Морозова сын и Ко". Владимир, 1890. §§ 1, 4, 14, 18.