Файл: Основные функции в системе менеджмента (раскрытие основных функций менеджмента и пояснение актуальности реализации).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
1. Введение
Я думаю, что при формировании планомерной рыночной экономики повышается требование к управлению. Это детерминировано повышенной сложностью реализацией продукции и ее производством. Так как в изготовление товаров принимают участие огромное количество специализированных предприятий, то возникает потребность рационального решения огромного количества практических проблем, связанных с предоставлением предприятию квалифицированной рабочей силой, сырьем, материалами, подходящими рынками сбыта товаров и услуг. От сюда следует без хороших специализированных знаний разрешить этот широчайший круг проблем невозможно. И так возникает уникальная, обособленная сфера управленческой деятельности - менеджмент.
Термин «менеджмент» означает профессиональную деятельность – эффективное управление организациями.
Менеджмент (от англ. management – управление, руководство, администрирование) – это профессиональная деятельность по управлению организациями, обеспечивающая высокую результативность и эффективность их работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.
Что же в самом общем случае означает понятие управление?
Управление – это целенаправленное воздействие на управляемый объект (организацию, подразделение, сотрудников, процессы) со стороны субъекта управления (менеджеров, руководителей) в условиях ограничений и в соответствии с выбранным критерием эффективности.
Управленческое воздействие на организации (группы людей или отдельных сотрудников) может реализовываться посредством приказов, распоряжений, планов, норм, регламентов, контрольных функций, мотивационных процедур, межличностного общения и т.п.
Система менеджмента – это совокупность взаимосвязанных и совместно работающих элементов организации, обеспечивающих эффективное управление ею. К таким элементам относятся менеджеры, каждый из которых отвечает за свою часть управленческой деятельности. Структурное разделение труда менеджеров строится исходя из масштабов, сфер деятельности, организационной структуры и специфики предприятия. Наверное, почти невозможно найти две организации (даже очень похожие по профилю своей деятельности), у которых были бы совершенно одинаковые системы менеджмента. Скорее всего, они будут различаться наличием или отсутствием тех или иных управленческих должностей, разным распределением между менеджерами задач и ответственности, особенностями принятия важных решений, даже формами общения между руководителями и подчиненными.
Тем не менее, все системы менеджмента (иначе говоря, системы управления) организациями имеют общие черты. Такими чертами являются вертикальное и горизонтальное разделение труда менеджеров.
Вертикальное разделение труда менеджеров состоит в выделении трех уровней управления: низшего (первичного), среднего и высшего. Такое разделение часто называют иерархией власти в организации.
Горизонтальное (функциональное) разделение представляет собой выделение групп менеджеров, отвечающих за определенные функциональные направления деятельности организации. К наиболее общим функциональным направлениям деятельности любой хозяйственно организации относятся: производственная деятельность (в непроизводственных компаниях эта деятельность называется операционной), коммерческая деятельность (продажа производимой продукции), маркетинг (изучение рынка), управление финансами компании, управление персоналом компании (человеческими ресурсами) и т.п.
Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация, контроль и координация.
Целью моей работы является раскрытие основных функций менеджмента и пояснение актуальности реализации этих функций на конкретном предприятии.
Моей задачей является раскрытие основных функций менеджмента на практике: планирования, организации, мотивации, контроля и координации.
При выполнении работы я буду использовать данные текущей документации ООО "МаСКо", а также источники теоретической информации (учебники).
Результат проделанной работы отразится в анализе функционирования организации с точки зрения выполнения в ней основных функций менеджмента, а также внесения предложений по улучшению реализации этих функций, результатом которых будет являться повышение эффективности хозяйственной деятельности организации.
2. Основная часть
2.1. Функции менеджмента
Суть любой целенаправленной деятельности, в том числе менеджмента, проявляется в функциях (от лат. functio – обязанность, круг деятельности, назначение, роль).
Процесс управления раскрывается в его функциях, которые возникают в результате разделения и специализации труда в сфере управления. Функции управления – составные части любого процесса управления.
Функции менеджмента – это вид управленческой деятельности, направленной на решение конкретной задачи управления специальными приемами и методами.
К основным характеристикам функций управления можно отнести:
– однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции управления;
– целевую направленность этих работ;
– обособленность выполняемых задач.
Функции управления подразделяются на общие и специфические (конкретные). Первые рассматриваются как функции, обязательные к исполнению в любой организационной системе, вторые – как функции, отражающие специфику той или иной организационной системы.
В наиболее распространенной классификации к общим функциям относят: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию. Эти функции характерны для любого процесса управления независимо от особенностей той или иной организации (ее размера, профиля деятельности, формы собственности и т.д.). Взаимосвязь общих функций, иллюстрирующая содержание процесса управления, представлена на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Взаимосвязь общих функций менеджмента
В своей работе менеджер постоянно возвращается к этим функциям. При этом большего успеха достигает тот коллектив, руководитель которого постоянно совершенствует исполнение всех функций, составляющих процесс управления.
К числу конкретных функций управления относятся маркетинг, управление персоналом, производством, технологическим процессом, финансами и др.
Рассмотрим содержание общих функций управления более подробно.
2.1.1. Планирование
Планирование – это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимое для достижения поставленных целей. Таким образом, планирование включает:
– глубокий и всесторонний анализ состояния организации;
– формирование текущих и перспективных целей и задач;
– разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;
– определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;
– доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.
Планирование является главной функцией управления, от которой зависят все другие функции.
Цели – это те ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Ставя определенные цели, менеджер формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность организации и ее коллектива.
Чтобы эффективно работать, менеджеры ставят перед организацией конкретные, измеримые, уместные, стимулирующие, заметные цели на определенный период времени. Выработка эффективных целей усиливает побудительные мотивы, устанавливает четкие ориентиры деятельности и создает ясную картину ожидаемых результатов.
Органической составной частью планирования при этом становится составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации в тесном взаимодействии с окружающей ее средой. Прогнозы на будущее закладываются в основу стратегических планов, в которых находят отражение важнейшие для любой организации связи между целями, ресурсами и возможностями окружающей среды. В свою очередь, стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется работа предприятия.
2.1.2. Организация
Организация (процесс) как функция управления требует от менеджера свободного владения аналитическими навыками. Задача этой функции – формирование структуры предприятия, а также обеспечение его всем необходимым для нормальной работы: персоналом, материалами, оборудованием, помещением, денежными средствами и др. После того как план составлен, задача состоит в том, чтобы создать реальные условия для достижения намеченных целей.
Организовать – означает разделить целое на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи нижестоящим уровням путем распределения ответственности, полномочий, а также установить взаимосвязи между различными видами работ. Для этого необходимо четко определить права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц. Это достигается путем разработки положений о структурных подразделениях и инструкций, определяющих внутренний распорядок, границы деятельности каждого подразделения и работника организации.
Организация (процесс) пронизывает весь процесс управления деятельностью фирмы и реализуется:
– через создание структуры и системы управления, которые обеспечивают внутреннюю согласованность всех элементов организации;
– определение форм разделения труда, прав и обязанностей исполнителей;
– проектирование системы коммуникаций;
– группировку задач для определения видов работ и их распределения по соответствующим подразделениям;
– разработку принципов мотивации;
– регламентацию работы, разработку правил, норм и нормативов;
– расстановку работников, организацию текущей работы с ними;
– анализ и обобщение организационного опыта;
– организационное проектирование и др.
Не менее важная задача функции организации – создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая обладает высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, к единым для всей организации ценностям. Здесь главное – работа с персоналом; развитие стратегического и экономического мышления в сознании руководителей; поддержка работников предпринимательского склада, склонных к творчеству, нововведениям и не боящихся рисковать и брать на себя ответственность за решение проблем предприятия.
Распорядительская функция заключается в доведении до сведения каждого субъекта того, что и как тот должен делать для достижения поставленных целей. В ее основе находится субординация – служебное подчинение младших старшим по должности (существует между подразделениями, руководителями и специалистами разных уровней).
Предусматривается также персональная ответственность должностных лиц за выполнение указаний вышестоящего органа управления. С помощью инструктирования создаются условия для реализации процессов, не зависящие от индивидуальных качеств людей, а вытекающие из требований системы управления. В задачи инструктирования входят:
– знакомство с условиями производства, обстановкой;
– консультации по выполнению конкретных видов работ;
– обеспечение информацией.
Эти задачи реализуются с помощью как инструкций (должностных, рабочих), так и методических указаний. Разрабатываются также нормы, правила действия и взаимодействия подразделений и служб.
2.1.3. Мотивация
Ни одна задача не будет успешно решена качественно и с минимальными затратами, если люди не будут в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важнейшая функция менеджмента – мотивация.
Цель мотивации – создать у работника стимулы к труду и побудить его работать с полной отдачей. Поведение людей определяется множеством мотивов. Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека, он находится внутри человека, имеет персональный характер, зависит от различных внешних и внутренних по отношению к нему факторов.
В основе внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом, лежат их потребности.
2.1.4. Контроль
Контроль – управленческая функция, в задачи которой входят количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Главные инструменты выполнения этой функции – наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. При этом контроль должен быть своевременным и простым.