Файл: Правовые основы оперативно–розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из всего перечисленного следует то, что ОРД является разновидностью правоохранительной деятельности государства и носит юридический характер, поскольку включает в себя все требования (признаки) правоохранительной деятельности. Однако не все правоохранительные органы наделены полномочиями по осуществлению оперативно–розыскной деятельности.

Основными правовыми актами, регулирующими оперативно–розыскную деятельность подразделений полиции, являются ФЗ № 144, Федеральный закон от 07.02.2011 № 3–ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О полиции» (далее ФЗ «О полиции», Приказы МВД РФ, а также приказы о совместной деятельности в области оперативно–розыскной деятельности МВД, ФСБ, ФСИН, ФСО и других силовых структур.

Статья 13 ФЗ № 144 определила, что подразделения органов внутренних дел РФ имеют право осуществлять оперативно–розыскную деятельность. Согласно ФЗ «О полиции» одной из направлений деятельности полиции является «выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц».[19]

Согласно приказа МВД РФ от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно–розыскной деятельности в системе МВД России» (далее – Приказ МВД № 608)[20] имеют проводить оперативно–розыскную деятельность следующие подразделения полиции:

1. Подразделения уголовного розыска – в полном объеме, установленном ФЗ № 144.

2. Подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции – в полном объеме, установленном ФЗ № 144.

3. Подразделения собственной безопасности – в полном объеме, установленном ФЗ № 144.

4. Подразделения по противодействию экстремизму – в полном объеме, установленном ФЗ № 144.

5. Подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы – в полном объеме, установленном ФЗ № 144.

6. Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, – в полном объеме, установленном ФЗ № 144.

7. Подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола – проведение по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств оперативно–розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, отождествление личности.

8. Оперативно–поисковые подразделения – в полном объеме, установленном ФЗ № 144.


9. Подразделения специальных технических мероприятий (оперативно–технические подразделения) – в полном объеме, установленном ФЗ № 144.

10. Подразделения оперативно–разыскной информации – проведение оперативно–розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности; использование конфиденциального содействия граждан.

11. Межрегиональные оперативно–разыскные подразделения территориальных органов МВД России на окружном уровне – в полном объеме, установленном ФЗ № 144.

12. Подразделения по контролю за оборотом наркотиков – в полном объеме, установленном ФЗ № 144.

Так же регулирование оперативно–розыскной деятельности подразделений полиции осуществляется на основании следующих приказов МВД РФ:

– приказ МВД России от 30 марта 2010 г. № 249 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»;

– приказ МВД России от 26 марта 2008 г. № 280дсп «Об утверждении Положения об организации взаимодействия органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений».

Межведомственное правовое регулирование предусматривает издание актов, распространяющихся на сферы других ведомств, в порядке осуществления межотраслевых функций. Фактически данные подзаконные нормативные акты обладают более широкой сферой действия и считаются общеобязательным ведомственным актом. Как правило, они издаются для успешного взаимодействия субъектов ОРД и решения общих задач борьбы с преступностью. Примером таких подзаконных нормативных актов являются:

– приказ МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/ 184/97/147, утв. Инструкцию о порядке предоставления результатов оперативно–розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд;

– приказ МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/316/470/454/333/971 «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения по линии Интерпола»;

– приказ ФСБ России, МВД России от 19 июня 2007 г. № 319/539, утв. Инструкцию об организации и о порядке взаимодействия органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел РФ при осуществлении розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания, по уголовным делам о преступлениях, дознание и следствие по которым отнесено законодательством к ведению органов ФСБ, и др.[21]


3.2. Иные нормативные акты, касающиеся отдельных аспектов регулирования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел

В порядке реализации нормотворческой деятельности различными ведомствами, правомочными осуществлять оперативно–розыскную деятельность (МВД, ФСБ, Федеральная пограничная служба (ФПС), Федеральная служба охраны (ФСО) и др.), издаются подзаконные нормативные акты в виде приказов, инст­рукций, наставлений, указаний, решений коллегий. Содержание этих актов полностью соответствует требованиям федерального закона об оперативно–розыскной деятельности, определяет формы этой деятельности, методику и тактику ее практической реализации.

Межведомственное правовое регулирование предусматривает издание актов в порядке осуществления межотраслевых функций и распространяющихся на сферы других ведомств. Фактически данные подзаконные нормативные акты обладают более широкой сферой действия и считаются общеобязательным ведомственным актом. Наиболее часто эти издания осуществляются для успешного взаимодействия субъектов оперативно–розыскной деятельности и решения общих задач борьбы с преступностью.

Примерами таких подзаконных нормативных актов являются:

  • приказ МВД РФ № 747 от 13 ноября 1998 г. «Об основных направлениях взаимодействия и координации деятельности МВД РФ и Федеральной службы охраны РФ»;
  • инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов РФ по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД России, Минюста России, Федеральной таможенной службы (ФТС) России, ФСБ России, ФПС России от 26 июля 2000 г. № 648/184/560/353/257/303;
  • приказ ФПС и МВД России № 270/498 от 11 мая 2001 г. «О совместном проведении мероприятий по предупреждению и пресечению незаконной деятельности в сфере морского рыбного промысла 2001 г.»;
  • приказ МВД РФ и Департамента налоговой полиции № 484/215 от 8 мая 2001 г. «О мерах по совершенствованию взаимодействия между Федеральными органами налоговой полиции и органами внутренних дел» и др.

Ведомственные нормативные акты, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте РФ. Эти положения имеют большое практическое значение для деятельности оперативно–розыскных органов по обеспечению и защите прав и свобод личности.

Заключение

В заключение сделаем ряд выводов:

Оперативно–розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно–розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Сущностью оперативно–розыскной деятельности является осуществление обшеуголовного розыска или сыска преступников гласными и, главным образом, негласными методами.

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют нормативные акты, в содержании которых имеются правовые нормы, непосредственно касающиеся назначения, организации и регламентации рассматриваемого вида правоохранительной деятельности. В общей теории права совокупность нормативных актов, касающихся какой-либо области общественных отношений, охватывается категорией источников права. Названная категория присуща всем отраслям отечественного права, в частности – уголовно-процессуальному праву. Однако в оперативно-розыскной деятельности такую совокупность нормативных актов принято называть ее правовой основой.

Связано такое положение в понятийном аппарате оперативно-розыскной деятельности с тем, что категория источников права определяется соответствующими отраслями права. В настоящее время оперативно-розыскная деятельность, несмотря на свой юридический характер, не рассматривается в качестве самостоятельной отрасли права. Следует заметить, что отдельные ученые в области теории оперативно-розыскной деятельности все чаще высказывают мнение о целесообразности включения в систему отраслей права оперативно-розыскного права. В связи с этим наряду с категорией правовой основы оперативно-розыскной деятельности допустимо рассматривать и категорию правовых источников оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии со ст. 1 ФЗ № 144 целью ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Система принципов ОРД приведена в ст. 3 ФЗ № 144 и включает в себя такие принципы, как законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, конспирацию и сочетание гласных и негласных методов и средств. Правовая основа оперативно–розыскной деятельности – это совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.


Правовая основа оперативно–розыскной деятельности подразделяется на три группы (уровня):

1) Конституционный уровень правового регулирования.

2) Законодательный уровень правового регулирования.

3) Подзаконный уровень правового регулирования.

По сфере действия ФЗ «Об ОРД» относится к нормативно-правовым актам внутреннего действия и определяет содержание ОРД, осуществляемой на территории РФ.

Оперативно-розыскной закон содержит нормы, регулирующие различные правоотношения: уголовные (ч.4 ст. 18); административные (ч.2 ст. 7; п.2 ч.1 ст. 15); финансовые (ст. 19); гражданские (п.3 ч.1 ст. 15); трудовые (ст. 17).

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 18.06.2019) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
  3. Федеральный закон от 12.08 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 02.08. 2019 г. № 311-ФЗ) //Собрании законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349
  4. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 30.07.2019 г. № 256-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
  5. Приказ МВД РФ от 19.06.2012 № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» (в ред. от 01.07. 2019 г. № 439) // Российская газета, № 177, 03.08.2012.
  6. Алферов В.Ю., Гришин А.И., Ильин Н.И. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 296 с.
  7. Горяинов К.К. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: комментарий. – М., 2017.
  8. Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лек-ций. – М.: Приор-издат, 2015.
  9. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: курс лекций. – М., 2017.
  10. Железняк Т.И Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности: автореф. дис. канд. юрид. наук. – Иркутск, 2012.
  11. Ильичёв В.А. Оперативно-розыскная деятельность: Курс лекций. – М.: Эксмо, 2019. –141 с.
  12. Кузьмин В.А. Комментарий к ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [Электронный ресурс] / Кузьмин В.А., Китрова Е.В. –Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 170 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru.
  13. Климов И.А. Оперативно-розыскная деятельность [Электронный ресурс]: учебник / Климов И.А., Дубоносов Е.С., Тузов Л.Л. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 383 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru.
  14. Легостаев В.П. Некоторые вопросы по учебному курсу «Основы российского уголовно-розыскного права // Государство и право. 2012. № 1. С. 127. 21
  15. Лиджаев К.В. Проблемы и возможность совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. // Вестник Брянского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 156-160.
  16. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2012.
  17. Оперативно-розыскная деятельность: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
  18. Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке: монография / Захарцев С.И., Игнащенков Ю.Ю., Сальников В.П. – М.: Норма, 2015. – 400 c.
  19. Оперативно-розыскная деятельность [Электронный ресурс]: пособие для студентов вузов/ И.И. Бранчель [и др.]. – Электрон. текстовые данные. –Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2014. – 352 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru.
  20. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскное право: иллюзия или реальность // Правоведение. 2014. № 4. С. 46-49.