Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы оперативно-розыскной деятельности
1.1 Сущность и принципы оперативно-розыскной деятельности
1.2 Тенденции и перспективы развития теории оперативно–розыскной деятельности
Глава 2. Правовая основа оперативно–розыскной деятельности
2.1.Уровни правового регулирования оперативно–розыскной деятельности
2.2. Значение, структура и характеристика Федерального закона «Об оперативно–розыскной деятельности
Глава 3. Правовое регулирование ОРД органов внутренних дел
3.1. Правовые нормы, регулирующие оперативно–розыскную деятельность подразделений полиции
Введение
Актуальность темы обоснована тем, что в условиях демократизации и гуманизации общества крайне важно развитие правовой и нормативной базы, регулирующей оперативно–розыскную деятельности правоохранительных и специальных служб в нашей стране.
В последние годы существенно обогатилась теория науки, продолжает накапливаться ценный материал оперативно–розыскной деятельности (ОРД). Возникла необходимость масштабного анализа и обобщения тех новаций, которые характеризуют современную ОРД. Это продиктовано повышением социальной значимости ОРД в условиях качественного и количественного изменения состояния преступности в нашей стране и связанными с этим потребностями оперативно–розыскной практики.
Правовую основу оперативно–розыскной деятельности составляют нормативные акты, в содержании которых имеются правовые нормы, непосредственно касающиеся назначения, организации и регламентации рассматриваемого вида правоохранительной деятельности. В общей теории права совокупность нормативных актов, касающихся какой–либо области общественных отношений, охватывается категорией источников права. Названная категория присуща всем отраслям отечественного права, в частности – уголовно–процессуальному праву. Однако в оперативно–розыскной деятельности такую совокупность нормативных актов принято называть ее правовой основой.
Связано такое положение в понятийном аппарате оперативно–розыскной деятельности с тем, что категория источников права определяется соответствующими отраслями права. В настоящее время оперативно–розыскная деятельность, несмотря на свой юридический характер, не рассматривается в качестве самостоятельной отрасли права.
Теоретическому анализу в данной деятельности посвящены научные труды таких ученых как В.М. Атмажитов, В.И. Басков, Ю.С. Блинов Ю.С., С.С. Галахов, В.Ю., Голубовский, В.Г., Гриб, А.И. Гуров, С.В. Дяьков, В.И. Елинский, Р.А. Журавлев, В.П. Илларионов, А.П. Исиченко, Ю.Ф. Кваша, И.А. Клмиов, К.В. Сурков, Е.В. Токарев, А.Е. Чечетин, А.В. Шахматов и др.
Следует заметить, что отдельные ученые в области теории оперативно–розыскной деятельности все чаще высказывают мнение о целесообразности включения в систему отраслей права оперативно–розыскного права.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об ОРД» правовую основу оперативно–розыскной деятельности составляют:
– Конституция Российской Федерации; – Федеральный закон «Об оперативно–розыскной деятельности»; – другие федеральные законы и законы Российской Федера–ции, имеющие отношение к регламентации оперативно–розыскной деятельности; – иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России.
Объектом – являются общественные отношения, связанные с правовыми основами оперативно- розыскной деятельности
Предметом – выступают нормативно-правовые основы закона об оперативно- розыскной деятельности.
Целью работы является выявление правовых основ и структуры федерального закона об оперативно- розыскной деятельности.
Задачи
Рассмотреть теоретические основы оперативно-розыскной деятельности
Исследовать правовую основу оперативно–розыскной деятельности
Изучить правовое регулирование ОРД органов внутренних дел
Структура работы состоит из трех глав, объединенных шестью параграфами, введения, заключения списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы оперативно-розыскной деятельности
1.1 Сущность и принципы оперативно-розыскной деятельности
Оперативно–розыскная деятельность имеет три основных значения[1]:
во–первых, собственно как специфический вид юридической государственной деятельности правоохранительных органов и спецслужб по противодействию преступности и обеспечению национальной безопасности;
во–вторых, как самостоятельная юридическая наука, основанная на комплексных междисциплинарных знаниях;
в–третьих, как самостоятельная учебная дисциплина в системе юридического образования.
Оперативно–розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно–розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
В ст. 1 ФЗ об ОРД[2] определено, что ОРД – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно–розыскная – разновидность социально полезной человеческой деятельности юридической, т.е. часть опосредованной правом государственно–властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.
Наконец, ОРД – разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять ОРД каких–либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией законодательных норм в ОРД[3].
ОРД в «узком» смысле слова – это вид социально полезной юридической государственной деятельности основанный на федеральном законодательстве. Выполняют ее уполномоченные на то законодателем субъекты, представляющие собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств.
В «широком» смысле слова в определении ОРД выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство).
Исходя из этого в определении ОРД выделяют две группы
признаков: объективные и субъективные.
Субъективные признаки динамичны, подвижны. Они могут меняться в зависимости от воли законодателя.
К ним относятся:
установление той или иной («узкой» или «широкой») цели такой деятельности: условие регулирования общественных отношений в ОРД на уровне закона (всех или их части – большей или меньшей);
запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение ОРМ);
определение пределов гласности (или конспиративности) в ОРД.
Наличие в этой деятельности различных правовых отношений определяет ее комплексный характер, где можно выделить определенные виды. Основными из них являются[4]:
1) оперативно–розыскной процесс (как сугубо оперативно–розыскная работа);
2) административная оперативно–проверочная работа, т.е. обеспечение административно–правовых режимов с помощью оперативно–розыскных сил, средств, методов и действий.
Внутри основных видов ОРД в зависимости от решения тех или иных задач различаются подвиды. Суть тех из них, которые непосредственно указаны в ст. 2 ФЗ об ОРД, заключается в том, что эта деятельность осуществляется:
- для предупреждения совершения общественно опасных противоправных деяний;
- для выявления, пресечения и раскрытия преступлений;
- с целью розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания.
Кроме того, в ОРД различают иные виды (не основные). Например, в ст. 2 ФЗ об ОРД указан один из них – добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (дополнительным он является в силу того, что основной способ добывания информации – это разведывательная и контрразведывательная работа), кроме того, в ст. 2 содержится указание о том, что она может проводиться для поиска без вести пропавших граждан.
ОРД (в «широком» смысле слова) является одним из наиболее эффективных средств государства в достижении поставленной цели с помощью применения специальных сил и средств. Отсюда следует, что ОРД как определенный компонент социально–правовой системы зависит от содержания социально–политического строя общества.
Поэтому ОРД можно представить как системную составляющую политики государства, взаимосвязанную с фактическими усилиями ее субъектов и участников по решению задач и достижению своих целей посредством применения специальных сил, средств и методов. Эта деятельность характеризуется единством теоретического познания «конспиративно–гласной» реальности и практического преобразования оперативно–розыскных отношений. Причем в зависимости от понимания ее в «широком» или «узком» смысле слова в ОРД, как в достаточно сложной социально–правовой системе, можно выделить те или иные аспекты. Они весьма многообразны, но все же их можно систематизировать, отнеся к собственно оперативно–розыскной, социально–политической и духовной сферам российского общества.
Различные аспекты ОРД структурно выглядят следующим образом[5]:
– непосредственно практическая деятельность, направленная на применение специальных сил и средств для защиты охраняемых объектов;
– составляющая информационной работы, предназначенной утолить информационный «голод» государственных органов власти России;
– организационная деятельность, реализуемая в управлении практической работой оперативников;
– научная работа;
– педагогическая деятельность, призванная применять полученные наукой знания в практической ОРД.
Социальная роль состоит в том, что ОРД в границах своего предмета предназначена обеспечивать реализацию правоохранительной (юрисдикционной) функции российского права, т.е. защищать присущими ей специфическими средствами человека, общество и государство от преступных посягательств. В этом заключается важнейшее проявление социальной роли ОРД.
Значение принципов ОРД состоит в том, что именно в принципах находит свое выражение сущность этого вида государственной юридической деятельности. Кроме того, базируясь на принципах, должны восполняться пробелы правового регулирования ОРД[6].
По степени конкретизации различают принципы ОРД: выработанные оперативно–розыскной практикой и определенные законодателем. Причем последние делят на принципы, непосредственно указанные в ст. 3 ФЗ об ОРД, и на опосредованные, т.е. вытекающие из содержания норм оперативно–розыскного законодательства.
По широте распространения различают принципы ОРД, характерные для всей юридической деятельности (законность, гуманизм, соблюдение прав человека и гражданина, равенство перед законом, вневедомственный контроль), деятельности по борьбе с преступностью (оперативность, всесторонность, полнота и объективность производства дела; ее осуществление только уполномоченными на то субъектами; сочетание гласности и негласности), только сыскной деятельности, включая оперативно–розыскную (конспиративность, привлечение конфидентов, соразмерность оперативно–розыскного реагирования).
Следует отметить и то, что в ст. 3 ФЗ об ОРД непосредственно названы четыре принципа ОРД: конституционные принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Однако в науке о праве известно, что принципы существуют независимо от способа отражения их в законодательных актах. Анализируя текст ФЗ об ОРД, можно прийти к выводу, что в данном случае законодатель избрал так называемый смешанный вариант. Это означает, что только часть принципов ОРД указана им непосредственно в ст. 3. Остальные принципы, выработанные оперативно–розыскной практикой, вытекают из содержания норм ФЗ об ОРД, других законодательных и некоторых подзаконных нормативных правовых актов в области регулирования ОРД[7].
Таким образом, систему принципов ОРД в зависимости от второго критерия образуют следующие принципы: