Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы оперативно-розыскной деятельности
1.1 Сущность и принципы оперативно-розыскной деятельности
1.2 Тенденции и перспективы развития теории оперативно–розыскной деятельности
Глава 2. Правовая основа оперативно–розыскной деятельности
2.1.Уровни правового регулирования оперативно–розыскной деятельности
2.2. Значение, структура и характеристика Федерального закона «Об оперативно–розыскной деятельности
Глава 3. Правовое регулирование ОРД органов внутренних дел
3.1. Правовые нормы, регулирующие оперативно–розыскную деятельность подразделений полиции
1) непосредственно перечисленные в ст. 3 ФЗ об ОРД. Это два общеправовых (законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина) и два межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств);
2) наличие которых в ОРД вытекает из содержания правовых норм, частично изложенных в ФЗ об ОРД и других законодательных и ведомственных нормативных правовых актах. В их число входят два общеправовых (гуманизм; равенство прав человека и гражданина перед законом), три межотраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств; осуществление ОРД только уполномоченными на то законом субъектами) и три отраслевых (оперативность, или наступательность; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств ДОУ; применение конфидентов).
Все принципы ОРД самостоятельны, причем среди них нет главных и второстепенных. Внутри системы принципов не может и не должно быть противопоставления одного принципа другому.
1.2 Тенденции и перспективы развития теории оперативно–розыскной деятельности
В современных условиях, когда идет формирование гражданского и правового общества, осуществляются преобразования в различных сферах государственной деятельности, перед оперативно–розыскными аппаратами и юридической наукой в целом стоят ответственные задачи.
В настоящее время ученые–юристы призваны повышать уровень научных разработок, активнее влиять на совершенствование законодательной базы, укреплять связь теории с практикой оперативных аппаратов, эффективнее осуществлять подготовку юридических кадров правоохранительных органов.
Одним из важнейших условий выполнения поставленных задач служит максимально полное использование в практике оперативных аппаратов современных возможностей и достижений теории ОРД. Вместе с тем недостаточно только описать эти возможности. Необходимо комплексно оценить их и определить пути наиболее целесообразной реализации последних в практической деятельности.
В ближайшей перспективе ученым, занимающимся разработкой основных положений теории ОРД, предстоит решить следующие задачи[8]:
- совершенствование законодательства в области оперативно–розыскной деятельности;
- адаптация оперативно–розыскных сил, средств и методов к новым социально–экономическим условиям с целью эффективного воздействия на преступность путем разработки новых частных оперативно–розыскных методик;
- дальнейшая разработка теоретических и прикладных вопросов оперативно–розыскной тактики;
- использование достижений технических наук в совершенствовании традиционных средств, специальной техники, используемой в борьбе с преступностью;
- интеграция теории ОРД в новые направления отраслей знания;
- совершенствование преподавания теории ОРД в специализированных учебных заведениях.
В наше время решение актуальных проблем теории ОРД уже не иллюзия. Напротив, имеется огромный научный потенциал ученых–юристов, способных предложить свои решения тех или иных проблем теории и практики ОРД. Они находят истину не в декларациях, а в научных дискуссиях и подтверждают свои выводы на практике.
В недалеком прошлом ученые на основе комплексного применения научных методов и эмпирических исследований способствовали развитию всех разделов теории ОРД. Фундаментальная база данного процесса была заложена еще в 70–х гг., когда активно функционировали две школы, последовательно исследовавшие внутренние проблемы теории ОРД.
Первую школу возглавили А.Г. Лекарь и Д.В. Гребельский, осуществлявшие научное обеспечение учебного процесса в рамках специализированного курса «Оперативно–розыскная деятельность ОВД» и уделявшие существенное внимание обоснованию понятийного аппарата и определению места ОРД в системе юридической науки. Во главе второй школы стали В.А. Лукашов и Г.К. Синилов, которые для выполнения социального заказа практики специализировались на разработке инструментальных методов исследования проблем ОРД, расширили ее теоретическую основу за счет привлечения других научных знаний[9].
В условиях построения основ правового государства особое значение придается неукоснительному соблюдению законности, уважению прав и свобод человека и гражданина в процессе осуществления ОРД. Поэтому перспектива развития последней неразрывно связана с совершенствованием ее нормативно–правовой регламентации. В настоящее время уголовная политика российского государства направлена на то, чтобы данный вид юридической деятельности регулировался, прежде всего, законами. В связи с этим требуется систематизация нормативных актов в данной сфере. Систематизация возможна двумя способами: инкорпорацией и кодификацией. Инкорпорация подразумевает объединение действующих законов и иных нормативных актов в едином собрании и расположение объединенного материала в определенном порядке. Кодификация заключается в установлении определенной последовательности расположения нормативных актов в общем собрании, т.е. ограничивается внешней обработкой нормативного материала.
Идея систематизации оперативно–розыскного законодательства и создание оперативно–розыскного кодекса не является новой, поскольку данную проблему в 70–80–х гг. рассматривали такие ученые, как В.Г. Самойлов, Г.К. Синилов, В.К. Шульц. В частности, Г.К. Синилов предлагал правовые документы, касающиеся ОРД, расположить в порядке, адекватном основным направлениям реализации нормотворческой функции или соответственно основным сферам ведомственного регулирования.
На завершающем этапе совершенствования правого регулирования ОРД систематизация норм права и сведение их в единую отраслевую систему позволяет сформировать новую отрасль права – уголовно–розыскное право, т.е. в конечном итоге окончательно решить вопрос о характере правовых отношений, возникающих в данной сфере.
В течение последних лет некоторыми учеными предпринимаются попытки популяризовать идею создания новой отрасли российского права – уголовно–розыскного права (Чувилев А.А., Шумилов А.Ю.) которое, согласно их пониманию, представляет собой социально обусловленную систему правовых норм, регулирующих основную часть ОРД[10].
Уголовно–розыскное право также включает отдельные элементы контрразведывательной, частной, сыскной, уголовно–процессуальной и уголовно–исполнительной деятельности, заключающейся в совершенствовании уголовно–розыскных действий, применении специальных средств и принятии соответствующих решений уполномоченными на то федеральным законом субъектами в целях защиты человека и общества от преступных посягательств, а, также общественные отношения (уголовно–розыскные), возникающие в этих видах юридической практики в связи и по поводу совершения преступления.
В научной литературе упорно отстаивается мысль о том, что областью формирования науки уголовно–розыскного права должны стать фрагменты научных знаний, которые были получены и традиционно рассматриваются в рамках как устоявшихся, так и вновь образованных научных специальностей. Прежде всего, речь идет об уголовном процессе, криминалистике, уголовном праве, криминологии, уголовно–исполнительном праве, теории ОРД, административном праве и теории контрразведывательной деятельности. Именно на этом правовом поле должна возникнуть новая отрасль научных знаний, а именно уголовно–розыскное право.
Глава 2. Правовая основа оперативно–розыскной деятельности
2.1.Уровни правового регулирования оперативно–розыскной деятельности
Правовая основа оперативно–розыскной деятельности – это совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.[11]
Законодательство в области ОРД следует понимать в узком и широком смысле слова. Оперативно–розыскное законодательство в «узком» смысле слова – это совокупность федеральных законов, которые содержат правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между лицом и государством в процессе защиты человека и общества от преступных посягательств путем применения специальных методов, сил и средств и совершения оперативно–розыскных действий.
Оперативно–розыскное законодательство в «широком» смысле слова – это формирующийся межотраслевой комплексный нормативно–правовой институт. Его составляет совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации высшей (после законов) юридической силы. Эти акты содержат правовые нормы, регулирующие группы однородных общественных отношений между лицом и государством в процессе обеспечения безопасности человека и общества путем применения специальных методов, сил и средств и совершения оперативно–розыскных действий, если иными мерами нейтрализация угроз жизненно важным интересам человека и общества объективно затруднена или невозможна.
Правовая основа оперативно–розыскной деятельности подразделяется на три группы (уровня):
1) Конституционный уровень правового регулирования.
2) Законодательный уровень правового регулирования.
3) Подзаконный уровень правового регулирования.
Это указано и в ст. 4 ФЗ № 144, где указаны уровни правовой основы ОРД: Конституция РФ; Федеральный закон «Об оперативно–розыскной деятельности»; другие федеральные законы и законы Российской Федерации, имеющие отношение к регламентации оперативно–розыскной деятельности; иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Конституционный уровень правового регулирования составляет исходную правовую базу для определения направленности и границ последующего развития и регулирования непосредственного объекта оперативно–розыскных отношений.
Высшая юридическая сущность Конституции РФ на данном уровне проявляется как:
- ее нормы имеют приоритет над нормами законов и подзаконных нормативных актов;
- сами законы и иные акты принимаются предусмотренными Конституцией органами и в установленном ею порядке.[12]
В Конституции Российской Федерации содержится ряд положений, непосредственно касающихся оперативно–розыскной деятельности. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 23 Основного Закона каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. На основании ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц и иначе как в случаях, прямо установленных федеральным законом и на основании судебного решения. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы личности могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Основного Закона каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Конституция РФ также провозглашает обязанность государства обеспечивать права и свободы человека и гражданина.
В Конституции Российской Федерации закреплены полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (статьи 76, 90, 104, 105, 115).
Законодательный уровень правового регулирования. Правовые и организационные основы оперативно–розыскной деятельности заложены в ФЗ № 144[13]. Данный закон занимает ведущее место среди федеральных законов в связи со своей специальной направленностью на правовое регулирование именно ОРД и в связи с наибольшей полнотой регулирования данного вида деятельности. Он определяет ее содержание и закрепляет систему гарантий законности при осуществлении оперативно–розыскных действий. Его особенностью является то, что во многих случаях статьи закона являются бланкетными и отсылают правоприменителя к иным, нередко секретным и совершенно секретным нормативно–правовым актам.
К законодательным актам, устанавливающим базисные положения осуществления ОРД, следует отнести также Уголовный кодекс РФ (УК РФ) и Уголовно–процессуальный кодекс РФ (УПК РФ), Уголовно–исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) и иные федеральные законы. УК РФ определяет признаки преступления, на выявление, предупреждение и раскрытие которых нацелена ОРД. В нем содержится ряд норм, имеющих важное значение для осуществления ОРД. В статьях 12 и 13 УПК РФ закреплены конституционные права граждан на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. УПК РФ определяет порядок взаимодействия следователя и органов дознания, осуществляющих ОРД при расследовании преступлений (ч. 1 ст. 144, ч. 4 ст. 157, ч. 2 ст. 163 УПК РФ); устанавливает перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие.