Файл: Правовые основы оперативно–розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подзаконный уровень правового регулирования. К данному уровню можно отнести:[14]

– указы Президента РФ (например: Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне», Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об упорядочении организации и проведения оперативно–розыскных мероприятий с использованием технических средств», Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 21 «О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации», Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (с изменениями на 25.07.2014), Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» и др.;

– постановления Правительства Российской Федерации (от 4 сентября 1995 г. № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», от 1 июля 1996 г. № 770 «Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно–розыскной деятельности», утвержденное этим же постановлением «Положение о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно–розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации», от 27 августа 2005 г. № 538 «Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность» и др.);

– нормативные акты органов, осуществляющих ОРД, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно–розыскных мероприятий. В соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ № 144 сведения об организации и тактике ОРД составляют государственную тайну. В связи с этим рассматриваемая группа нормативных актов издается с соответствующими грифами секретности, и доступ к ним имеют только сотрудники и руководители оперативных аппаратов, а также должностные лица государственных органов, осуществляющие контроль и надзор за ОРД, при наличии допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Руководители министерств и ведомств, осуществляющих ОРД, издают также несекретные нормативные акты, касающиеся ОРД, к которым, в частности, относятся:


Инструкция о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд (утв. приказом МВД России, МО России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, СК России от 27 сентября 2013 г. № 776/ 703/ 509/ 507/ 1820/ 42/535/398/68 (зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 № 30544);

Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола (утверждена приказами МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971, в ред. приказа МВД РФ № 727, Минюста РФ № 302, ФСБ РФ № 480, ФСО РФ № 570, ФСКН РФ № 425, ФТС РФ № 1739 от 22 сентября 2009 г., зарегистрирована в Минюсте РФ 3 ноября 2006 г. № 8437) и др. Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в правовую основу ОРД входят также международные правовые акты, касающиеся борьбы с преступностью. Наряду с названной конституционной нормой, содержание ряда норм ФЗ№ 144 в свою очередь свидетельствует о необходимости отнесения отдельных международных правовых актов к правовой основе оперативно–розыскной деятельности. Так, ч. 4 ст. 7 ФЗ № 144 рассматривает запросы международных правоохранительных организаций в качестве самостоятельного основания проведения оперативно–розыскных мероприятий, а п. 3 ст. 14 обязывает оперативные аппараты исполнять запросы правоохранительных органов иностранных государств.[15]

К числу наиболее значимых международных правовых актов, имеющих отношение к ОРД, можно отнести такие, как:

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г.; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятая Советом Европы 20 апреля 1959 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания, принятая 10 декабря 1984 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 г.; Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, подписано в г. Алма–Ате 24 апреля 1992 г.; Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, подписано в г. Киеве 21 октября 1992 г.; Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью, подписано в г. Ашхабаде 17 февраля 1994 г.; Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения ОРД, подписано на заседании Совета министров внутренних дел государств – участников СНГ 16–18 декабря 1998 г. в г. Москве, и др.


2.2. Значение, структура и характеристика Федерального закона «Об оперативно–розыскной деятельности

Правовые и организационные основы оперативно–розыскной деятельности заложены в Федеральном законе «Об оперативно–розыскной деятельности».

Характерными чертами ФЗ «Об ОРД» являются[16]:

  • закрепление общих правил осуществления ОРД на законодательном уровне;
  • усиление значения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ОРД;
  • определение общих положений осуществления данной деятельности для всех субъектов ОРД;
  • положил начало процессу кодификации правовых норм оперативно–розыскной деятельности и формированию новой отрасли российского законодательства.

Структуру действующего ФЗ «Об ОРД» составляют:

– преамбула, в которой отражается, что Федеральный закон определяет содержание оперативно–розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении ОРМ;

глава 1. Общие положения (ст. 1–5). В ней находят нормативное закрепление определение ОРД, ее цели, задачи, принципы и основы соблюдения прав и свобод человека и гражданина при ее осуществлении;

глава 2. Проведение оперативно–розыскных мероприятий (ст.6–12). В ней определяется перечень ОРМ и устанавливает порядок их проведения;

глава 3. Органы, осуществляющие ОРД (ст. 13–16). Здесь даётся перечень оперативно–розыскных органов и условия их деятельности;

глава 4. Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД (ст.17–18). Эта глава излагает систему общих предписаний, касающихся оснований и условий привлечения отдельных лиц к участию в ОРД;

глава 5. Финансовое обеспечение ОРД (ст. 19). Данной главой регулируется такой вид обеспечения ОРД, как финансирование;

глава 6. Контроль и надзор за ОРД (ст. 20–23). В ней излагается система ведомственного, вневедомственного контроля и организации прокурорского надзора за данной деятельностью. В ст.23 отражается порядок вступления Федерального закона в силу, и определяются пределы его действия во времени.

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» общим условием проведения ОРМ выступает возможность их осуществления на территории России, если иное не предусмотрено федеральным законом.


В данной формулировке изложена позиция законодателя на пределы действия ФЗ «Об ОРД» в пространстве в соответствии с принципом территориальности. Согласно воле законодателя такие исключения допустимы, что должно быть предусмотрено федеральным законом (см. ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об ОРД»).

Первое исключение. В ст. 12 УК РФ содержится предписание о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов России. Создание предпосылок для реализации этой нормы подразумевает вероятность осуществления ОРД за рубежом.

Второе исключение, допустимо исходя из предписаний Закона о международных договорах. Соответствующим международным соглашением может быть предусмотрена возможность осуществления ОРМ за пределами России. Например, Советом министров внутренних дел государств – участников СНГ 18 декабря 1998 г. подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения ОРД (имеется в виду сопровождение оперативной разведки, оперативно–поисковых мероприятий, наружного наблюдения). В Соглашении отмечено, что в соответствии с государственным суверенитетом осуществление специального сопровождения оперативной разведкой на территории другого государства не допускается.

Третье исключение. С учетом того, что в исключительных случаях уголовная юрисдикция России осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море (см. ст. 17 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»), ОРД возможна для обеспечения производства расследования преступления на борту иностранного судна во время его прохода в случаях, если: последствия преступления распространяются на территорию России; такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами России, и др.

Четвертое исключение. Федеральный закон применяется также в исключительной экономической зоне и на пространстве континентального шельфа России.

Пятое исключение. Непосредственно в ФЗ «Об ОРД» установлено определенное изъятие из принципа его действия в пространстве. Согласно ч. 5 ст. 13 ОРМ в следственных изоляторах «чужие» оперативники вправе проводить совместно с работниками уголовно–исполнительной системы Минюста России. По времени действия существуют нормативно–правовые акты неопределенно–длительного времени, к которым относится и ФЗ «Об ОРД». Временем вступления в силу данного закона считается 18 августа 1995 г.


Таким образом, положения ФЗ «Об ОРД» определяют основы оперативно–розыскной деятельности в Российской Федерации, представляют собой базу ведомственных нормативных актов, непосредственно регламентирующих организацию и тактику оперативно–розыскной деятельности.

Глава 3. Правовое регулирование ОРД органов внутренних дел

3.1. Правовые нормы, регулирующие оперативно–розыскную деятельность подразделений полиции

Согласно Федеральному закону от 12.08.1995 № 144–ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно–розыскной деятельности» (далее – ФЗ № 144): «Оперативно–розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно–розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».[17]

Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что сущностью оперативно–розыскной деятельности (далее – ОРД) является осуществление обшеуголовного розыска или сыска преступников гласными и, главным образом, негласными методами.[18]

ОРД является одним из видов правоохранительной деятельности государства, которая осуществляется с использованием негласных возможностей в интересах защиты общества и государства. В сферу таких интересов входит обеспечение государственной безопасности, суверенитета государства, его территориальной целостности, обороноспособности, экономики, борьбы с преступностью и коррупцией, защиты личности от преступных посягательств и других составляющих. ОРД отождествляется с разведывательной, сыскной деятельностью, что предполагает определенную скрытость осуществляемых мероприятий, направленную, прежде всего, на обеспечение эффективной защиты охраняемых законом интересов общества в целом и отдельных граждан в частности.