Файл: Общая характеристика основных современных правовых семей (исследование современных качеств).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-правовые основы современных правовых семей
1.1. Понятие и виды правовых семей
1.2. Вопросы классификации правовых семей
2. Проблемные вопросы современных правовых семей
2.1. Сравнительный анализ романо-германской и религиозной правовых семей
2.2. Англо-саксонская семья на современном этапе развития
2.3. Роль судебного прецедента в англо-саксонской и романо-германской семьях
М.Н. Марченко, предлагает выделять, следующие правовые системы: 1) романо-германскую правовую семью; 2) англосаксонскую правовую семью (Система общего права); 3) правовые системы социалистических и постсоциалистических стран; 4) религиозную правовую систему, включающую иудейское право и мусульманское право[18].
В.Е. Чиркин, выделяет три правовые системы и входящие в них семьи: 1) мусульманская правовая система, включающая суннитскую и шиитскую семьи, а также семьи, классифицирующиеся по основанию «развития» права: традиционное, классическое право в странах мусульманского фундаментализма (радикализма) и право «модернизированных» мусульманских государств, где есть элементы влияния права их прежних метрополий (Великобритания, Франция), а иногда и идеологическое влияние социалистической правовой системы; 2) тоталитарно-социалистическую систему (включающую такие страны как КНДР, Вьетнам, Куба, Китай); 3) либерально-социальную правовую систему, состоящую из романо-германской правовой семьи и англо-саксонской семьи права[19].
Можно согласиться с точкой зрения, М.В. Захаровой, утверждающей, что определяющее значение в отграничении одного стиля правового мышления от другого имеют особенности процессов правопонимания и правообразования, существующие в национальном сообществе. Анализ этих особенностей применительно к правовым системам различных государств позволяет говорить о существовании четырех основных стилей правового мышления: 1) континентально-европейского – ориентированного на законодательный способ правообразования; 2) англосаксонского – базирующегося на судебном (прецедентном) способе создания права; 3) традиционного – получившего распространение в странах с так называемым традиционным типом правосознания, базирующимся на внутрисоциальном способе правообразования; 4) религиозно-доктринального – получившего наибольшее распространение в теократических государствах и основанном, на тезисе о том, что право носит божественный характер[20].
Выводы по 1 главе.
Под правовой семьей понимается совокупность национально-правовых систем в рамках одного типа права, объединенных общностью исторического формирования, структуры источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.
Руководствуясь критериями и причинами, принято выделять следующие правовые семьи:
- романо-германскую, именуемую иногда «континентальной», или «цивильной» (Civil law);
- англосаксонскую, или семью «общего» права;
- социалистическую;
- религиозную (исламскую; индусскую, иудейскую).
Таким образом, правовая система и правовая семья соотносятся как часть и целое. Правовая система – понятие более узкое.
Определяющее значение в отграничении одного стиля правового мышления от другого имеют особенности процессов правопонимания и правообразования, существующие в национальном сообществе. Анализ этих особенностей применительно к правовым системам различных государств позволяет говорить о существовании четырех основных стилей правового мышления: 1) континентально-европейского – ориентированного на законодательный способ правообразования; 2) англосаксонского – базирующегося на судебном (прецедентном) способе создания права; 3) традиционного – получившего распространение в странах с так называемым традиционным типом правосознания, базирующимся на внутрисоциальном способе правообразования; 4) религиозно-доктринального – получившего наибольшее распространение в теократических государствах и основанном, на тезисе о том, что право носит божественный характер.
2. Проблемные вопросы современных правовых семей
2.1. Сравнительный анализ романо-германской и религиозной правовых семей
Романо-германская или континентальная правовая система является первой, с которой мы встречаемся в современном мире. Рене Давид также ее относит к правовой семье, наряду с англосаксонской и социалистической.
Континентальная правовая семья имеет достаточно длительную историю возникновения и связана прежде всего с римским правом. Она продолжает традиции римского права, является результатом эволюции, однако мы никак не можем назвать романо-германскую правовую семью копией римского права[21].
Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили начиная с XII века на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира. Термин «романо-германская» был выбран для того, чтобы отдать должное совместным усилиям, прилагавшимся одновременно университетами латинских и германских стран[22].
Как уже было сказано, романо-германская правовая семья делится на:
- во-первых, страны латинские или романские. К ним можно отнести Италию, Испанию, Португалию, Францию;
- во-вторых, страны, входившие в орбиту влияния Германии. К таким странам относятся Германия, Австрия, Швейцария и др.
Возникновение романо-германской правовой семьи прежде всего связано с эпохой возрождения, где новое общество вновь осознало необходимость в праве и начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность общества.
Значительную роль в становлении континентальной правовой семьи сыграла французская кодификация. В частности, во многих государствах Европы и за ее пределами общепризнан Кодекс Наполеона 1804 г. (Гражданский кодекс (Code Civil)), воздействовавший на процесс утверждения принципов романо-германского права.
Заимствование римского права в Германии нашло широкое отражение в таком важном законодательном произведении, как Германское гражданское уложение 1900 г., основой которого послужило немецкое право. Воздействие римского права влияет на структуру Германского гражданского уложения[23].
Идеализация Римского права и его рецепция применительно к особенностям капиталистической Европы гарантировали идеальность и незыблемость правовой нормы. Складывалось мнение, что все юридические конструкции уже созданы. Ничего нового правоприменитель дать не может. Поэтому основным источником признается писаное право, выраженное в абстрактных, типичных юридических нормах, сформулированных в законодательных актах, принятых государством. Высшей юридической силой наделяются конституции, возглавляющие законодательные системы этих стран. Большое значение имеют и кодексы, обеспечивающие комплексное регулирование отношений в целых сферах общественной жизни. Правоприменитель, не обладая правотворческими полномочиями, лишь применяет, конкретизирует юридическую норму относительно конкретной жизненной ситуации[24].
Социальной основой и сферой применения романо-германского права в первоначально в средневековой Европе было в основном городское население, однако уже через несколько веков с изменениями отношений система стала общенациональной или, по-другому, континентально-европейской.
Некоторые исследователи континентального права изучают его как право разумов или университетов, так как именно университетские профессора активно занимались улучшением юридической доктрины, а позже разработкой законов, кодексов и моделей. Именно в университетах получали свое образование судьи, адвокаты и прокуроры, способствовавшие практическому применению римской юридической доктрины.
Отметим также признаки, присущие романо-германской правовой семье:
1. Как уже отмечалось ранее, данная правовая семья глубоко ускорена в римском частном праве и сохранила многие ее атрибуты.
2. Ей присущи доктринальность и логичность, так как она формировалась под влиянием ученых-цивилистов.
3. Склонность к кодификации как к форме упорядоченности права.
4. Романо-германское право, испытывая сильное слияние римского права на его формирование, делит материальное право на частное и публичное, а внутреннее частное право в свою очередь на гражданское и коммерческое.
5. Ей также присущ принцип первичности частного права и вторичности публичного, а также принцип первичности материального и вторичности процессуального права.
6. Законодательство в данной правовой семье высшим источником права является законодательство, а не судебная практика[25].
Рассматриваемая романо-германская правовая семья максимально отвечает требованиям современного цивилизованного общества, так как благодаря концентрирующему правотворчеству складывается согласованная, единая, формализованная юридическая система. Она позволяет наиболее полно применить достижения современной науки, создавать скоординированные комплексы юридических средств высокого уровня нормативного обобщения, плодотворно регулировать постоянно изменяющиеся общественные отношения.
В то же время рост абстрактных нормативно-типичных начал в рамках континентальной правовой семьи влечет к некоторому недоучету, а иногда и противопоставлению с индивидуально-специфическими началами регулируемых ситуаций, что в свою очередь резко сокращает эффективность и социальную справедливость правового воздействия. Нормативный правовой акт стесняет судейскую инициативу в индивидуальных, сложных, неординарных ситуациях. Такой недостаток устраняется за счет использования юридических средств, присущих англосаксонской правовой семье.
В настоящий период наблюдается сближение национальных правовых систем. На повестку дня выдвигается вопрос об их общих чертах и тех различиях, которые делают ту или иную правовую систему уникальной.
Из-за того, что существует множество национально-правовых систем, которые на протяжении своего формирования и развития обнаруживали сходные черты, компаративистами выделяются несколько правовых семей. Они объединяют в себе правовые системы отдельных государств по схожим характеристикам, неким общим источникам, структуре права и путям его формирования. Данная теория была впервые выдвинута в 1667 году учѐным из Священной Римской Империи, Готфридом Вильгельмом Лейбницем. Именно он первым сформулировал первоначальную теорию о правовых семьях[26].
При активном развитии межгосударственных отношений анализ и сравнение различных правовых семей имеет огромное значение в рамках конкретной страны и мирового сообщества в целом.
В данной статье хотелось бы подробнее остановиться на соотношении романо-германской и религиозной правовых семьях.
Романо-германская правовая семья, еѐ ещѐ именуют «континентальной», представляет собой эволюцию положений римского права. Идеи и механизмы данной правовой семьи распространены на большую часть Евразии, Латинскую Америку, страны Африки[27].
Следующей рассматриваемой правовой семьѐй является — религиозная, которая объединяет в себе мусульманскую, христианскую, иудейскую и другие конфессии. На данный момент осталось не так много стран с религиозной правовой доктриной, однако такие страны в мире существуют, в основном, к ним относят страны, преимущественно исповедующие ислам[28].
У данных правовых семей есть некоторые черты, которые являются:
Во-первых, это роль правовой доктрины в формировании права;
Во-вторых, роль судебных решений в качестве источников права либо незначительна, либо отсутствует вообще.
Однако есть существенные различия:
Во-первых, ключевой источник права: у романо-германской правовой семьи это — нормативно-правовой акт, а у религиозной — священные писания.
Во-вторых, это то, каким образом формируется право: в романо-германской правовой семье эта роль отводится законодателю, а в религиозной — высшему разуму.
В-третьих, это дифференциация права на отрасли: романо-германской правовой семье это подразделение представлено частным и публичным правом, а в религиозной правовой семье подобное разделение отсутствует. Такое различие обуславливается тем, что романо-германское право развивалось с помощью внедрения извне, благодаря постоянному совершенствованию законодателем, а в религиозной правовой семье эволюция протекала самостоятельно, обособленно, что специфически развило данную правовую семью до того вида, какой мы наблюдаем сейчас.
В-четвѐртых, для романо-германской правовой семьи характерно главенство прав и свобод личности в государственной среде, а для религиозной обязанности граждан выдвигаются на верхнюю ступень[29].
Таким образом, проанализировав и сравнив романо-германскую и религиозную правовые семьи, можно сделать вывод о том, что у обеих этих правовых семей есть свои недостатки и преимущества. В современном мире, в эпоху глобализации и интеграции невозможно найти «чистую» правовую семью, что влечѐт за собой необходимость исследования различных правовых семей, а также их интеграцию, синтезирование уникальной и со-вершенной во всех отношения глобальной правовой семьи, которая объединила бы в себе культуру разных стран, чтобы наладить межгосударственные отношения, а также для того, чтобы повысить качество права в пределах одного конкретного государства.