Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
1.1 Готовность к обучению как условие успешной адаптации ребенка к школе.
1.2 Диагностика и коррекция причин дезадаптации к школьному обучению
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
2.1 Программа эмпирического исследования
Учебная деятельность сама по себе является фактором, изменяющим иерархию мотивов младшего школьника. Однако качество этого изменения и его влияние на общий уровень адаптации к школе определяется особенностями процесса обучения. При отсутствии должного внимания к психологической составляющей адаптации мотивация обучения будет преимущественно внешней, направленной на получение хорошей оценки, а адаптация к школе останется на недостаточном уровне. Правильно выстроенный процесс обучения, учитывающий индивидуальные особенности детей и общие характеристики младшего школьного возраста, способен скорректировать недостаточную сформированность адаптации к школе и способствовать повышению учебной мотивации, являющейся залогом гармоничного прохождения процесса обучения и социализации.
В структуре психологической готовности к школе выделяют пять аспектов: интеллектуальная готовность; личностная готовность; эмоционально-волевая готовность; социально-психологическая готовность; функциональная готовность. Главными аспектами психологической готовности к обучению считают мотивационную и волевую готовность, тесно связанные между собой и проявляющиеся в феномене произвольного поведения. Способность к произвольному управлению поведением рассматривается как главный показатель готовности ребенка к школьному обучению при поступлении в первый класс.
Одна из главнейших задач школьного психолога заключается в своевременной диагностике и коррекции дезадаптации к школьному обучению. Взаимодействие педагога, психолога и родителя в период адаптации ребенка к школе способствует формированию у него внутренней позиции ученика, становлению необходимых навыков учебной деятельности и учебной мотивации.
Анализ и интерпретация данных эмпирического исследования позволяет сделать следующие выводы:
- В течение первого года обучения в школе изменяется структура мотивационной сферы первоклассника. На задний план отходят игровая и внешняя мотивация, доминировать начинают учебная и социальная мотивация, а также мотивация на отметку. Повышается уровень адаптации к школе. Однако если изменение структуры мотивации затрагивает всех первоклассников, то повышение адаптации к учебе наблюдается только у тех младших школьников, обучение которых строилось на основании индивидуального подхода с учетом характерных особенностей психики младшего школьника и базировалось на совместной деятельности педагога, психолога и родителей. Такие дети характеризуются возрастанием учебного и социального мотивов и снижением игрового и внешнего мотивов уже к концу первого полугодия обучения и сохранением данной тенденции к концу первого года обучения. Различия между ними и детьми, психологической адаптации которых не удеяется должного внимания, являются достоверными по показателям внешней и игровой мотивации (у последних они выше) и мотивации на учебу и адаптации к школе (у последних они ниже). Первоклассники, при обучении которых учитель сосредотачивается на интеллектуальном развитии детей и не придает значения психологической составляющей, также характеризуются снижением роли игрового мотива, но при сохранении внешней мотивации и значительном росте мотивации на отметку. Такую мотивацию нельзя считаться оптимальной, поскольку она не формирует у ребенка внутренней позиции ученика и не способствует принятию учебной деятельности в качестве ведущей.
- Анализ различий между показателями адаптации к школьному обучению в начале учебного года, в конце первого полугодия обучения и в конце первого года обучения не выявил достоверных изменений в значениях адаптации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анастази А. Психологическое тестирование. - СПб., 2001.-688 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. - М., 2001. - 352 с.
- Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - СПб, 2006. – 672 с.
- Васанов А.Ю. Первичная обработка данных психологического исследования. - М., 2006. – 56 с.
- Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 2011. – 640 с.
- Гребенникова О.В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 1(3)
- Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие. - М., 2004. -544 с.
- Заюнчковский О.С. Развитие произвольности младших школьников с использованием инновационных коррекционно-развивающих психофизиологически ориентированных технологий: дисс. … канд. психол. наук. – М., 2010. – 141 с.
- Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб, 2005. — 940 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб, 2008. – 583 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М., 2011. - 656 с.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб, - 2004, - 392 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2010. - 464 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996. – 352 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. 713 с.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М., 2005. - 460 с.
- Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб, 2001. – 350 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности. - М., 2001. - 416 с.
- Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для пед.вузов. – СПб., 2009. – 304 с.
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. – Москва – Воронеж, 1998. – 256 с.
- Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка / под.ред. Бурменской Г. В. – М., 2005. – 656 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. - М.; Воронеж, 2001. - 416 с.
Приложение 1
Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.
Инструкция для ребенка: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (или «девочки», зависит от пола ребенка) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился». Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть». Четвёртый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь». Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки».
При зачитывании инструкции психолог последовательно выкладывает на стол перед ребенком карточки с наглядными изображениями того или иного типа мотивации:
- Рисунок 1 - женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках (внешний мотив).
- Рисунок 2 - фигура ребёнка, сидящего за партой (учебный мотив).
- Рисунок 3 - фигурки двух детей играющих в мяч (игровой мотив).
- Рисунок 4 - две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль (позиционный мотив).
- Рисунок 5 - фигурка с портфелем в руках направляется к зданию (социальный мотив).
- Рисунок 6 - фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь (отметка).
По окончанию прочтения рассказа и после выкладывания всех карточек психолог задает ребенку следующие вопросы: «Кто из детей, по-твоему, прав? Почему?», «С кем из детей ты бы хотел играть? Почему?», «С кем из детей ты хотел бы вместе учиться? Почему?».
Экспериментатор фиксирует ответы ребенка и оценивает их по следующей шкале:
- внешний мотив - 0 баллов;
- учебный мотив – 5 баллов;
- позиционный мотив - 3 балла;
- социальный мотив – 4 балла;
- отметка - 2 балла;
- игровой мотив - 1 балл;
Доминирующая мотивация ребенка определяется по тому, какой из мотивов набрал наибольшее количество баллов. Отсутствие доминирующей мотивации является показателем несформированности адаптации к школе.
Общее количество баллов свидетельствует об уровне адаптации к обучению: чем оно выше, тем более сформирована мотивация на обучение и тем выше адаптация к школе.
Приложение 2
Таблица 1 - Описание по разделам содержания занятий
№ п/п |
Название раздела |
Название тем |
Содержание занятий |
1 |
Раздел 1: Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни |
«Ввод Занятие 1. Вводное занятие. С днем рождения, группа!» «В Занятие 2.«Я и мое имя» Занятие 3.«Школьные правила» Занятие 4.«Для чего ходят в школу?» Занятие 5.«Собираем портфель» Занятие 6.«Школьные оценки» Занятие 7.«Подсказки и списывание» Занятие 8.«Что такое хорошо?» |
Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности, раскрытие правила общения в группе. |
Занятие 9.«Мои эмоции» Занятие 10."Мое настроение" Занятие 11.«Конверты "Радости"и "Огорчений"» Занятие 12.«Радость – одна на всех» Занятие 13. «Чудо-дерево» Занятие 14.«Наши страхи» Занятие 15.«Грусть и печаль» Занятие 16.«Я контролирую себя» Занятие 17. «Слушай команду» Занятие 18.«Волшебная клетка» Занятие 19. «Планета эмоций» |
|||
2 |
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы |
знакомство с понятием «эмоции», развитие умения распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей; совершенствование навыков общения, формирование у обучающихся умение понимать друг друга. |
|
3 |
Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков |
Занятие 20. «Что такое общение» Занятие 21. «Путешествие в страну «Понимание»» Занятие 22. «Школьник и дошкольник» Занятие 23. «Я — доброжелательный» Занятие 24. «Волшебные средства взаимопонимания» Занятие 25. «Драки и обида» Занятие 26. «Учимся работать дружно» Занятие 27. «Мы поссорились и помирились» Занятие 28. «Застенчивость и Уверенность» |
формирование коммуникативных и познавательных УУД, усвоить нормы общении с детьми и взрослыми; развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами, вырабатывать в детях доброжелательное отношение друг к другу, сплочение классного коллектива. |
4 |
Раздел 4. Заключительная часть. |
Занятие 29. «Дерево дружбы» Занятие 30. «Первоклассное путешествие» Занятие 31. Игра «Что я знаю про свою школу» |
Приложение 3
Таблица 1. Сводная таблица данных эмпирического исследования психолого-педагогических условий адаптации детей к школе
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
№ |
Pol |
Vozrast |
Gruppa |
Vnesh-1 |
Igrovoi-1 |
Otmetka-1 |
Pozic-1 |
Social-1 |
Uchebn-1 |
Adapt-1 |
Vnesh-2 |
Igrovoi-2 |
Otmetka-2 |
Pozic-2 |
Social-2 |
Uchebn-2 |
Adapt-2 |
Vnesh-3 |
Igrovoi-3 |
Otmetka-3 |
Pozic-3 |
Social-3 |
Uchebn-3 |
Adapt-3 |
1 |
1 |
7 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
13 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
14 |
2 |
1 |
7 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
6 |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
7 |
3 |
1 |
7 |
1 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
13 |
4 |
1 |
7 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
11 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
15 |
5 |
1 |
7 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
15 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
8 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
11 |
6 |
1 |
8 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
7 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
11 |
7 |
1 |
8 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
14 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
15 |
8 |
1 |
8 |
1 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
6 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
11 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
14 |
9 |
2 |
6 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
9 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
6 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
11 |
10 |
2 |
7 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 |
0 |
9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
14 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
13 |
11 |
2 |
7 |
1 |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
7 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
11 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
15 |
12 |
2 |
7 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
15 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
11 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
8 |
13 |
2 |
7 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
6 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
11 |
14 |
2 |
7 |
1 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
11 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
11 |
15 |
2 |
7 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
11 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
11 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
15 |
16 |
2 |
7 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
10 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
13 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
17 |
2 |
7 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
12 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
11 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
13 |
18 |
2 |
7 |
1 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
13 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
14 |
19 |
2 |
7 |
1 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
8 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
7 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
11 |
20 |
2 |
8 |
1 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 |
12 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
11 |
21 |
1 |
7 |
2 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
7 |
22 |
1 |
7 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
11 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
8 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
9 |
23 |
1 |
7 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
24 |
1 |
7 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
6 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
4 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
5 |
25 |
1 |
7 |
2 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
11 |
26 |
1 |
7 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
13 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
11 |
27 |
1 |
7 |
2 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
28 |
1 |
8 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
8 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
10 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
9 |
29 |
1 |
8 |
2 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
4 |
30 |
1 |
8 |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
10 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
5 |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
31 |
2 |
6 |
2 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
4 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
4 |
32 |
2 |
7 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
15 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 |
12 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
11 |
33 |
2 |
7 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
13 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
11 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
11 |
34 |
2 |
7 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
6 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
35 |
2 |
7 |
2 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
4 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
4 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
4 |
36 |
2 |
7 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
11 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
10 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
2 |
12 |
37 |
2 |
7 |
2 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
4 |
38 |
2 |
7 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
8 |
0 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
7 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
9 |
39 |
2 |
7 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
6 |
40 |
2 |
8 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
1 |
13 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
||||
Среднее арифметическое значение |
0,40 |
0,88 |
0,55 |
0,33 |
0,53 |
0,33 |
6,68 |
0,30 |
0,73 |
0,63 |
0,15 |
0,48 |
0,75 |
8,08 |
0,25 |
0,23 |
0,75 |
0,23 |
0,63 |
0,93 |
9,53 |
|||
Стандартное отклонение |
0,59 |
1,02 |
0,90 |
0,69 |
0,91 |
0,83 |
4,30 |
0,46 |
0,68 |
0,67 |
0,36 |
0,78 |
0,84 |
3,83 |
0,49 |
0,48 |
0,81 |
0,42 |
0,74 |
1,02 |
4,18 |