Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
1.1 Готовность к обучению как условие успешной адаптации ребенка к школе.
1.2 Диагностика и коррекция причин дезадаптации к школьному обучению
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
2.1 Программа эмпирического исследования
2.1 Программа эмпирического исследования
Объект исследования: ученики первых классов средних общеобразовательных школ г. Смирных, 22 девочки и 18 мальчиков (всего 40 человек).
Предмет исследования: психолого-педагогические условия адаптации детей к школе.
Цель исследования: изучение психолого-педагогических условий адаптации детей к школе.
Цель исследования достигалась через решение следующих эмпирических задач:
- Измерение адаптации первоклассников к школьному обучению в начале учебного года, в конце первого полугодия обучения и в конце первого года обучения.
- Выявление достоверных различий между показателями адаптации к школьному обучению в начале учебного года, в конце первого полугодия обучения и в конце первого года обучения.
Гипотеза исследования: правильно выстроенный процесс обучения в первом классе является фактором, способствующим успешной адаптации детей к школе.
Методы исследования:
- организационный метод исследования – сравнительный;
- эмпирический метод исследования – тестирование;
- методы обработки данных – анализ первичных статистик, сравнение по критериям Фридмана и Манна-Уитни;
- интерпретационные – структурный метод.
Методика эмпирического исследования: методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников (М.Р.Гинзбург, Р.В.Овчарова, И.Ю. Пахомова).
Цель методики - определение уровня сформированности учебной мотивации и доминирующего мотива учения как показателя адаптации к школе (Приложение 1).
Характеристика выборки исследования:
1 группа – ученики 1 класса средней общеобразовательной школы г. Смирных, 12 девочек и 8 мальчиков в возрасте от 6 до 8 лет (всего 20 человек). Психолог в данной школе активно участвует в проведении процедуры приема детей в первый класс, проводит систематические занятия с первоклассниками, их родителями и педагогами, участвует в родительских собраниях и педагогических советах, а также в организации внеклассной работы с младшими школьниками. Первая группа респондентов условно обозначена нами как «Адаптируемая».
2 группа – ученики 1 класса средней общеобразовательной школы г. Смирных, 10 девочек и 10 мальчиков в возрасте от 6 до 8 лет (всего 20 человек). Психолог в данной школе присутствует при проведении процедуры приема детей в первый класс, по запросу родителей или педагогов проводит диагностику психической сферы ребенка. Своё внимание психолог сосредотачивает на профориентации учеников старших классов, придавая меньшее значение работе с младшими школьниками. Вторая группа респондентов условно обозначена нами как «Неадаптируемая».
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Измерение адаптации первоклассников к школьному обучению в начале учебного года, в конце первого полугодия обучения и в конце первого года обучения.
С помощью методики М.Р.Гинзбург, Р.В.Овчаровой и И.Ю. Пахомовой нами было проведено три измерения мотивации к обучению в школе в двух группах испытуемых. Обобщенные данные по выборке представлены на диаграмме 1.
В течение первого года обучения происходит постепенное снижение внешней и игровой мотивации и рост мотивации на получение хорошей отметки, социальной и учебной мотивации. Следовательно, сама по себе ситуация обучения способствует постепенной мотивационной адаптации первоклассника к школе, то есть: принятию учебной деятельности как основной, повышению интереса к учебе, усилению желания самоутвердиться в процессе учебы. Включение в учебную деятельность, получение навыков самоконтроля, привыкание к новой социальной ситуации являются важными факторами, способствующими адаптации к школе.
Рисунок 1 Средние значения показателей мотивации в выборке испытуемых в начале учебного года, в конце первого полугодия обучения и в конце первого года обучения
Данные о мотивации первоклассников, к адаптации которых психолог школы прилагал значительные усилия, представлены на диаграмме 2. Согласно им, у этих детей наблюдается резкое повышение учебной мотивации и снижение внешней и игровой мотивации уже в конце первого полугодия обучения. Эта тенденция характерна и для обобщенной выборки, но в данной группе она проявляется более ярко.
Дети зачастую приходят в первый класс недостаточно подготовленными, что отражается и в показателях мотивации первой группы испытуемых: они характеризуются направленностью на игру, а значит, всё еще находятся в рамках дошкольной ситуации развития. Однако специально организованные мероприятия по формированию адаптации к обучению и индивидуальный подход к детям, обеспечиваемые совместными действиями психолога, педагога и родителей, дали заметные результаты уже спустя полгода после поступления детей в первый класс. Таким образом, верно выстроенный с учетом психологических характеристик младших школьников процесс обучения способен в относительно сжатые сроки скорректировать недостаточную адаптированность детей к школе.
К концу первого года обучения первоклассники первой группы характеризуются высоким уровнем мотивации на учебу и социальной мотивации, низким уровнем мотивации на игру, позиционной и внешней мотивации. Таким образом, дети исследованной группы характеризуются стремлением к получению знаний, и самосовершенствованию, социальной реализации своих возможностей.
Рисунок 2 Средние значения показателей мотивации в группе адаптируемых первоклассников в начале учебного года, в конце первого полугодия обучения и в конце первого года обучения
На диаграмме 3 представлены данные о мотивации обучения в начале учебного года, в конце первого полугодия обучения и в конце первого года обучения в группе первоклассников, не участвовавших в мероприятиях по формированию адаптации к школе. Классный руководитель данного класса сосредоточен на интеллектуальном развитии детей и фактически не вступает во взаимодействие с психологом в процессе педагогической работы.
Внешняя мотивация детей остаётся неизменной в течение всего периода исследования. Дети, не желающие посещать школу и обучающиеся по принуждению родителей, не меняют своих мотивационных установок. Происходит снижение игровой мотивации, но и учебная мотивация несколько снижается. К концу первого года обучения дети из второй группы по большей части ориентированы на отметку, что не является свидетельством успешной адаптации к школе; они не понимают истинного значения получаемых знаний для их дальнейшей жизни, а руководствуются стремлением получить похвалу от учителей и родителей.
Таким образом, отсутствие психологического подхода к процессу обучения первоклассников чревато формированием школьной дезадаптации. Дети не включаются в новую ведущую деятельность, многие характеризуются внешней мотивацией, большинство с помощью хороших оценок добиваются поощрения от взрослых. В таком случае не происходит действительного развития личности ребенка, он не получает навыков познавательной деятельности, не происходит и социальной адаптации его к новой ситуации развития.
Рисунок 3 Средние значения показателей мотивации в группе неадаптируемых первоклассников в начале учебного года, в конце первого полугодия обучения и в конце первого года обучения
С помощью критерия Манна-Уитни нами были выявлены достоверные различия между представителями двух исследованных групп по показателям мотивации на отметку (U=98, p=0,05), учебной мотивации (U=70, p=0,01) и общего показателя адаптации к обучению (U=92,5, p=0,01) в конце первого полугодия обучения, внешней мотивации (U=120, p=0,03), мотивации на отметку (U=89,5, p=0,02), учебной мотивации (U=52, p=0,01) и общего показателя адаптации к обучению (U=48,5, p=0,01) в конце первого года обучения.
Под воздействием специально организованной учебной среды у первоклассников из первой группы происходит значительное снижение мотивации на получение отметки, повышение учебной мотивации и закономерное повышение уровня общей адаптации к школе уже в течение первого полугодия обучения, тогда как в начале учебного года достоверных различий между представителями двух групп не выявлено. К концу первого года обучения различия сохраняются, появляются также различия в уровне внешней мотивации, у школьников из первой группы она значительно ниже.
Верно организованный процесс обучения с учетом общих закономерностей психологического развития младших школьников позволяет скорректировать недостаточную сформированность структур психологической готовности к школе и повысить учебную мотивацию, тогда как пренебрежение к психологической составляющей адаптации к учебе чревато развитием внешней мотивации и мотивации на получение отметки.
Выявление достоверных различий между показателями адаптации к школьному обучению в начале учебного года, в конце первого полугодия обучения и в конце первого года обучения
На рисунке 4 представлены данные об изменении общего показателя адаптации к школе в двух группах испытуемых и в обобщенной выборке. В группе неадаптируемых первоклассников адаптации к обучению остаётся примерно на одном уровне в течение всего периода первого года обучения, тогда как в группе адаптируемых детей (и за счет этого также в обобщенной выборке) адаптация значительно возрастает. На основании представленного выше анализа показателей мотивации в двух группах мы можем сделать вывод о том, что само по себе воздействие учебной деятельности оказывает влияние на изменение структуры учебной мотивации, но общий уровень адаптации к школе не меняется под воздействием ситуации обучения. Повысить уровень адаптации первоклассников может комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование внутренней позиции школьника и принятие учебной деятельности в качестве основной.
Рисунок 4 Средние значения общего показателя адаптации в двух группах испытуемых и в обобщенной выборке в начале учебного года, в конце первого полугодия обучения и в конце первого года обучения
Применение критерия Фридмана не выявило достоверных различий между показателями адаптации в начале учебного года, в конце первого полугодия обучения и в конце первого года обучения (значения критерия Фридмана составляют соответственно 17,26 при р=0,01; 3,8 при р=0,15; 18,09 при р=0,01 для первой группы первоклассников, второй группы первоклассников и обобщенной выборки). Однако наблюдается стабильное повышение показателя адаптации к школе в группе адаптируемых первоклассников и в обобщенной выборке. Выявление достоверных различий, возможно, требует более совершенного инструментария и большего объема выборки (Приложение 2).
Выводы по второй главе
Анализ и интерпретация данных эмпирического исследования позволяет сделать следующие выводы:
- В течение первого года обучения в школе изменяется структура мотивационной сферы первоклассника. На задний план отходят игровая и внешняя мотивация, доминировать начинают учебная и социальная мотивация, а также мотивация на отметку. Повышается уровень адаптации к школе. Однако если изменение структуры мотивации затрагивает всех первоклассников, то повышение адаптации к учебе наблюдается только у тех младших школьников, обучение которых строилось на основании индивидуального подхода с учетом характерных особенностей психики младшего школьника и базировалось на совместной деятельности педагога, психолога и родителей. Такие дети характеризуются возрастанием учебного и социального мотивов и снижением игрового и внешнего мотивов уже к концу первого полугодия обучения и сохранением данной тенденции к концу первого года обучения. Различия между ними и детьми, психологической адаптации которых не удеяется должного внимания, являются достоверными по показателям внешней и игровой мотивации (у последних они выше) и мотивации на учебу и адаптации к школе (у последних они ниже). Первоклассники, при обучении которых учитель сосредотачивается на интеллектуальном развитии детей и не придает значения психологической составляющей, также характеризуются снижением роли игрового мотива, но при сохранении внешней мотивации и значительном росте мотивации на отметку. Такую мотивацию нельзя считаться оптимальной, поскольку она не формирует у ребенка внутренней позиции ученика и не способствует принятию учебной деятельности в качестве ведущей.
- Анализ различий между показателями адаптации к школьному обучению в начале учебного года, в конце первого полугодия обучения и в конце первого года обучения не выявил достоверных изменений в значениях адаптации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами проведено эмпирическое исследование психолого-педагогических условий адаптации детей к школе. Цель исследования достигнута, задачи решены. Гипотеза исследования подтвердилась: правильно выстроенный процесс обучения в первом классе является фактором, способствующим успешной адаптации детей к школе.