Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
1.1 Готовность к обучению как условие успешной адаптации ребенка к школе.
1.2 Диагностика и коррекция причин дезадаптации к школьному обучению
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
2.1 Программа эмпирического исследования
Недостаточное развитие произвольности в дошкольном возрасте и обострение данной проблемы в процессе школьного обучения может привести к полному отрицанию ребенком учебной деятельности, снижению интереса к предметам, негативному восприятию школы и педагога.
Для того, чтобы помочь ребенку в процессе становления произвольности поведения, следует соблюдать некоторые важнейшие правила. Предлагая ребенку какое-либо задание, необходимо изначально ориентировать его на выполнение действия с начала и до конца. Если ребёнку трудно выполнить требования самостоятельно, взрослому необходимо помочь ему, но не наставлением, а личным примером[6;17].
Следует приучить ребенка всегда думать о конечных результатах и цели деятельности. В дошкольном возрасте, прививая навыки самостоятельности детям, целесообразно будет использовать наглядные формы контроля - схемы, знаки, символы, рисунки. Опираясь на них, ребенку будет легче запомнить последовательность действий и контролировать своё поведение, а со временем, когда внешний контроль перейдет во внутренний план, необходимость в рисунках отпадёт.
Важным также является общение детей с ровесниками и взрослыми, в процессе которого происходит усвоение правил поведения, способствующее внутреннему принятию моральных норм и формированию ориентации на кооперацию и самоконтроль.
Итак, произвольность поведения, включающая в себя умение сознательно подчиняться правилу, ориентироваться на указания взрослого, действовать по образцу и самостоятельно организовывать свою деятельность, является важнейшим элементом психологической готовности к школьному обучению. Недостаточное развитие данной структуры ведет к школьной и социальной дезадаптации даже при условии наличия хороших познавательных способностей и мотивации к обучению.
1.2 Диагностика и коррекция причин дезадаптации к школьному обучению
Одна из главных проблем, стоящих перед школьным психологом, заключается в необходимости содействия школьной адаптации детей, особенно – первоклассников. Достижение данной цели требует решения следующих задач [14]:
• психологический анализ условий обучения первоклассников;
• диагностика готовности к обучению в школе первоклассников;
• диагностика и профилактика школьной дезадаптации и педагогической запущенности;
• психопрофилактика школьных неврозов;
• диагностика и коррекция эмоциональной дезадаптации учащихся при поступлении в школу, переходе из класса в класс, смене учителя, классного коллектива, школы.
Цель школьного психолога в связи с проблемой адаптации к школе заключается в том, чтобы максимально способствовать оптимизации и гармонизации условий обучения. Перед поступлением детей в первый класс психологу необходимо организовать мероприятия по диагностике готовности будущих первоклассников к школе, знакомству их с новой деятельностью учения и связанными с ней изменениями в его жизни. Часто дети нуждаются в индивидуальной помощи специалиста для профилактики или коррекции боязни школы.
Дети, готовящиеся поступить в школу, характеризуются некоторыми общими особенностями, такими, как [11]:
• восприимчивость, внушаемость, податливость;
• отзывчивость, способность к сопереживанию;
• общительность, большая подражаемость;
• легкая возбудимость, эмоциональность;
• любознательность и запечатлеваемость;
• устойчивое бодрое и радостное настроение;
• преобладающие мотивы связаны с интересом к миру взрослых, установлением положительных отношений с окружающими;
• отчетливое проявление в поведении типологических свойств высшей нервной деятельности;
• пластичность нервной системы;
• подвижность, непоседливость;
• импульсивность поведения;
• общая недостаточность воли;
• неустойчивость, непроизвольность внимания
• первоначальное формирование характера, неустойчивость характерологических свойств[9].
Еще Л.И.Божович отмечала, что период поступления ребенка в первый класс сопровождается качественным изменением положения ребенка в системе социальных отношений [2]. Деятельность учения выступает для младшего школьника в качестве трудовой обязанности, что ставит его на равные позиции со взрослым. В то же время школа выступает и как социальная почва для формирования качеств будущей личности и индивидуальности. Готовность к школьному обучению, таким образом, является важнейшим фактором не только интеллектуального развития, но и дальнейшей социальной адаптации.
Исследователи выделяют три основных направления, по которым должна идти подготовка ребенка к школе [14]:
• общее развитие познавательных процессов, в частности – становление умения действовать во внутреннем плане;
• произвольность поведения;
• формирование иерархии мотивов во главе с познавательной мотивацией.
Диагностика готовности к обучению в школе может быть измерена с помощью различных методик, таких, как методика Л.А.Венгера и В.В.Холмовской, тест интеллекта Д. Векслера, прогрессивные матрицы Дж.Равена, ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасека и В. Тихой, тест школьной зрелости А. Керна и т.п.
Исследование готовности к школе следует проводить до поступления ребенка в первый класс, дабы к начальному периоду обучения дети приступали, по возможности, зрелыми и адаптированными.
По результатам диагностики школьный психолог может предложить родителям следующие действия [14]:
а. записать ребенка в первый класс;
б. перенести начало обучения на следующий год;
в. записать ребенка в специальную группу детского сада или школьный класс компенсирующего обучения;
г. направить ребенка на дополнительную медико-педагогическую комиссию;
д. осуществлять индивидуальный подход к ребенку с учетом выявленных особенностей его подготовки.
Выделяют три уровня адаптации к школе, выявляемые по ходу процесса обучения [14]:
• высокий уровень адаптации — ребенок положительно относится к школе; адекватно воспринимает и выполняет требования и поручения учителя; владеет школьной программой на высоком уровне; занимается прилежно, послушен, способен к самоконтролю во время деятельности; отношения с другими детьми доброжелательные;
• средний уровень адаптации – ребенок в целом положительно относится к школе; усваивает программу на приемлемом уровне, выполняет поручения и указания, но нуждается во внешнем контроле; хорошо общается со многими одноклассниками;
• низкий уровень адаптации – отношение ребенка к школе отрицательное или равнодушное; у него часто наблюдаются признаки плохого настроения и самочувствия; учебную программу знает плохо, отрывисто, относится к занятиям и домашним заданиям без интереса; нуждается во внешнем контроле и частых паузах во время занятий; в классе не имеет близких друзей.
Возможные предпосылки формирования дезадаптации к школе чрезвычайно многочисленны и могут объясняться как внешними (недостатки воспитания, неблагоприятные социально-бытовые условия), так и внутренними причинами (недостаточный уровень физического или психического развития ребенка)[5;16].
Одной из важнейших характеристик, определяющих успешность адаптации ребенка к школе, является его обучаемость, то есть способность к усвоению знаний и способов учебных действий. Данная способность основывается на общей познавательной активности личности, а также – на мотивации учащихся. Психологу и педагогу необходимо верно определить причины низкой обучаемости того или иного ученика и в зависимости от них составить коррекционную программу.
Зачастую при наличии сильной мотивации к учению ребенок демонстрирует низкую успеваемость из-за незрелости познавательных процессов. Однако длительные неудачи в обучении способны свести на нет стремление ребенка к получению знаний. Каждый первоклассник с трудностями в обучении требует индивидуального подхода, основанного на выявлении причин школьной дезадаптации.
Особого внимания требуют к себе дети с временной задержкой психического развития, с физическими аномалиями (нарушениями зрения, слуха и т.п.), а также одаренные дети.
В случае психологического инфантилизма дети демонстрируют сохранность интеллекта, но их поведение остается на уровне поведения дошкольника. Они очень утомляемы и подвижны, с трудом включаются в учебную деятельность, проявляют повышенный интерес к играм.
Коррекционная работа с детьми с временной задержкой психического развития должна быть направлена на формирование самостоятельности, познавательных интересов и стереотипов учебных и трудовых действий. Обучение первоначально необходимо осуществлять в щадящем режиме, с элементами игры, в наглядной форме[14;23].
Дети с аномалиями физического развития, оказывающими влияние на процесс адаптации к школе, также нуждаются в индивидуальном подходе. К данной категории относят детей с нарушениями слуха и зрения, с хроническими заболеваниями и физическими изъянами. Коллектив школы должен быть осведомлен об особенностях такого ребенка, чтобы избежать неверной оценки его поведения и учебных результатов. При необходимости, таким детям следует обеспечить щадящий режим, контроль за состоянием здоровья, соблюдение психогигиенических и психологических требований.
Задача психолога в данной ситуации – своевременно выявить и по возможности скорректировать действие физической аномалии на адаптацию ребенка к школе и социуму. Коррекционные мероприятия могут включать логопедическую, педагогическую и психологическую помощь[7;31].
Одаренные дети также зачастую нуждаются в индивидуальном подходе со стороны психолога и педагогического коллектива школы. Одаренность проявляется, прежде всего, в опережающем развитии интеллектуальных, творческих или физических способностей.
Такие дети характеризуются особенной уязвимостью и ранимостью. У них может сформироваться негавтиное отношение к школе, так как учебная программа кажется им скучной, а сверстники – недостаточно развитыми. Одаренный ребенок может оказаться отверженным в классе.
Оптимально осуществлять перевод таких детей в специализированные классы и школы. Кроме того, необходима психологическая работа с одаренными детьми, направленная на профилактику эмоциональных расстройств, межличностных и внутриличностных конфликтов, неврозов.
Итак, во втором параграфе первой главы мы рассмотрели основные условия адаптации детей к обучению в школе. Её успешность зависит от множества факторов, среди которых – условия обучения, семейный климат и родительское отношение, социально-бытовые особенности жизни ребенка, уровень его физического и психического развития. Основные показатели готовности к школьному обучению, во многом определяющей уровень будущей адаптации ребенка к школе, - это степень сформированности познавательных процессов, овладения ведущей деятельностью и социально-психологического развития ребенка. Существующие в данных сферах отклонения должны быть вовремя выявлены и скорректированы школьным психологом.
Выводы по первой главе
В структуре психологической готовности к школе выделяют пять аспектов: интеллектуальная готовность; личностная готовность; эмоционально-волевая готовность; социально-психологическая готовность; функциональная готовность. Главными аспектами психологической готовности к обучению считают мотивационную и волевую готовность, тесно связанные между собой и проявляющиеся в феномене произвольного поведения. Способность к произвольному управлению поведением рассматривается как главный показатель готовности ребенка к школьному обучению при поступлении в первый класс.
Одна из главнейших задач школьного психолога заключается в своевременной диагностике и коррекции дезадаптации к школьному обучению. Взаимодействие педагога, психолога и родителя в период адаптации ребенка к школе способствует формированию у него внутренней позиции ученика, становлению необходимых навыков учебной деятельности и учебной мотивации.