Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

С развитием все больших предприятий розничной и оптовой торговли и разнообразия товарного ассортимента, предприятиям все сложнее и сложнее конкурировать между собой, что приводит к мыслям, о том, чтобы хоть как-то остаться на рынке и сохранить свое «место» под солнцем.

В связи с этим предприятия начинают искать пути реализации и решения по данным процессам, одним из которых является оптимизация своих товарных остатков, пути привлечения прибыли, максимизации объема продаж, а так же привлечения ИТ-технологий, которые позволяли в считанные минуты вывести нужный отчет, составить нужные графики, показать более детально информацию, что позволяло бы управлять своим предприятием более эффективно, затрачивая меньше времени и получая максимальную прибыль.

Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности и оптимизации товарного ассортимента оптово-розничного предприятия. Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

  1. Проведен анализ внешней и внутренней среды предприятия
  2. Исследованы факторы, влияющие на ассортимент предприятия
  3. Проведен анализ товарного ассортимента предприятия
  4. Разработаны рекомендации по оптимизации ассортимента

Структура курсовой состоит из введения, трёх разделов, заключения и списка использованной литературы.

Объектом исследовании является компания ООО «Техносистема» и ее коммерческая деятельность.

Предметом исследования является ассортиментная политика предприятия и ее совершенствование.

1. Теоретические основы формирования товарного ассортимента на предприятии

1.1 Понятие и классификация ассортимента

Огромное количество товаров, которые представлены на рынке, а также агрегированы с помощью признака потребительского назначения или производственного происхождения называют ассортиментом.

Ассортимент обладает возможностью отображать отличия, которые есть между услугами и товарами. Ассортимент считается закономерным распределением всякого множества, интеллектуального по разным показателям, на группы разного значения или же на отдельные звенья. Не считая перечня товаров, по- мимо прочего бывает перечень услуг, ассортимент идей и так далее


Слово «ассортимент» является словом французского происхождения. Каждый автор трактует его по-своему. Например, значение слова ассортимент согласно Ефремовой: ассортимент является набором различных сортов и видов товара в каком-либо торговом учреждении либо набором изделий на производственной организации.

Ассортимент может в большем объеме охарактеризовать результаты деятельности организации, а также отраслей, которые производят товары народного потребления, и торговли по организации производства данных товаров и необходимо рассматривать его как один из самых важных факторов, которые определяют такие понятия, как степень сбалансированности предложения и спроса на определённом товарном рынке. Товарный ассортимент является набором товаров, которые объединены или сочетаются по определённому признаку или совокупности признаков, это могут быть: цвет, вид, размер и так далее. В зависимости от товаров народного потребления можно выделить два вида ассортимента товаров: торговый и производственный. [1, с.115]

Производственный ассортимент товаров является перечнем товаров, которые выпускаются определёнными предприятиями, которые объединены или отраслями промышленности либо сельского хозяйства.

Торговый ассортимент является перечнем товаров, которые были подобраны для реализации в магазинах розничной торговли. Данный ассортимент содержит внутри себя неограниченное количество различных наименований, также разновидностей продукции, которая выпускается непосредственно организациями разных отраслей промышленности, также сельского хозяйства.

Для обеспечения надлежащего уровня обслуживания потребителей, а также роста экономических показателей деятельности торговой фирмы в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента.

Ассортиментная политика — это формирование ассортимента продукции в зависимости от денежного состояния организации, ее стратегических целей и нужд рынка. Ассортиментная политика обычно преследует долгосрочные цели. Формирование ассортиментной политики и ее реализации необходимо контролировать величину выручки, определить точку безубыточности условия компании для того, чтобы предсказать частоту инвестиций в развитие бизнеса. Формирование товарной политики, и ее реализации, начинает быть особенно важно, когда есть свобода выбора конкретного вида деятельности. При котором данная политика предполагает наличие информации о ценах, особенности, продуктов, сегментов рынка и уровень экономических отношений с зарубежными странами, макро-экономических тенденций. Все эти факторы, необходимые для анализа безубыточности управления массой прибыли и безубыточности для этой цели, такие как налоговая оптимизация, прогнозирование, инвестиции собственных средств для развития бизнеса.


Признаками классификации ассортимента являются такие факторы, как местонахождение товаров в торговле либо промышленности, широта охвата то- варов, а также степень удовлетворения потребностей и так далее.

Необходимо различать торговый ассортимент, ассортимент товаров и то- варную номенклатуру. В широком смысле под номенклатурой понимается пере- чень терминов, названий или категорий, которые употребляются в какой-либо отрасли техники либо науки и прочее.

Классификация ассортимента товаров выглядит следующим образом:

  1. По расположению товаров:
  • промышленный ассортимент является набором товаров, которые вы- пускаются изготовителем согласно его производственным возможностям;
  • торговый ассортимент является набором товаров, формируемый торговыми предприятиями с учётом их потребительского спроса, специализации и материально-технической базы;
  • ассортимент услуг является набором услуг, предлагаемый потребителям.

По степени детализации данный вид ассортимента, как и ассортимент то-

варов, подразделяется на три вида: видовой, групповой и внутривидовой.

  1. По широте охвата товаров:
  • простой ассортимент является набором товаров, представленных небольшим количеством видов, групп, а также наименований, удовлетворяющих ограниченное число потребностей;
  • сложный ассортимент является набором товаров, представленных значительным количеством видов, групп, разновидностей и наименований товаров, отличающихся конструкцией, исходными материалами, а также другими признаками и удовлетворяющий всевозможные человеческие потребности;
  • развёрнутый ассортимент является набором товаров, включающий большое количество видов, подгрупп, разновидностей, а также наименований, которые относятся к группе однородных, но отличающихся определёнными индивидуальными признаками;
  • смешанный ассортимент является набором разных видов, групп, наименований, которые отличаются большим разнообразием функционального назначения.
  1. По степени удовлетворения потребностей:
  • рациональный ассортимент является набором товаров, наиболее полно удовлетворяющих реально обоснованные потребности, обеспечивающие максимальное качество жизни при определённом уровне развития науки и техники;
  • оптимальный ассортимент является набором товаров, удовлетворяющих реальные потребности с получением максимально полезного эффекта для потребителя при минимальных затратах на разработку производства, проектирование и доведение до потребителя.

  1. По состоянию в конкретный момент времени:
  • реальный ассортимент является набором товаров, имеющихся в конкретной фирме продавца либо производителя;
  • прогнозируемый ассортимент является набором товаров, которому будет необходимо удовлетворять предполагаемые потребности.
  1. По характеру удовлетворяемых потребностей:
  • основной ассортимент является набором товаров, ориентированных на обычные потребности основных групп потребителей;
  • сопутствующий ассортимент является набором товаров, выполняющий вспомогательные функции и не относящийся к основным для данного пред- приятия.
  1. По структуре ассортимента:
  • групповой ассортимент товаров состоит из перечня товарных групп, которые сформулированы по признаку однородности сырья, из которого они были изготовлены, также по способу производства и потребительскому назначению;
  • групповой ассортимент состоит из перечня отдельных крупноагрегированных видов услуг: здравоохранения, образования, услуги жилищно-коммунального хозяйства, дошкольных учреждений, связи, транспорта, бытовые услуги и так далее;
  • внутригрупповой ассортимент — это набор однородных товаров, которые объединены общностью признаков и удовлетворяют аналогичные потребности. Это детализация группового ассортимента;
  • видовой ассортимент товаров является набором товаров различных наименований и видов, удовлетворяющих аналогичные потребности;
  • видовой ассортимент услуг является детализацией крупноагрегированных видов услуг;
  • внутривидовой ассортимент товаров является ассортиментом, в который входят разновидности товаров внутри отдельных видов;
  • внутривидовой ассортимент услуг состоит из перечня конкретных работ, выполняющихся в рамках определённого вида услуг. [5, с.178]

1.2 Факторы, влияющие на формирование ассортимента

Основной целью формирования ассортимента товаров является наиболее полное удовлетворение потребностей различных групп населения с учетом экономической эффективности деятельности предприятия.

Формирование ассортимента — это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее вероятной для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации.


Формирование ассортименты товаров в конкретном магазине производится с учетом действия целого ряда факторов.

К общим факторам относят все внешние факторы, влияющие в целом на коммерческую деятельность торговой организации. Среди этих факторов особо выделяют развитие производства в республике, в регионе и в районах дислокации розничной торговой сети или конкретной точки продажи. Производство, являясь основным источником товарных ресурсов торговли, влияет на структуру ассортимента в розничной торговле. А развивающийся спрос, в свою очередь, должен непосредственно учитываться производственными предприятиями при формировании производственных программ. Сбалансированность спроса и предложения на товарных рынках республики позволяет розничным торговым организациям предлагать более конкурентоспособный ассортимент, прежде всего за счет формирования более приемлемых цен. Это связано со снижением затрат на продвижение товаров к конечным потребителям (транзакционных издержек). Вместе с тем региональный протекционизм, снижает фактор конкуренции и искусственно сужает ассортимент и выбор покупателей. Продвижение неконкурентной продукции снижает валовые доходы торговли и не способствует развитию производства. Такие меры не должны быть долгосрочными.

К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине, относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные связи между населенными пунктами, наличие других розничных торговых организаций в зоне деятельности данного магазина, ассортиментные стратегии конкурентов и другое. Так, тип магазина определяет групповой ассортимент товаров, величина торговой площади — широту внутригруппового ассортимента, степень оснащенности торговой организации холодильным оборудованием — перечень реализуемых скоропортящихся продуктов. [3, с.225]

1.3 Сущность управления ассортиментом строительных материалов

На результаты хозяйственной деятельности предприятий торговли большое влияние оказывает уровень организации коммерческой работы, разнообразие и эффективность выполнения коммерческих функций, как прямо и непосредственно участвующих в формировании дохода предприятия, так и косвенно влияющих на их величину. В условиях рыночных отношений и формирования конкурентной среды важно определить верное направление в выборе товарного про- филя торгового предприятия и того ассортимента товаров, который приведет к желаемому успеху. Только знание свойств товара, его способности удовлетворять конкретные потребности, его классификационных признаков могут способствовать эффективному осуществлению такой важной коммерческой функции, как формирование ассортимента.