Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский. На практике необходимо различать производственный и торговый ассортимент.

Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными предприятиями и другими изготовителями.

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Его отличие от производственного состоит в том, что он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями.

Исходя из классификации по отраслевому принципу строительные мате- риалы относятся к непродовольственным товарам. Данная отрасль делится на товарные группы, объединенные по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента).

В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых изготавливаются строительные материалы, их можно классифицировать на природные каменные, минеральные вяжущие, материалы и изделия на основе минеральных вяжущих, материалы и изделия из стекла, керамики, металлические и древесные материалы и изделия, материалы на основе волокнистых веществ и бумаги, строительные материалы и изделия на основе синтетических полимеров.

По потребительскому назначению строительные товары и изделия могут быть подразделены на вяжущие, для стен и перегородок, кровельные теплоизоляционные, для полов, облицовочные и отделочные, крепежные, санитарно-технического назначения.

С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов. Строительные материалы относятся к товарам сложного ассортимента, так как в пределах одного вида они имеют внутреннюю классификацию по различным признакам.

Товарные группы делятся на товарные подгруппы, объединенные по при- знаку производственного происхождения. Например, товарная группа металлических материалов и изделий делится на подгруппы: сталь, балки, швеллеры, черепица металлическая, проволока, сетка стальная, метизы, трубы водо- газопроводные; группа древесные материалы и изделия состоит из подгрупп: круглые лесоматериалы хвойных и лиственных пород, пиленные лесоматериалы хвойных и лиственных пород, столярные изделия, детали деревянные фрезерованные, листовые лесоматериалы.


Товарные подгруппы состоят из видов. Под видом понимается ассорти- мент разных по назначению товаров одного наименования. К примеру, подгруппа круглые лесоматериалы хвойных и лиственных пород состоит из следующих видов товаров: пиловочник, стройлес, подтоварник, столбики для изгороди, жерди; детали деревянные фрезерованные – доски для покрытия по- лов, облицовка, плинтусы, наличники, раскладки (штапик), паркет.

Под широтой понимается общая численность ассортиментных групп и наименований.

Под насыщенностью подразумевается общее число составляющих ассортиментную группу (в группу санитарно-технического оборудования входят раковины, мойки, умывальники, ванны, души, унитазы, бачки для унитазов, сиденья для унитазов, крепления к сиденьям унитазов, краны водоразборные, краны-смесители, сифоны, вентили, кронштейны, биотуалеты и т.д.)

Глубокий ассортимент предполагает разновидности предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы (сталь: мелкосортная, среднесортная, крупносортная, тонколистовая толстолистовая, катанная, кровельная, оцинкованная).

Под гармоничностью понимается степень близости между товарами от- дельных групп с точки зрения их конечного использования. Вся совокупность перечисленных товаров составляет ассортимент строительных материалов.

Формирование ассортимента – это систематическое принятие решений по разработке и управлению товарами в торговом предприятии. При выполнении этой коммерческой функции необходимо помнить, что ассортимент должен не пассивно отражать предъявляемый спрос, а оказывать активное воздействие на него, расширять потребности, повышать уровень и культуру потребления. Грамотное формирование ассортимента позволяет оптимально скоординировать совокупность товаров в соответствии с потребностями населения в зоне обслуживания.

Формирование ассортимента происходит под влиянием множества фак- торов, к которым относятся: предъявляемый покупателями спрос; производство потребительских товаров. Спрос является движущей силой в процессе формирования ассортимента, а производство призвано удовлетворять его.

При формировании ассортимента необходимо учитывать характер предъявляемого спроса. По этому признаку он делится на устойчивый, альтернативный и импульсный.

Помимо перечисленных факторов на формирование ассортимента оказывают влияние тип предприятия, его товарный профиль, размеры, условия товароснабжения, наличие конкурирующих предприятий. Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенных для комплексного удовлетворения спроса.


При формировании ассортимента особое внимание необходимо уделять местным строительным материалам. Для нужд индивидуального строительства используются местные строительные материалы более 30 наименований (кирпич, известь, мел, керамзитобетонные блоки, черепица, природный камень, гравий, песок и др.). Они являются одним из резервов более полного удовлетворения запросов населения.

Важным резервом расширения ассортимента строительных материалов является широкое вовлечение в розничный товарооборот деловых отходов промышленных предприятий и некондиционных материалов. Сюда относятся заготовки из отходов древесины, металлов, пластмасс, пластика, фанеры, ДВП, ДСП, искусственной кожи и др. Эти товары включаются в ассортимент потребительского комплекса «Товары для домашнего мастера».

Ассортимент строительных материалов ежегодно расширяется вслед ствие освоения промышленностью новых товаров, а также за счет поступления на рынок импортных товаров. Как видно из приведенных примеров, потребительский комплекс «Строительные материалы» характеризуется сложностью и многообразием входящих в него групп, видов и разновидностей товаров. Широта, глубина и насыщенность торгового ассортимента строительных материалов, особенности спроса на них обслуживаемого контингента (не только сельского, но и городского) обусловливают специфику организации торговли данным видом товаров.

Прежде всего, это связано с большой разбросанностью обслуживаемого населения, его покупательной способностью и сложившимися традициями решения данного вопроса. На наш взгляд, перспективной может считаться модель организации торговли строительными материалами, состоящая из нескольких уровней обслуживания населения.

Высший уровень комплексного обслуживания населения осуществляется на предприятиях торговли межрайонного значения, реализующих универсальный ассортимент хозяйственных и строительных товаров, оказывающих широкий перечень дополнительных услуг консультативного, производственного и транспортного характера. Это могут быть торгово-производственные комплексы типа «Ваш дом», имеющие в своем составе цеха по обработке древесины и металла, бюро услуг. Торговое предприятие такого типа должно оказывать услуги по доставке товаров, подбору необходимого для строительства и ремонта комплекса материалов, аренде средств малой механизации и строительных механизмов, переработке и облагораживанию древесины, сборке домов заводского изготовления, изготовлению несложных изделий из древесины и металла (плинтусов, наличников, бруса и т.д.). Местом создания подобных комплексов по торговому обслуживанию населения могут стать специализированные оптовые предприятия по торговле строительными материалами.


Следующий уровень обслуживания населения организовывается через специализированные магазины-склады по торговле строительными материалами районного значения, имеющие универсальный ассортимент строительных и сопутствующих им хозяйственных товаров. В данных типах магазинов торговля осуществляется по потребительским комплексам. Перечень дополнительных услуг включает в основном услуги консультативного и транспортного характера, а также в небольших объемах могут оказываться производственные услуги.

Третий уровень организации торговли строительными материалами обеспечивается через существующую сеть специализированных магазинов типа «Хозяйственные товары», «Товары для дома» и т.д.

Следующий уровень обслуживания предполагает организацию торговли строительными материалами в магазинах типа «Товары повседневного спроса»,

«Промышленные товары», которые расположены непосредственно в селах и значительно удалены от специализированной сети. Торговля данным видом товаров в них осуществляется по предварительным заказам с доставкой товаров на дом или в места застройки. Ассортимент строительных материалов в этих магазинах значительно уже, чем в магазинах более высоких уровней обслуживания. Дополнительные услуги в основном носят консультационный и транспортный характер.

Последний уровень обслуживания обеспечивается через передвижную торговлю, которая осуществляет доставку товаров непосредственно в места за- стройки, а также в села, где нет стационарных торговых точек, торгующих строительными товарами. Ассортимент товаров в автомагазинах формируется в основном из учета конкретных потребностей обслуживаемого населения.

Разнообразие ассортимента строительных материалов предполагает использование различных форм и методов торговли ими. Преобладающей формой продажи является самообслуживание. Этим методом реализуются инструменты, приборы для окон и дверей, лакокрасочные изделия, печное литье, некондиционные товары, отходы производства и т.д. [4, с.96]

Реализация громоздких и тяжеловесных, а также технически сложных товаров, требующих особых условий хранения (сетки стальной, стекла, санитарно- технического оборудования, линолеума, садовых домиков, облицовочной плитки, паркета, оконных и дверных блоков и др.), производится как правило с применением метода продажи товаров по образцам.

При продаже товаров, требующих демонстрации и консультации, пояснения условий эксплуатации (электрорубанков, настольных станков, всевозможных электрораспылителей, краскопультов и др.) применяется метод индивидуального обслуживания.


Особое место при осуществлении торговли строительными материалами занимают дополнительные услуги. Их перечень должен быть значительно шире, чем в других типах предприятий. Это обусловлено спецификой работы торговых предприятий по продаже строительных товаров. Все услуги подразделяются на обязательные и рекомендуемые, платные и бесплатные. Указанный перечень услуг является примерным, в каждом конкретном случае он составляется с учетом местных условий.

Таким образом, номенклатура строительных материалов и изделий весьма обширна и разнообразна. Производство их в основном узкоспециализированное и для формирования торгового ассортимента наиболее приемлема складская форма товародвижения. Для рационального формирования ассорти- мента в розничной торговой сети рекомендуется учитывать фактор комплексности спроса покупателей, когда в состав потребительских комплексов включаются товары различных групп. Это в свою очередь обусловливает определенную специфику организации продажи строительных материалов и оказания дополни- тельных услуг в розничной и оптовой торговле потребительской кооперации.

Выводы по первому разделу:

  1. Для рационального формирования ассортимента в розничной торговой сети рекомендуется учитывать фактор комплексности спроса покупателей, когда в состав потребительских комплексов включаются товары различных групп. Это в свою очередь обусловливает определенную специфику организации продажи строительных материалов и оказания дополнительных услуг в розничной и оптовой торговле потребительской кооперации.
  2. Формирование ассортимента и правильный подход к выбору стратегий по оптимизации является важнейшим фактором для предприятий рознично- оптового подразделения.

Организационно-экономическая характеристика предприятия

2. Характеристика предприятия ООО «Техносистема»

Общество с ограниченной ответственностью «Симплекс» является хозяйственным обществом, созданным с целью осуществления предпринимательской деятельности для более полного удовлетворения потребностей юридических лиц и граждан в различного рода услугах, продукции производственно-технического назначения, товарах народного потребления и получения прибыли в интересах участников.