Файл: Индивидуальные проявления у детей кризиса трех лет (Этапы и характеристики возрастных кризисов в жизни человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Огромное количество трудов написано о том, как протекает развитие личности человека. И нельзя отрицать, что самым важным этапом в формирование здоровой личности является момент детства. Именно с самого рождения происходят процессы, которые в дальнейшем приводят нас к тому, кем мы являемся в нашей взрослой жизни. Эти процессы многообразны, какие-то из них протекают совсем не заметно для глаза, какие-то мы видим ярко и четко. Важно понимать, что только зная о этих процессах, о этих этапах развития, возможно влиять на них эффективным способом. А для педагога, самой важной целью должно быть эффективное влияние на развитие личности.

Вся жизнь человека состоит из многочисленных психофизиологических периодов, каждому из которых свойственны определенные эмоциональные уровни. Завершение каждого периода чревато психологическим кризисом возраста. Это не диагноз, это часть жизни, возрастные психофизиологические особенности человека. Предупрежден – значит вооружен. Легко преодолеть кризис возраста поможет понимание того, что именно происходит в организме в тот или иной момент.

Возрастные особенности ребенка трех лет связаны с формированием личности и собственной воли. Этот сложный период характеризуется непослушанием, протестами, упрямством и негативизмом. Ребенок осознает условность обозначенных границ, понимает свою косвенную связь с миром и активно проявляет свое "Я". Но этот критический период играет очень важную роль в умении формировать свои цели и находить адекватные способы их достижения.

Актуальность исследования кризиса трех лет в онтогенетическом развитии ребенка связана, прежде всего, с важностью кризисов в жизни ребенка, в возможности адекватной оценки данного периода психологами и взрослыми.

Объектом исследования являются дети возрастом 3 года, предметом исследования курсовой работы является период кризиса ребенка трех лет.

Целью данной работы является изучение кризиса трех лет в поведение детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть этапы и характеристики возрастных кризисов в жизни человека;

- проанализировать симптомы, характеристики, особенности развития, нормы поведения в 3 года;

- исследовать возрастные особенности детей 3-4 лет.

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что по результатам исследования рассмотренные возрастные особенности, этапы и характеристики кризиса 3 лет призваны помочь родителям купировать отдельные поведенческие проявления возрастного кризиса.


Разработанность в науке. Кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Ею были выделены такие важные симптомы данного кризиса, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму.

Методы исследования: сравнительный анализ, системный подход.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения

Глава 1. Этапы и характеристики возрастных кризисов в жизни человека

Человек появляется на свет, проходя в дальнейшем определенные этапы взросления. В прямой зависимости от этого объективного физического процесса находится и его психологическое самочувствие. В определенные моменты людям свойственно переживать возрастные кризисы. Для каждого человека они являются закономерными переходными этапами, неся в себе определенные опасности и страдания, а также возможность самосовершенствоваться и развиваться[1].

Интересно, что слово «кризис» с китайского языка переводится довольно неоднозначно. Его написание представляет собой два иероглифа, первый из которых означает «опасность», а второй – «возможность».

Кризис, не столь важно, на каком уровне он будет рассмотрен, на государственном или на личностном, является неким своеобразным стартом, определенным перевалочным пунктом. Он предоставляет возможность на какое-то время остановиться, чтобы подумать и определить новые цели, проанализировав при этом свои умения и возможности. Порой подобный процесс является осознанным, а иногда нет. Причем возрастные кризисы развития личности не всегда имеют точную привязку к определенному возрасту. У одних людей они наступают раньше на год-полтора года, а у других развиваются позже. Да и протекают они с различной степенью интенсивности. Однако в любом случае каждому из нас важно понимать основные причины возникновения возрастных кризисов развития личности, а также их типичное течение. Все это позволит пережить их с небольшими потерями и с максимальной выгодой как для себя, так и для своих родных и близких людей.

Возрастной кризис развития – это один из закономерных для каждого человека переходных этапов. Наступает он в тот момент, когда индивид начинает подытоживать свои личностные достижения и не удовлетворяется полученным результатом. При этом человек начинает анализировать свое прошлое, пытаясь понять, что же он сделал не так.


В течение своей жизни мы проходим не один кризисный период. Причем каждый из них начинается не внезапно. В основе этого состояния лежит неудовлетворенность, накопленная в результате расхождения ожидаемого эффекта и наступившей реальности. Именно поэтому нам более известен кризис среднего возраста. Ведь, подойдя к нему, человек имеет за плечами опыт многих лет, что дает ему большую почву для размышлений о достижениях, о прошедшем, а также для сравнения себя с другими.

Бывает и так, что человек, думая, что у него наступил кризис, даже и не предполагает, что страдает он от других душевных недомоганий. И они вовсе не имеют отношения к прохождению психологических жизненных этапов. И если у детей кризисы возрастного развития наблюдать довольно легко, то у взрослых людей сделать это сложно. Ведь каждый из таких этапов длится от семи до десяти лет, проходя либо практически незаметно, либо являясь очевидным для окружающих.

Тем не менее возрастной кризис развития – это явление довольно универсальное. Например, решать примерно одинаковые проблемы могут и 30-, и 35-летние люди. Такое становится возможным в связи с имеющимися временными сдвигами.

Возрастные кризисы психического развития необходимо отличать от тех, которые связаны с объективными биографическими изменениями. Сюда можно отнести потерю имущества или родных и т.д. Для возрастных кризисов в развитии человека характерно такое состояние индивида, когда внешне у него все нормально, однако душевное состояние оставляет желать лучшего. Чтобы улучшить свое внутреннее самочувствие, человек стремится спровоцировать перемены, пусть даже и разрушительные. Этим он хочет изменить свою жизнь, а также внутреннюю ситуацию. Окружающие часто не понимают этого человека, считая его проблемы надуманными.

Возрастной кризис развития – это явление, которое считается физиологически нормальным. Возникает он у большинства людей и является предпосылкой к развитию личности из-за смены ею жизненных ценностей. Однако далеко не все психотерапевты и психологи согласны с этим. Некоторые из них полагают, что возрастной кризис развития – это процесс патологический, причем обусловлен он рядом зависимостей и этиологических причин. В некоторых случаях у индивида возможно даже развитие патологических состояний. Для недопущения этого потребуется вмешательство специалиста и прием медикаментозных средств. Причем лечить наступающие кризисы возрастного развития необходимо так же, как и любое психическое расстройство или отклонение[2].


Несколько иного мнения придерживался Л. С. Выготский. Своими исследованиями, которые сыграли большую роль в развитии отечественной психотерапии, он доказал, что возрастной кризис психического развития вовсе не является патологией. По мнению Выготского, очередной этап в психическом развитии человека, особенно происходящий в детском возрасте, позволяет сформировать более сильную личность, для которой характерно волевое сопротивление к негативным проявлениям окружающего мира. Однако такое становится возможным при плавном появлении кризисного периода, а также при корректном отношении окружающих людей или специалистов-психологов (в случае необходимости их вмешательства).

Психологи определились с периодизацией кризисов возрастного развития. Знание о ней позволяет каждому человеку не только заблаговременно подготовиться к стрессовым факторам, но и проходить каждый из этих жизненных этапов максимально эффективно для личности. Это и позволит индивиду достигать поставленных целей.

Практически на каждом из возрастных этапов существует необходимость в принятии того или иного решения, что задается, как правило, обществом. Преодолевая возникшие проблемы, человек способен прожить свою жизнь наиболее благополучно. Но порой нужного решения он так и не находит. В этом случае у него непременно возникают более глобальные проблемы. Если же и с ними человек не справляется, то это грозит возникновением невротического состояния. Они просто выбивают его из жизненной колеи.

Некоторые этапы и кризисы возрастного развития описаны в психологии довольно слабо. Касается это, например, периода 20-25 лет. Более известными считаются возрастные кризисы в 30-40 лет, обладающие не до конца понятной разрушительной силой. Ведь в этом возрасте нередко люди, которые находятся в видимом благополучии, внезапно меняют свою жизнь. Они начинают совершать абсолютно безрассудные поступки, круша при этом свои уже сформировавшиеся замыслы.

Ясно очерченными являются кризисы возрастного развития у детей. Эти периоды развития психики человека требуют особого внимания родителей. При непрохождении одного из таких этапов проблема кризисов возрастного развития усугубляется. Они наслаиваются один на другой.

Кризисы детского возраста накладывают особенно сильный отпечаток на характер человека. Нередко они могут задавать направление всей его дальнейшей жизни. Например, ребенок, не обладающий базовым доверием, в своей взрослой жизни может быть не способен к проявлению глубоких чувств личного характера. А человек, которому в детстве не дали ощутить самостоятельность, не может в дальнейшем полагаться на личные силы. Он на всю жизнь остается инфантильным, ища замену родителю в своей второй половинке или же в начальстве. Порой такие люди с удовольствием безвольно растворяются в социальной группе. Тот же ребенок, которого не научили трудолюбию, в дальнейшем станет испытывать проблемы с целеполаганием, а также с внешней и внутренней дисциплиной. Родители, упустив время и не уделив должного внимания развитию навыков ребенка, своим бездействием приведут к тому, что у маленького человека возникнет ряд комплексов. Во взрослом возрасте это вызовет у него сложности, преодолеть которые будет неимоверно трудно.


Нередко родители подавляют у своего чада естественный подростковый бунт. Это не дает возможности ребенку пройти соответствующий этап возрастного кризиса. И то, что такие люди в детстве не взяли ответственность за свою жизнь, красной нитью непременно пройдет через все их дальнейшие годы. Напоминает о себе детство и при прохождении кризиса середины жизни. Ведь большинство теневых контекстов человека вырабатывается именно в дошкольном и школьном периоде[3].

Каждому из нас необходимо в течение некоторого времени побыть в кризисе возрастного развития. Основные кризисы жизни непременно преподнесут нам множество проблем. Но каждый из этих периодов должен быть прожит во всей полноте.

Психологи отмечают и наличие гендерных различий при прохождении возрастных кризисов. Особенно ярко это проявляется в среднем возрасте. Так, мужчины при прохождении кризиса на данном этапе оценивают себя по финансовой обеспеченности, карьерным достижениям и прочим объективным показателям. У женщин на первом месте оказывается семейное благополучие.

Кризисы психологического взросления личности непосредственно связаны с темой возраста. Дело в том, что существует распространенное мнение, что все хорошее бывает у нас лишь в молодые годы. Подобное убеждение всячески поддерживают средства массовой информации, а также представители противоположного пола.

С годами происходят значительные изменения внешности. И у человека наступает такой момент, когда он уже не способен убедить окружающих, да и себя лично в том, что юность пока еще не ушла от него. Подобное состояние приводит к возникновению большого количества психологических проблем. У некоторых людей благодаря внешности наступает осознание необходимости во внутренних личностных переменах. Но есть и те, кто начинает пытаться молодиться. Подобное указывает на непройденные кризисы, а также неприятие человеком своего тела, возраста, да и всей жизни в целом. Рассмотрим основные возрастные кризисы развития личности.

Период от 0 до 2 месяцев

Это время, для которого характерно возникновение кризиса новорожденных. Его причиной являются те существенные изменения, которые произошли в условиях жизни младенца, умноженные на его беспомощность. Если рассматривать характеристики кризисов возрастного развития, то в этом периоде можно увидеть такие проявления, как потеря веса, а также происходящая настройка всех систем организма, которым необходимо функционировать в принципиально иной для них среде, не в водной, а в воздушной.