Файл: Индивидуальные проявления у детей кризиса трех лет (Этапы и характеристики возрастных кризисов в жизни человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Недавно родившийся младенец беспомощен и целиком зависим от мира. Именно поэтому в данном кризисном периоде возникает доверие ко всему окружающему или напротив, недоверие к нему. Если разрешение было благополучным, то в этом случае у маленького человека рождается умение не терять надежду. Для конца кризиса новорожденных характерно развитие следующего:

1.Индивидуальной психической жизни.

2.Комплекса оживления, который является особой эмоционально-двигательной реакцией малыша, обращенной ко взрослому. Формируется она начиная примерно с третьей недели после появления на свет. У ребенка появляется сосредоточение и замирание при фиксации звуков и предметов, а после - улыбка, двигательное оживление и вокализация. Помимо этого, для комплекса оживления характерно учащенное дыхание, вскрики радости и т.д. Если ребенок развивается нормально, то уже на втором месяце все эти проявления наблюдаются в полном составе. Интенсивность всех компонентов комплекса постепенно нарастает. Примерно в 3-4 месяца поведение преобразуется в более сложные формы.

По мнению психологов, несмотря на небольшие возможности проявления моторных и вербальных недовольств, младенец может в некоторой степени осознавать наличие той кризисной ситуации, которая возникает в связи с изменившимися условиями жизни и необходимостью адаптации к новой среде. Многие специалисты уверены, что это время является для человека самым тяжелым в психологическом плане.

Кризис второго года жизни

В этом возрасте возникновению кризиса способствует увеличение возможностей малыша, а также появление у него множества новых потребностей. Для года жизни характерен всплеск самостоятельности, возникновение эффективных реакций и знакомство с границами дозволенного. Из-за этого у детей нередко нарушаются жизненные биоритмы сна и бодрствования[4].

При рассмотрении понятия кризиса возрастного развития в год жизни человека психологи отмечают, что он стремится разрешить противоречия, возникающие из-за разрыва между речевой регуляцией и желаниями. Сделать это ему позволяет возникновение самостоятельности и автономии в противоположность стыду и сомнениям. В случае положительного разрешения конфликта малыш обретает волю и развивает речевую регуляцию.

Кризис трех лет

В этот период у маленького человека начинает формироваться и впервые проявляется самостоятельность. У ребенка появляются контакты со сверстниками, с воспитателями детского сада и другими представителями окружающего его социума. Трехлетние дети стремятся также сформировать новые способы общения со взрослыми. Ребенок открывает для себя новый мир неизвестных ранее возможностей. Они-то и вносят свои коррективы в развитие различных стрессовых факторов.


Рассматривая характеристику кризисов возрастного развития детей, Л. С. Выготский отмечал, что основными признаками их проявления в трехлетнем возрасте является:

1.Упрямство. Впервые для ребенка возникают ситуации, когда что-либо сделано не так, как ему хочется.

2.Проявления самостоятельности. Подобную тенденцию можно было бы рассматривать только с положительной стороны, если бы малыш был способен к объективной оценке своих возможностей. Его неправильные действия нередко приводят к конфликту.

После этого периода возрастные кризисы развития дошкольного возраста более не проявляются.

Проблемы в 7 лет

Продолжим рассматривать основные кризисы. Кризис возрастного развития, следующий за трехлетним периодом жизни человека, является школьным. Он возникает при переходе из детского сада в учреждение среднего образования. Здесь ребенок сталкивается с интенсивным учебным процессом, что заставляет его концентрироваться на изучении нового материала и получении большого объема знаний. Меняется при этом и социальная ситуация развития. На возрастные кризисы школьных лет непосредственное влияние оказывает позиция сверстников, которая порой отличается от собственной.

В эти годы благодаря подобным контактам происходит формирование истинной воли человека с опорой на имеющийся у него генетический потенциал. После прохождения школьного кризиса ребенок либо становится уверенным в своей неполноценности, либо, напротив, приобретает эгоизма и чувство значимости, в том числе и социальной.

Помимо этого в семилетнем возрасте происходит формирование внутренней жизни ребенка. В дальнейшем это накладывает непосредственный отпечаток на его поведение.

Кризис детей 11-15 лет

Следующий стрессовый период взросления человека связан с его половым созреванием. Подобная ситуация позволяет увидеть новые зависимости и возможности, которые нередко занимают преобладающую позицию над старыми стереотипами, порой перекрывая их полностью. Этот период нередко называют переходным кризисом, или пубертатным. У детей возникает первое влечение к противоположному полу, основанное на гормональных изменениях организма. Подростки стремятся стать взрослыми. Именно это и приводит к их конфликтам с родителями, которые уже успели забыть о том, какими были в этом возрасте они. Нередко в данный период семьи вынуждены прибегать к помощи психотерапевтов или психологов.

Кризис семнадцати лет

Возникновение психологического дискомфорта в этом возрасте вызвано окончанием школы и переходом ребенка во взрослую жизнь. Для девушек в данном периоде характерно зарождение страхов о будущей семейной жизни. Парней заботит уход в армию.


Возникает также проблема, вызванная необходимостью получения дальнейшего образования. Это важный шаг, который предопределяет предстоящую жизнь каждого человека.

Кризис в среднем возрасте

Для большинства людей характерно недовольство своей жизнью. Однако проявляется оно чаще всего не сразу. В середине прожитого ими пути многие начинают переоценивать свои приоритеты и привязанности, а также взвешивать полученный опыт, рассматривая его на фоне личных достижений. При этом большинство людей уверено в том, что все эти годы они провели бесполезно или недостаточно полноценно[5].

Психологи утверждают, что такой период является настоящей зрелостью и взрослением. Ведь именно при его прохождении люди проводят истинную оценку смысла прожитой ими жизни.

Кризис пенсионного возраста

Этот период является довольно тяжелым в жизни человека. Сравнить его можно лишь с кризисом новорожденных. Но если в младенчестве человек не способен осознать всю негативную силу воздействия возникающих стрессовых факторов, то после выхода на пенсию ситуация намного ухудшается. Взрослый человек уже обладает полноценным осознанием и восприятием. Подобный период одинаково непрост как для мужчин, так и для женщин. Особенно это проявляется в связи с возникновением острого чувства профессиональной невостребованности. Человек, еще сохранивший свою работоспособность, понимает, что способен принести пользу. Однако в таком сотруднике уже не нуждается руководитель. Несколько улучшить ситуацию способно появление внуков. Забота о них позволяет смягчить прохождение возрастного кризиса женщинами.

В дальнейшем ситуация усугубляется развитием серьезных заболеваний, одиночеством, возникшим по причине смерти супруга или супруги, и осознанием скорого завершения жизни. Для выхода из кризиса этого периода нередко требуется помощь специалиста.

Выводы к первой главе. Возрастной кризис развития – это один из закономерных для каждого человека переходных этапов, он считается физиологически нормальным. Кризисы детского возраста накладывают особенно сильный отпечаток на характер человека. Нередко они могут задавать направление всей его дальнейшей жизни.

Различают такие этапы возрастных кризисов:

- период от 0 до 2 месяцев - кризис новорожденных;

- кризис второго года жизни. Проявляются в нарушениях жизненных биоритмов сна и бодрствования .

- кризис трех лет. Проявляются упрямством и чрезмерным проявлением самостоятельности.


- кризис в 7 лет проявляется формированием истинной воли человека.

- кризис детей 11-15 лет проявляется у детей возникновением первого влечения к противоположному полу, основанное на гормональных изменениях организма.

- кризис семнадцати лет. Возникновение психологического дискомфорта в этом возрасте вызвано окончанием школы и переходом ребенка во взрослую жизнь.

- кризис в среднем возрасте. Для большинства людей характерно недовольство своей жизнью. Наступает осознание своего места в жизни.

Кризис пенсионного возраста возникает в связи с осознанием профессиональной невостребованности.

Глава 2 Кризис 3 лет: симптомы, характеристика, особенности развития, нормы поведения

Послушный ребенок внезапно устраивает «сцены» истерики, начинает топать ножками, чтобы добиться желаемого результата. Это кризис 3 лет — период, в котором происходят изменения психического развития ребенка. Иногда интенсивность этого периода настолько высока, что родители начинают доставать валерьянку. Однако кризис 3 лет у ребенка в психологи считают обязательным этапом в жизни каждого малыша. Именно в этот период ребенок осознает, что он самостоятельная единица. Препятствовать взрослению малыша не нужно..

Природа не терпит статики. Все, что нас окружает, беспрестанно движется и видоизменяется. Это правило вполне вписывается в описание детской психики.

Время от времени в развитии психики наступают кризисные этапы. В этот период стремительно накапливаются знания и умения.

Особенности кризиса 3 лет — полное изменение и перестройка социальных коммуникаций.

Представим малыша в виде птенчика, который находится в скорлупе. Ему этот мир «в скорлупке» знаком и понятен. Ему так комфортно. Но такая «защита» не постоянна. Наступает однажды момент, когда и в этом периоде идет «трещина»[6].

Скорлупа разбивается, а к ребенку приходит осознание того, что он может определенные действия выполнять сам. Причем даже в некоторой степени обходиться без помощи своей мамы. Малыш осознанно воспринимает себя как автономную личность, у которой есть возможность и желание.

Итак, кризис 3 лет. Психология утверждает, что этот период способствует тому, чтобы у ребенка сформировались волевые качества и независимость.


Несмотря на огромное желание ребенка быть самостоятельным, малыш все еще остается некомпетентным. Поэтому без помощи родителя или взрослого ему не обойтись. Возникают противоречия между «я сам» и «я могу».

Основной негатив ребенка сразу направляется на маму. С ровесниками или другими взрослыми малыш может вести себя более-менее спокойно.

Во время становления личности ребенка существуют определенные возрастные рамки.

Первые проявления кризиса могут появиться в 18-20 месяцев. Это ранний возраст. Кризис 3 лет может обычно наступает с 2,5 до 3,5 лет.

Продолжительность этого сложного явления достаточно условна. В отдельных случаях кризис может длиться несколько лет.

Ярко выраженные психоэмоциональные реакции зависят от нескольких характеристик, а именно:

1.Детский темперамент. У ребенка холерика/сангвиника признаки проявляются более ярко, чем у малыша флегматика или меланхолика.

2.Манера родительского воспитания. Если у родителей авторитарный стиль воспитания, то проявление детского негативизма обостряется в разы.

3.Особенность взаимоотношения матери и ребенка. Чем психологически мать ближе к своему ребенку, тем будет проще отрицательные моменты преодолеть.

На яркость проявления эмоциональных реакций влияют и внешние условия. К примеру, если пик этого периода припадет на начало адаптации ребенка в детском саду. Часто бывает так, что в семье на свет появляется и младший брат или сестра. Такие косвенные внешние условия усугубляют психоэмоциональные реакции ребенка.

2.1 Признаки кризиса 3 лет

Кризис характеризуется семью симптомами. Эти отличительные особенности помогут в точности определить, что ребенок вступил в период становления независимости от взрослых. А вот его чрезмерная эмоциональность — не следствие избалованности или вредности.

Негативизм

Данное проявление нужно правильно научиться отличать от непослушания. Поведение балованного ребенка обусловлено желанием, которое не совпадает с родительским требованием[7].

А вот во время детского негативизма малыш отказывается даже от собственного желания, потому что инициатива исходит от взрослого близкого человека. Детальнее рассмотрим на примере:

•Непослушание. Малыш заигрался на улице со сверстниками. Мама зовет его кушать. Но ребенок отказывается идти домой, потому что еще не нагулялся. В основе его поведения желание погулять, которое противоречит требованию мамы зайти домой.