Файл: Индивидуальные проявления у детей кризиса трех лет (Этапы и характеристики возрастных кризисов в жизни человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

•Проявление негативизма. Малыш долго играет на улице. Его зовут домой на обед. Но ребенок категорически отказывается заходить домой, хотя уже устал и проголодался. Отказ зайти в дом обусловлен тем, что он хочет противостоять маме. Несмотря на то, что их желания идентичны.

При кризисе 3 лет симптомы и реакции негатива направлены не на саму просьбу, а на определенного человека. Чаще всего таким объектом становится мама.

Строптивость

Строптивость в поведении можно спутать с негативизмом. Однако отрицательное отношение направлено не на конкретного человека, а на уклад жизни. Проще говоря, малыш протестует против тех предметов, которые его окружают.

Кризис 3 года жизни остро проявляется в тех семьях, где существует разный подход к воспитанию ребенка. Часто бывает так, что бабушки и дедушки очень балуют малыша, а родители — наоборот, много запрещают.

Ребенок в состоянии строптивости не хочет выполнять вообще никакие просьбы. Он часто их просто игнорирует. К примеру, малыш продолжает играть в "Лего", несмотря на то, что родители сказали сложить конструктор в коробку.

Если так проявляется кризис 3 лет у ребенка, то важно вовремя переключить внимание малыша на другую деятельность. Спустя определенное время он сам уберет игрушки или вымоет руки. А родителю не придется заставлять это делать и «стоять над душой».

Упрямство

Упрямство и настойчивость — это разные вещи, которые нельзя путать между собой. Настойчивость — это о проявлении воли, которое позволяет малышу достигать поставленной цели. А вот упрямый ребенок будет стоять на своем только потому, что прежде уже требовал это.

Подробнее рассмотрим разницу между упрямством и настойчивостью:

•Настойчивость. Ребенок наотрез отказывается садиться за стол, потому что не достроил башню из кубиков. А она все время рушится.

•Упрямство. Если мама зовет ребенка на завтрак, но он отказывается. А перед этим сказал, что не голодный. На самом же деле он проголодался и не прочь что-то перекусить.

Что делать в таком случае? Переубеждать малыша и продолжать настойчиво звать завтракать не стоит. Верное решение — оставить еду на столе и сказать ребенку, что он может поесть тогда, когда проголодается.

Деспотизм

Малыш всеми возможными и невозможными способами пытается заставить родителя сделать то, что ему хочется. Пусть даже, если это желание и будет сиюминутным. Это явление называется детским деспотизмом. Своего рода это стремление властвовать над одним из взрослых.


Например, ребенок хочет быть с мамой каждую секунду. Если же в семье несколько детей, то малыш остро проявляет ревность к своему брату/сестре: забирает любимые игрушки, не хочет выходить гулять на улицу вместе с ними, щипается исподтишка и т. п.

Подобное поведение — отличный пример манипуляции.

Совет: не идите на поводу у маленького деспота. Всячески демонстрируйте ему то, что внимание можно привлечь более мирными способами, при этом, не конфликтуя и не закатывая истерики.

Обесценивание

В психологии кризис 3-х лет характеризуется еще тем, что ребенок резко перестает ценить то, что было важным для него совсем недавно. Причем это относится как ко взрослым людям, к игрушкам, так и к правилу поведения.

Если вдруг воспитанный спокойный ребенок начинает швырять любимую игрушку, отрывать кукле конечности, вырывать из книги страницы или дергать кота за хвост, то на лицо кризис 3-х лет.

Именно в этот возрастной период малыши грубят близким людям. Кроха может ударить бабушку или назвать маму «дурой».

У трехлеток в этот период активно развивается лексический запас слов. Не редкость, когда ребенок начинает употреблять нецензурную лексику. Этим дети пользуются, чтобы привлечь внимание родителей к себе.

Важно, научиться перенаправлять негативные эмоции ребенка в позитивные. К примеру, смотрите с малышом добрые мультики, читайте сказки. Эффективно проигрывать с ребенком какую-то сюжетную игру[8].

Своеволие

Дети в возрасте трех лет пытаются стать самостоятельными. Поэтому часто можно от них услышать: «Не лезь. Я сам!». Ребенку важно попробовать все сделать самостоятельно, без помощи взрослого.

Конечно, хорошо, когда ребенок пытается сам завязать шнурки на ботинках или надеть брюки. Но плохо, когда он отталкивает мамину руку при переходе через дорогу.

Самостоятельность в поведении ребенка — первый шаг к получению жизненного опыта. Даже если что-то у малыша не получится с первого раза, то он постепенно будет учиться на собственных ошибках. Но нужно ввести запреты на действия ребенка, которые гипотетически смогут навредить малышу.

Бунт

«Бунт на корабле» — реакция малыша на моральное давление со стороны значимых близких людей, которые постоянно что-то требуют. Позавтракать в одно и то же время, громко не смеяться на улице, не ломать игрушки.

Родительская диктатура «выливается» в виде отказа от привычных действий. Например, ребенок не будет кушать самостоятельно, он истерит и всячески проявляет свой гнев.


Врачи и психологи утверждают в один голос, что истерика не так проста, как может показаться на первый взгляд. Такие негативные всплески приводят к тому, что в организме происходит сбой иммунитета и защитной системы. Если агрессия не выходит наружу, то возникает аутоагрессия (ребенок направляет ее на себя: бьет самого себя, кусает, царапает).

Ситуация не из простых. Во время очередного «бунта» родителю важно не терять самообладание. Если малыш бунтует против правил безопасности (хочет играть с мячом на улице), то здесь на поводу идти не нужно.

2.2 Поведение родителей при кризисе

Если у малыша кризис 3 лет, как себя вести? Часто этот вопрос задают родители психологам. Важно понимать, что такие изменения в поведении ребенка — не врожденная вредность и не наследственность. Просто маленький человек хочет быстрее вырасти и стать самостоятельным. Поэтому важно научиться в этот период родителям выстроить с малышом другую парадигму отношений.

В возрасте трех лет ребенок начинает принимать себя и осознавать свое «Я». Психологи говорят, что в этот период у ребенка начинает формироваться первоначальная самооценка. А это значит, что идет процесс зарождения личности, пусть еще только детской.

Родители должна сглаживать «острые углы» негативного проявления кризиса. Основные правила для родителей:

1.Ребенку дайте больше самостоятельности. Начните малыша привлекать к небольшим домашним обязанностям. Можно доверить мыть пластиковую посуду, раскладывать салфетки на стол. Единственное исключение — работа с электрическими и газовыми приборами. Пусть у малыша будет простая обязанность.

2.Спокойствие и только спокойствие. Если родители будут чересчур эмоционально реагировать на изменение поведения ребенка, то ситуация только усложнится. Если мама спокойно смотрит на истерику ребенка, то малыш подсознательно понимает, что слезами манипулировать не получится. В конце концов ребенок успокоится и его поведение придет в норму.

3.Уменьшите число запретов. Не следует ограничивать ребенка в каких-то делах, в особенности, если это вызывает у него злость. Озвучьте важные правила, которые будут касаться его личной безопасности и социальных норм. Их нарушать ни в коем случае нельзя. А вот в мелочах родитель должен находить с ребенком компромисс.

4.Дайте ребенку право выбора. Во избежание конфликтной ситуации позвольте ребенку самому сделать выбор. Например, спросите у малышки, в каком из платьев она сегодня пойдет в детский сад: в красном или розовом.


5.Анализируйте ситуацию. После любого конфликта, истерики или слез обсудите внутреннее состояние ребенка. Поделитесь, как родитель, своими эмоциями. Во время обсуждения малыш научиться понимать, в чем была его ошибка. Словесно высказывать свои эмоции и состояния важно.

Кризис возраста в 3 года — это время усиления детских истерик. Психологи выделяют несколько правил для родителей, чтобы вовремя суметь предупредить появление таких отрицательных эмоций:

1.Чтобы не допустить эмоциональные истерические вспышки, нужно научиться договариваться с ребенком. К примеру, до посещения магазина детских игрушек оговорите, что конкретно будете покупать. Безусловно, в 100% случаев это не поможет, но вероятность появления истерики значительно снизится.

2.В разгар истерики не нужно пытаться что-то объяснять ребенку. Подождите какое-то время, когда он придет в себя и успокоится. Только в состоянии спокойствия малыша обсудите, почему его поведение было недостойным. Обратите внимание: не он плохой, а его поведение плохое. Чувствуете разницу?

3.Если истерики накатила на публике, то лишите ребенка зрителей. Отведите малыша в то место, где меньше всего людей. Отвлеките его внимание проезжающей красивой машиной или пробегающей кошкой.

4.Поощряйте самостоятельность. Если ребенок хочет проявить желание сделать что-то в одиночку, не мешайте ему. Помогать тоже не стоит. Обязательно похвалите ребенка за успех и поддержите во время неудачи. Предлагать свою помощь можно только в виде вопроса.

5.Не оценивайте поступки ребенка. Обзывать малыша и вешать ярлыки на него не стоит. «Жадина», «вредина», «злой» — эти и другие слова мы часто слышим, когда мама ругает своего ребенка. Этого делать нельзя. У ребенка на подсознательном уровне закладываются эти понятия. В дальнейшем это может обернуться заниженной самооценкой и действиями «на противность»[9].

Характеристика кризиса 3 лет предполагает игру как основной вид деятельности. Все ситуации, которые приводят к истерикам, проигрывайте. К примеру, покупайте продукты вместе с куклами, усаживайте любимых кукол за стол во время обеда, играйте поход в поликлинику или в стоматологическую клинику.

Терпение — основное качество, которое должны проявлять родители по отношению к своему ребенку. Особенно, если он переживает кризис трех лет. Терпеливым быть — значит, реагировать на все истерики своего чада без раздражения, сохраняя спокойствие и уверенность в своих поступках. Если взрослый человек будет раздражаться, то автоматически научит ребенка тому, что выходить из себя — это норма.


Проявлять терпение к ребенку — значит, быть любящими родителями. Малыш должен чувствовать любовь и тепло своих родителей. Важно, чтобы ребенок видел, что вы любите его в любом состоянии. Только когда ребенок подсознательно будет чувствовать, что его понимают, ему легче будет справиться со всеми трудностями.

Между ограничениями и дозволенностью важно соблюдать баланс. Слишком строгий авторитарный стиль воспитания подавит активность и самостоятельность малыша. Гиперопека также крайне опасна для ребенка, поскольку родитель своей заботой препятствует полноценному развитию.

В той семье, где центр — ребенок, часто возникают конфликты в разрезе детско-родительских отношений. Там симптомы кризиса 3 лет проявляются наиболее остро. Важно придерживаться одной модели воспитания всем взрослым, включая бабушек и дедушек.

Ребенку важно давать в достаточной мере свободы для развития и деятельности. Только в таком случае у родителей не будет потребности «воевать» с малышом. Дать свободу — поддержать новообразованное представление о себе и мире у ребенка.

Если не хотите, что ребенок вырос упрямым и неконтролируемым, безвольным и безынициативным, то не показывайте ему, что его мнение для вас ничего не значит. Не стоит подавлять его в высказываниях. Дайте крохе самостоятельность.

Ни в коем случае нельзя ребенка ругать и стоять на своем, пытаясь бороться с его упрямством. Это приведет лишь к тому, что вовсе потеряете контроль над ребенком. Есть еще вариант: развитие заниженной самооценки у малыша.

Обычно кризис трехлетнего возраста проходит без врачебного вмешательства. Родители адекватно воспринимают поведенческие изменения своего малыша. Но если в кризисе 3 лет симптомы чрезмерно выражаются, то родители могут обратиться за помощью к детскому психологу, психиатру, неврологу.

Диагностика включает в себя такие методы работы:

•Беседу. Опрос, позволяющий выявить начало возникновения симптомов, частоту и их продолжительность.

•Наблюдение. Во время беседы специалист тщательно наблюдает за тем, как ведет себя ребенок. Более ярко симптомы проявляются во время случайного взаимодействия родителя и малыша.

•Осмотр. Если случаются припадки (истерика, судорога), невролог может проводить физический осмотр ребенка. Он оценивает степень его чувствительности, мышечный тонус, силу, рефлексы и координацию движений[10].

Кроме того, врач может провести дифференциальную диагностику на предмет наличия неврологического заболевания.