Файл: Бизнес - тренинги как инструмент адаптации персонала к организационным изменениям.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Бизнес - тренинг как инструмент адаптации
1.2. Бизнес - тренинг как метод адаптации
1.3. Стратегия изменений как процесс
2. АНАЛИЗ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА К ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Изучение структуры и текучести персонала ООО «ОДОН»
2.3 Структура системы управления персоналом на предприятии
2.4 Рекомендации по совершенствованию адаптации персонала к организационным изменениям ООО «ОДОН»
Как видно из структуры продаж услуг ООО «Одон», в 2018 году значительно вырос объем продаж услуг ресторана-клуба «Варадео» с 42 до 45% от общего объема продаж в денежном выражении, это связано с внедрением новой услуги ресторана - «Варадео на воде» - теплоходные прогулки по Москва-реке с услугами питания.
Важным фактором эффективной деятельности любого предприятия является правильно организованная деятельность, которая во многом определяется рационально сформированной организационной структурой предприятия.
Для обеспечения комплексной безопасности ООО «Одон» заключён договор с одним из охранных предприятий города Москвы.
Для поддержания чистоты в клубе заключен долгосрочный договор с клиринговой компанией.
Оформленная по линейно-функциональному принципу структура ООО «Одон», сохранив жесткость и простоту линейных структур, приобрела высокопроизводительный, специализированный управленческий потенциал.
Безусловным достоинством принятой в ООО «Одон» организационной структуры является ее гибкость. Линейно-функциональная структура, как правило, обеспечивает хорошие возможности для изменения линейных подразделений в случае изменения уровня развития организации, отделения новых направлений деятельности предприятия. Подтверждением эффективности указанной структуры является ее широкое распространение в предприятиях всех отраслей экономики, в организациях всех форм собственности.
Но существуют и отрицательные факторы в применении линейно-функциональной организационной структуры:
- проблемы координации между подразделениями, что порождает конфликтность среди подразделений;
- из-за узкой специализации работников, их профессиональное видение сильно сужено до функциональных обязанностей;
- ограничены возможности профессионального развития;
- недостаток полномочий у линейных и функциональных руководителей, которые передают на более высокий уровень принятие управленческих решений.
Выполнение функций управления на фоне специализации менеджмента обеспечивает эффективный контроль за деятельностью линейных подразделений.
Делегирование функций текущего управления руководителям структурных подразделений позволяют генеральному директору ООО «Одон» сосредоточиться на решении стратегических проблем развития предприятия, обеспечить его наиболее рациональное взаимодействие с внешней средой.
2.2 Изучение структуры и текучести персонала ООО «ОДОН»
В реализации всех функций ООО «Одон» важнейшую роль играет персонал. Проведем анализ численности, состава и структуры персонала данного предприятия, который позволит выявить особенности кадрового состава и общие тенденции динамики его развития, а также оценить ситуацию, сложившуюся в настоящее время в кадровом корпусе ООО «Одон», и на этой основе выявить уровень профессионализма и компетентности персонала.
Анализ кадрового состава ООО «Одон» предполагает целенаправленное изучение работников по характеристикам пола, возраста, образования, квалификации, стажу работы и другим социально-демографическим признакам. В таблице 3 представлена общая численность персонала ООО «Одон».
Таблица 3
Численность персонала ООО «Одон»
Показатели |
2017 |
2018 |
2017 к 2018 |
||
Абс. Прирост |
Темп роста, % |
||||
Среднеспис. численность, чел, |
250 |
253 |
3 |
101,2 |
|
в т.ч.Персонал офиса |
18 |
18 |
0 |
100 |
|
Функциональный персонал, чел. |
178 |
181 |
3 |
102,2 |
|
Технический персонал, чел. |
54 |
54 |
0 |
100 |
Итак, численность персонала с каждым годом увеличивается. Однако, наряду с принятием работников зафиксированы случаи и выбытия персонала. Выбытие в основном происходит по собственному желанию или по факту нарушения трудовой дисциплины. Общая численность персонала ООО «Одон» составляет 250 сотрудников. Проведем анализ качественных характеристик работников. Проведем анализ работников по полу и возрасту (см. табл. 4).
Таблица 4
Распределение работников по полу и возрасту
Показатель |
Значение показателя |
|||
На 1.01.2018 |
На 1.01.2019 |
Отклонение |
||
Женщины, чел. |
105 |
100 |
+5 |
|
- от 20 до 30 лет |
45 |
48 |
+3 |
|
- от 30 до 40 лет |
47 |
42 |
+5 |
|
- от 40 до 55 лет |
11 |
8 |
+3 |
|
- свыше 55 лет |
2 |
2 |
- |
|
Мужчины, чел. |
145 |
150 |
-5 |
|
- от 20 до 30 лет |
48 |
45 |
+3 |
|
- от 30 до 45 лет |
67 |
73 |
- 6 |
|
- от 45 до 60 лет |
26 |
29 |
+2 |
|
- старше 60 лет |
4 |
3 |
+1 |
|
Всего, чел. |
253 |
250 |
+3 |
Мужчин в ООО «Одон» больше, чем женщин. Большинство работников ООО «Одон» в возрасте от 30 до 45 лет. Средний возраст составляет 37 лет. Рассмотрим состав работников по образованию (см. табл. 5).
Таблица 5
Состав работников по уровню образования
Уровень образования |
На 01.01.19 |
На 01.01.18 |
|||
Всего, чел, в том числе имеющие не профильное образование |
% от общего кол-ва чел ( %, имеющих не профильное образование) |
Всего, чел, в том числе имеющие не профильное образование |
% от общего кол-ва чел ( %, имеющих не профильное образование) |
||
Неполное высшее |
37 |
14,8% |
34 |
13,6% |
|
Высшее |
64 |
26,1% |
68 |
27,3% |
|
Степень МВА |
2 |
0,9% |
2 |
1% |
|
Среднее |
82 |
32,7% |
82 |
32,7% |
|
Среднее проф. |
65 |
26% |
64 |
25,5% |
|
Общ. численность |
253( 169) |
100,00 (67,5%) |
250 (193) |
100,0 (77,3%) |
Увеличение численности персонала произошло за счет открытия новых направлений деятельности предприятия, открытых в 2018 году. Оценка уровня образования работников показала (табл. 5), что при общем достаточно высоком уровне образования, большинство работников предприятия (67,5%) не имеют профильного образования, а значит, не обладают, набором всех необходимых знаний по профессиональной деятельности и, следовательно, не могут обеспечить высокое качество услуг. Далее проведем анализ кадрового состава по стажу работу в сфере предоставления услуг (см. табл. 6).
Таблица 6
Структура работников по стажу работы на 01.01.2019 г.
Стаж работы |
На 01.01.2019 |
На 01.0.1.2018 |
Отклонение, чел. |
||
Количество человек |
Удельный вес,% |
Количество человек |
Удельный вес,% |
||
До 1 года |
46 |
18,3% |
57 |
22,7% |
+6 |
От 1 года до 3 лет |
83 |
33% |
82 |
32,7% |
+8 |
От 3 до 5 лет |
86 |
34,8% |
72 |
29% |
+9 |
Более 5 лет |
35 |
13,9% |
39 |
15,5% |
-1 |
Итого |
253 |
100% |
250 |
100% |
+20 |
Данные табл. 6. показывают, что только 13,9 % персонала работает в ООО «Одон» более 5 лет. 34,8% сотрудников имеет стаж работы в ООО «Одон» от 3 до 5 лет, а 33% работает в течении 3 лет. 18,3% сотрудников работают в ООО «Одон» менее 1 года. На сегодняшний день численность персонала ООО «Одон» составляет 253 чел. При этом средний возраст сотрудников равен 37 лет. Эффективность работы любого предприятия во многом зависит от того, насколько предприятие обеспечено рабочей силой и как она на нем используется. Рассмотрим использование трудовых ресурсов начнем с анализа производительности труда работников ( см. табл. 7).
Таблица 7
Показатели производительности труда персонала 2017 – 2018г.
Показатель |
2018 г |
2017 г |
Темп изменений, % |
Выручка от продажи товаров, услуг, работ |
275032 |
208054 |
132,2% |
Выработка на одного работника тыс. руб./ чел. |
1087,1 |
832,2 |
130,6 |
Из данных табл. 7 видно, что выработка на одного работающего в 2018 г. была увеличена по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года, темп роста составил 30,6 %. Поскольку изменения в качественном составе происходят в результате движения рабочей силы ООО «Одон», то проведем расчеты движения персонала. В 2018 году у компании значительно увеличилось число клиентов, и, как следствие, увеличилась и численность персонала. Данные о движении персонала приведены в таблице 8.
Таблица 8
Данные о движении персонала ООО «Одон» в 2017-2018 гг.
№ |
Показатели |
2018 |
2017 |
Динамика, чел. |
Темп, % |
|
---|---|---|---|---|---|---|
1 |
Численность на начало года, чел. |
250 |
250 |
100 |
||
2 |
Принято, чел. |
46 |
57 |
-9 |
81 |
|
3 |
Выбыло, чел. |
41 |
57 |
-16 |
72 |
|
4 |
Численность на конец года, чел. |
255 |
250 |
+5 |
102 |
|
5 |
Среднесписочная численность, чел. |
253 |
250 |
+3 |
101,2 |
|
6 |
Количество, проработавших год, чел. |
207 |
193 |
|||
7 |
Коэффициент оборота по приёму, % (тр.2:стр.5) |
18,2 |
22,8 |
- 4,6% |
||
8 |
Коэффициент оборота по выбытию, (стр.3:стр.5) |
16,2 |
22,8 |
-6,6% |
||
9 |
Коэффициент общего оборота, % (стр.2+стр.3):стр.5] |
34,4 |
45,6 |
- 11,2% |
||
10 |
Коэффициент постоянства кадров, (стр.6:стр.5) |
81,8 |
77,2 |
+4,6% |
Как видно из таблицы 8, в 2017 году среднесписочная численность за 2017-2018ггвыросла на 3 чел., на 1,2%. Хорошим показателем является снижение выбытия персонала в 2018 году. Постоянство кадров находится в пределах от 77,2% в 2017 году до 81,8% в 2018 году.
Анализ причин увольнения кадров в 2017-2018 гг., 44% были уволены администрацией по причине низких морально - деловых качеств, проще говоря, были пойманы на хищении. 26% работников были уволены по причине, как попавшие в группу риска по пагубным привычкам; 3% уволились по болезни, не совместимой с профессиональной деятельностью, 17% уволено, как не выполняющие правила трудового распорядка (хронические опоздания, прогулы), остальные уволились по собственному желанию.
Как следствие не эффективной оценки – частые увольнения сотрудников в первый год работы. Из 103 принятых на предприятие в 2017-2018 гг., в первый год работы по разным причинам было уволено 39 работников (42%).
В 2017-2018 гг. из 103 принятых, а первый год работы было уволено 39 сотрудников (39%). Эти данные свидетельствуют о не эффективности процедуры подбора и отбора кадров.
2.3 Структура системы управления персоналом на предприятии
По результатам исследования структуры мотивации сотрудников должна быть получена информация об уровне удовлетворенности качеством труда и системе ценностей, которая имеется у сотрудников, которая поможет выстроить необходимую систему мотивации в дальнейшем. Сравнение параметров, влияющих на удовлетворенность качеством труда с ценностными ориентациями сотрудников могут предоставить информацию о возможном несовпадении и проблемах в мотивационной структуре организации.
Анкетирование в ООО «Одон», было проведено таким образом, чтобы охватить всех необходимых сотрудников (менеджерский и функциональный состав). В результате, были опрошены все необходимые работники, проведены интервью с руководителями отделов.
Для того, чтобы наметить факторы, которые следует изменить для повышения эффективности управления, надо выяснить у самих сотрудников как они чувствуют себя в коллективе. В ходе опроса сотрудникам предложили отметить факторы, оказывающие наибольшее мотивационное влияние на работу каждого. Допускалось более 1 ответа.
Как следует из ответов работников, их больше всего мотивирует: заработная плата (80%), хорошие условия труда (64%), хорошие отношения в коллективе (69%). Так как по результатам опроса самым большим стимулом к эффективному труду является заработная плата, то анкетируемым было предложено, определить соответствует ли размер заработной платы окружающих вас сотрудников объему выполняемой ими работы? Полученные ответы свидетельствуют что, большинство участников опроса, при оценке работы своих коллег, считают, что уровень оплаты труда соответствует (47%) или скорее соответствует (27%) объему и сложности выполняемой ими работы.