Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Классификация стресса и фазы развития стресса).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 1
Введение
В современном мире проблема психологического стресса руководителей различного уровня приобретает все большую актуальность в связи с непрерывным ростом экономики, социальной сферы, а также ускорением темпа жизни.
В своей деятельности руководители часто подвергаются длительному и интенсивному воздействию профессиональных и социальных факторов, которые часто вызывают отрицательные эмоции, физическое и психическое перенапряжение.
Стресс, как особое психическое состояние, связан с зарождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Именно поэтому феномен стресса требует специального психологического изучениях [1,с.4].
Актуальность выбранной темы обусловлена большим количеством случаев стрессового срыва у руководителей. Также мною была выбрана данная тема для исследования, потому что она мне знакома. В своей профессиональной деятельности на данный момент я являюсь руководителем. И понятие «профессионального стресса» мне известно. Целью данной работы является подробное изучение понятия стресса и факторов, его вызывающих, а также разработка рекомендаций по профилактике и борьбе со стрессом. Хронический стресс ведёт к увеличению риска развития ряда заболеваний стрессовой этиологии - «болезней стресса» (сердечно-сосудистые, язвенные болезни, невротические состояния и др.), а также к целому ряду социально-экономических и социально-психологических последствий: текучести кадров, неполному и несвоевременному выполнению поставленных задач, снижению удовлетворенности трудом, деформации личностных и характерологических качеств руководителей. В целом, это приводит к снижению эффективности функционирования предприятий. Большое значение имеет профилактика стресса в работе у руководителя, так как именно у руководителей, в связи с большой ответственностью за работу, за весь коллектив случаются стрессовые состояния.
Во время работы мною были использованы учебные пособия, используемые в настоящее время в российских ВУЗах для обучения студентов, книги и статьи в журналах отечественных авторов, т.к. не смотря на то, что понятие стресса изначально связывают с зарубежными исследованиями, наши ученые и исследователи являются компетентными и авторитетными в данной области. Также в своей работе я использовала данные с сайта психологической помощи [15], т.к. на данном ресурсе расположены очень актуальные статьи и опросники современных психологов.
Цель исследования: изучение воздействия стресса руководителей на их профессиональную деятельность.
Задачи исследования:
- Изучить историю возникновения термина «стресс».
- Изучить классификацию и фазы развития стресса.
- Выделить источники и симптомы стресса руководителей.
- Изучить воздействие стресса руководителей на их профессиональную деятельность.
Объект исследования: руководители организаций и структурных подразделений.
Предмет исследования: профессиональный стресс в управленческой деятельности.
Методы исследования:
- Методика «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана).
- Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (в адаптации Н. Водопьяновой, Е. Старченковой).
1. Теоритические основы изучения стресса
1.1. История изучения стресса
Термин «стресс» (напряжение) впервые упоминается в 1303 году в стихотворении поэта Роберта Маннинга «Handlying Synne»: «И эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, пребывающим в пустыне сорок зим и находящимся в большом стрессе» [2, с.3]. Вместе с тем есть предположение, что слово «стресс», как пишет Ю. Г. Чирков [3, с.10], имеет более давнюю историю и происходит совсем не от английского, а от латинского слова stringere – затягивать. Г. Селье считает, что слово «стресс» пришло в английский из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как «дистресс». Первый слог, полагает Г. Селье, постепенно исчез из-за «смазывания» или «проглатывания».
И все-таки слово «стресс» в медицинском использовании появилось не в англо-русском словаре и не в энциклопедиях. Свой вклад в определение понятия «стресс» внесли учёные Военно-медицинской академии. Так, статский советник, доктор медицины, профессор, заведующий кафедрой патологической физиологии В.Г. Коренчевский уже в 1913 г. занимался наблюдением за активностью гормонального фона и изменением процессов адаптации, происходящих в организме животных под влиянием различных, в том числе и чрезвычайных воздействий. Согласно его гипотезам, адаптационный синдром сам по себе не является патологической реакцией. Наоборот, это физиологическая реакция на повреждение как таковое, имеющая защитный характер [4, с. 56]. Однако первооткрывателем термина «стресс» в биологии признан канадский врач-патофизиолог Ганс Селье. 4 июля 1936 г. в английском журнале «Nature» было опубликовано письмо Г. Селье в редакцию «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», в котором приводились данные о стандартных реакциях организма на действие различных болезнетворных агентов. Это – центральное понятие научной теории стресса. Физиологические аспекты стресса впервые были освещены У. Кэнноном ещё в 1914 г. Он тем самым предвосхитил взгляды Селье на проблему психофизиологической стрессовой реакции, описав один из специфических аспектов стрессовой реакции – нейроэндокринный процесс. В отдельных работах отечественных ученых А.Д. Сперанского, Д.Н. Насонова, М.Я. Александрова и др., относящихся к тому же периоду, а также более позднему [5, с. 256], и более позднему периоду, четко прослеживаются верные направления в раскрытии механизмов неспецифической адаптации. Так, еще в 1934 г. Д.Н. Насонов своими исследованиями показал, что содержимое живой клетки – протоплазма – поразительно однотипно реагирует на любые изменения окружающей среды. Этот стереотип ответов клетки был назван Насоновым «паранекрозом». Так фактически был открыт стресс, но не на организменном (Г. Селье), а на клеточном уровне. В дальнейшем учение о стрессе получило достаточно широкую известность, а исследования стали проводиться систематически. Г. Селье и его последователи уделяли основное внимание биологическим и физиологическим аспектам проблемы стресса. Традиционным стало понимание стресса как физиологической реакции организма, в частности реакции эндокринных желез, контролируемых гипофизом, на действие различных отрицательных факторов. Была определена роль нервного и эндокринного звеньев в регуляции стресса, т.е. сформулирован физиологический механизм стресса [5, с. 257].
Продолжая дальнейшие исследования биохимических и физиологических аспектов проблемы стресса, Г. Селье постепенно подошел к изучению еще одной стороны стресса – психологической. Этому во многом способствовали работы ученых, обобщавших опыт Второй мировой войны. Наряду с термином «стресс», в руководствах, монографиях и статьях все чаще стали применяться такие понятия, как психологический или эмоциональный стресс. Психическим проявлениям синдрома, описанного Г. Селье, было присвоено наименование «эмоциональный» стресс [5, с. 258].
Международное признание стресса как научной концепции все-таки состоялось. В канадской столице был организован Институт стресса (1976), и первым и пожизненным его директором стал Г. Селье. Много позже появились аналогичные научные организации во многих странах мира: Американский институт долгожительства, стресса и возрастного контроля, Институт информатики и проблем стресса, Американский институт по изучению стресса – в США; Берлинский Институт по изучению стресса – в Германии; Институт стресса в Париже (Франция); Институт изучения психологических стрессов в Хайфе (Израиль); Институт психологической экологии и профилактики стресса в Ижевске (Россия). И огромное множество других научных организаций, учебных, академических и ведомственных научно-исследовательских институтов в самых разных странах мира проводят исследования, посвященные стрессу, в отдельных лабораториях, при специализированных, в том числе немедицинского профиля, кафедрах. [5, с. 258].
1.2. Классификация стресса и фазы развития стресса.
Существует много вариантов различных классификаций стрессовых ситуаций. Рассматриваемые варианты, носят относительный характер [16, c.10]. Стрессы, свойственны человеку, можно классифицировать следующим образом:
1. Эмоционально положительные стрессы и эмоционально отрицательные стрессы.
2. Кратковременные (острые) стрессы и долгосрочные (хронические) стрессы.
3. Физиологические (соматические, средовые) стрессы и психоэмоциональные стрессы. В свою очередь, физиологические стрессы можно разделить на:
• механические
• физические
• химические
• биологические
Психоэмоциональные стрессы делятся на:
• информационные
• эмоциональные
Эмоциональные стрессы делятся на эмоционально отрицательные и эмоционально положительные (зависит от личного восприятия событий). Например, такое важное событие, как свадьба ребенка у одного человека вызывает эмоции радости и состояние стресса и, одновременно, у другого человека — это неприятность, и абсолютно другой направленности стресс [16, c.11]. Г. Селье обозначил полезный стресс понятием эустресс. Он может быть вызван позитивными эмоциями и является стрессом слабой силы, мобилизующей человека. Вызванный позитивными эмоциями эустресс предполагает эмоциональное состояние, при котором человек осознает все предстоящие проблемы или задачи и знает, как их решить, ожидая положительный результат. Эустресс мобилизует человека – это движущая сила в решении повседневных задач, их планирования и необходим при полноценной жизни здорового организма. И это состояние именуется — «реакция пробуждения». Небольшой выброс адреналина нужен, чтобы быстро проснуться и настроится на предстоящий день, добраться до работы и с удовольствием, максимально эффективно поработать. По существу, данный вид стресса, сохраняет и поддерживает в нас жизнь, способствует развитию. Когда мы рассматриваем эмоционально положительный стресс, то, он казалось, должен формировать положительные эмоции. Но, у людей со слабым здоровьем повышается шанс получить инсульт или инфаркт, в частности, от банального известия о выигрыше, т.е. эустресс может трансформироваться в деструктивный — дистресс, при низком индивидуальном противодействии организма либо спровоцированном конкретном обстоятельстве. Негативный вид стресса разрушает весь организм. Случай данного вида стресса возникает, чаще всего, неожиданно, внезапно, при состоянии напряжения, достигшем высокого, критического уровня [16, c.12] . При этом он может так же являться и результатом «накопленного» стресса. Такой вид стресса можно наблюдать у операторов различных систем управления, диспетчеров, авиадиспетчеров и других работников подобных профессий.
По характеру воздействия ученые определяют нервно-психический, тепловой, световой, антропогенный и другие стрессы.
Конечно, каким бы ни был стресс, позитивным или негативным, эмоциональным или физическим, влияние его на организм имеет общие неспецифические черты [1, c. 53].
Выделяют следующие типы психологического стресса:
- Личностный (возникает из-за отсутствия гармонии человека с самим собой).
- Межличностный (появляется вследствие ссор в семье, напряженных отношений внутри рабочего коллектива).
- Эмоциональный (возникает из-за сильных переживаний, сопровождает затянувшееся или хроническое перенапряжение).
- Профессиональный (возникает в результате проблем в трудовой деятельности).
- Информационный (появляется вследствие быстрого ритма жизни, большого объема задач, которые человек вынужден решать и с которыми ему трудно справляться).
- Экологический (появляется из-за отрицательных воздействий факторов внешней среды). Различные стрессовые ситуации неминуемо возникают в жизни у каждого. В противном случае человеческое существование было бы напрасным. Однако психологические стрессы часто связаны не столько со сложившейся ситуацией, сколько с тем, как реагирует на нее конкретная личность.
Г. Селье удалось установить, что на неблагоприятные воздействия разного рода, например холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм. При этом в промежутке между воздействием и ответом организма развертываются определенные процессы. Эти процессы были описаны в классических исследованиях Г. Селье, доказывающих, что стадии стресса характерны для любого адаптационного процесса. Г. Селье выделил три стадии развития стресса[6, c. 60]:
1. Реакция тревоги. Осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. В этот момент организм функционирует с большим напряжением. Вместе с тем на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных структурных перестроек.
2. Стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справиться с вредными воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не получается устранить и преодолеть, наступает следующая стадия.
3. Стадия истощения. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым вредностям, увеличивается опасность заболеваний. Для данной фазы развития стресса характерно истощение нервной системы - ресурсы организма исчерпаны. Человек не в состоянии справится с факторами, вызвавшими расстройство. В этот момент могут возникнуть различные патологические состояния:
- повторное чувство тревоги
- комплекс вины
- косметологические расстройства (дерматит, выпадение волос, появление мелких морщин и т.п.)
- психологические расстройства
- депрессия
- психосоматические заболевания (увеличение артериального давления, бронхиальная астма и т.п.)
- нарушение кровообращения
- в тяжелых случаях — летальный исход
1.3. Понятие профессионального стресса
Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека [8,9].
Итак, в настоящее время он выделен в отдельную часть в Международной классификации болезней (МКБ-10). По мнению специалистов, профессиональный стресс порождает перегрузка человека работой, не слишком четкое ограничение его полномочий и должностных обязанностей, неадекватное поведение коллег и даже долгая и изматывающая дорога к месту работы и обратно, не говоря уже о недостаточной заработной плате, монотонной деятельности или отсутствии карьерных перспектив.
Хочется отметить, что профессиональный стресс возникает и у сотрудников, мало загруженных работой, а также у тех людей, которые уверены, что не используют в полной мере свой профессиональный потенциал и способны гораздо на большее. К факторам, прямо или косвенно способствующим профессиональным стрессам, можно также отнести нехватку информации и нехватку времени. Как предполагают специалисты по профессиональным стрессам, последние два фактора являются фоном, на котором стрессом может стать любое дополнительное раздражение.
Существует много способов анализа профессиональных стрессов, которые отличаются концептуальными подходами. Известный российский специалист в области профессиональных стрессов А. Б. Леонова предлагает иерархическую модель анализа стресса, который включает в себя два уровня: макро– и микроанализа. На первом уровне выделяются стресс-факторы, являющиеся потенциальными источниками стресса, включая те характеристики, которые влияют на субъективную оценку ситуации (мотивационные установки, личностные диспозиции, доступный репертуар копинг-стратегий и др.). На уровне микроанализа детализируются представления о конкретных синдромах острых и хронических стрессовых состояний, отражающих специфику изменений в механизмах регуляции деятельности [7].