Файл: Разработка регламента выполнения процесса «Складской учет».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРОЦЕССА «СКЛАДСКОЙ УЧЕТ»
1.1 Описание предметной области. Постановка задачи.
1.2 Выбор средств для моделирования бизнес-процессов
1.3. Моделирование бизнес-процессов «как есть»
Глава 2. РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ СКЛАДСКОГО УЧЕТА
2.1 Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процесса «Складской учет»
Основная цель регламентации бизнес-процессов – обеспечить понимание модели бизнес-процессов сотрудниками предприятия. Модель бизнес-процессов, по сути, представляет собой набор схем, понятных только тем сотрудникам и консультантам, которые владеют методологиями моделирования бизнес-процессов. Для остальных работников предприятия – это всего лишь зашифрованная информация, понять которую возможно овладев определенными знаниями и навыками. [12]
Таким образом, анализ и оценка исходных данных (получены на основе нормативных документов и практики автора курсовой работы) выполнения процесса «Складской учет» в компьютерном салоне-магазине «Demo-NT» на нулевом уровне требует изменения ситуации через разработку регламента – определения порядка и последовательности выполнения операций с товарами и документами и установлении норм и правил для их выполнения.
Регламент выполнения процесса «Складской учет» потребует разработки форм отчетов, указанных в таблицах 2, 3, 4, 5 в графах «Документы /должны быть».
Основное преимущество регламентации процесса «Складской учет» в определении порядка и последовательности выполнения операций с товарами и документами и установлении норм и правил для их выполнения.
Таким образом, в процессе складского учета в компьютерном салоне-магазине «Demo-NT» как предметной области выделены 4 сущности – «Приемка товара», «Размещение товара на складе», «Хранение товара на складе» и «Отпуск товаров для продажи», каждая из которых представлена отдельной таблицей как источника исходных данных для разработки регламента выполнения процесса «Складской учет».
Анализ и оценка исходных данных (получены на основе нормативных документов и практики автора курсовой работы) выполнения процесса «Складской учет» в компьютерном салоне-магазине «Demo-NT» на нулевом уровне требует изменения ситуации через разработку регламента – определения порядка и последовательности выполнения операций с товарами и документами и установлении норм и правил для их выполнения.
1.2 Выбор средств для моделирования бизнес-процессов
Визуализация и декомпозиция процесса «Складской учет» при помощи блок-схемы (приемка товара, учет и размещение товара на складе, хранение товара, отпуск товаров для продажи) как последовательность взаимосвязанных активностей исполнителей (заведующий складом-оператор и кладовщик-контролер) будут представлены с использованием специальных инструментов.
Представим те, которые не требуют больших проектов интеграции, и могут применяться с минимальными затратами – Visual Paradigm, BizAgi Modeler, ARIS Express, Gliffy, BPsimulator и Draw io. [13]
Таблица 6. Инструментарий моделирования бизнес-процессов
Функционал и особенности |
Недостатки |
Стоимость |
Резюме |
1 |
2 |
3 |
4 |
Visual Paradigm |
|||
Нотации IDEF, еEPC и BPMN Управление атрибутами элементов моделей Возможность добавлять свои элементы в модели Взаимосвязь моделей Выгрузка моделей в виде программного кода Выгрузка модели в графическом виде Версия для Mac OS |
отсутствуют |
по подписке 35$ в месяц; полная лицензия 800$ |
удобный, функциональный и гибкий инструмент для моделирования |
BizAgi Modeler |
|||
Нотация BPMN Проверка моделей Управление атрибутами элементов моделей Возможность добавлять свои элементы в модели Выгрузка модели в графическом виде Возможна совместная работа над моделями |
ограничения при моделировании, недостаточно проработана взаимосвязь диаграмм |
бесплатно |
хороший, рабочий инструмент для моделирования, часто обновляется и совершенствуется |
Gliffy |
|||
Полная поддержка BPMN Взаимосвязи моделей через гиперссылки Удобное построение моделей Гибкая настройка внешнего вида элементов Встраивание диаграмм в виде шорт-кода на сайт |
В бесплатной версии экспортировать диаграммы можно только в виде графических файлов |
бесплатно с небольшими ограничениями; 4.95$ в месяц для стандартной версии и 9.95$ для бизнес-версии |
отличный сервис с разнообразным функционалом |
BPsimulator |
|||
Оценка стоимости/длительности процесса Симуляция Удобное построение моделей Отчеты Сохранение моделей в Google Drive или One Drive |
отсутствуют |
бесплатно с рекламой; 300 руб/мес без рекламы |
интересный сервис, в котором упор сделан не на модели, а на симуляцию и оценку модели |
Draw io |
|||
Нотации BPMN и eEPC Присоединение файлов из облачных хранилищ данных Настройка внешнего вида элементов Экспорт моделей в форматах графических файлов, PDF, HTML, XLS Сохранение моделей в Google Drive, Dropbox, One Drive или на PC |
отсутствует возможность коллективной работы; ручная расстановка элементов в диаграмме |
бесплатно |
доступный и интуитивно понятный интерфейс сервиса |
Для построения блок-схем бизнес-процесса «Складской учет» и его подпроцессов в компьютерном салоне-магазине «Demo-NT» оптимальным инструментом нами определен сервис «Draw io» по ряду преимуществ: возможность описания в нотации BPMN, создание графиков, диаграмм и блок-схем в режиме on-line различной сложности и структуры; сервис находится в свободном доступе, без предварительной регистрации и установки программного обеспечение на компьютер; возможность красочно оформить свою работу, многообразие шрифтов, выбор цвета и заливки определенной области; выгрузка модели в графическом виде; удобный интерфейс; на русском языке; бесплатно.
Одной из важнейших целей формирования графических схем процессов является последующее их использование в регламентирующих документах организации. По этим схемам, как правило, работают сотрудники, которые не обучены сложным нотациям, не имеют навыков системного анализа и т.п. Для них очень важна простота и наглядность схем. В описании процесса «Складской учет» во избежание трудностей при использовании (интерпретации) схем рядовыми сотрудниками по причине загромождения схемы процесса различными графическими элементами мы сделали свой выбор в пользу нотации BPMN 2.0.
BPMN (Business process management notation) – нотация управления бизнес-процессами, используется для описания потоков работ с малой декомпозицией на среднем и нижнем уровнях. [2]
BPMN 2.0 – удобная, гибкая, наглядная, функциональная и, вместе с тем, простая нотация. Набор элементов в BPMN 2.0 достаточен для описания любого процесса и обозначения любых типов событий. Выделяют четыре основные категории элементов: объект (информационный, материальный или финансовый); событие (действие, произошедшее с объектом); операция (элементарное действие, выполняемое в рамках рассматриваемого бизнес-процесса); исполнитель (должностное лицо, ответственное за выполнение одной или нескольких операций бизнес-процесса).
Таким образом, для визуализации и декомпозиции процесса «Складской учет» при помощи блок-схемы (приемка товара, учет и размещение товара на складе, хранение товара, отпуск товаров для продажи) как последовательность взаимосвязанных активностей исполнителей (заведующий складом-оператор и кладовщик-контролер) выбран сервис «Draw io», который позволяет построить простые и наглядные схемы, доступные для восприятия сотрудниками – исполнителями бизнес-процесса «Складской учет» в компьютерном салоне-магазине «Demo-NT».
Выбор в пользу нотации BPMN 2.0. обусловлен ее удобством, гибкостью, наглядностью, функциональностью и, вместе с тем, простотой.
1.3. Моделирование бизнес-процессов «как есть»
В данном параграфе предстоит определить владельца процесса, выходы и входы процесса; ресурсы процесса в схемах, разработанных на основе нотации BPMN.
Контекстная диаграмма деятельности бизнес-процесса «Складской учет» компьютерного салона-магазина «Demo-NT», отображенная на рисунке 2, представляет собой самое общее описание деятельности предприятия.
Бизнес-процесс «Складской учет» компьютерного салона-магазина «Demo-NT», состоит из 4-х подпроцессов: приемка товара, размещение товара на складе, хранение товара на складе, отпуск товара для продажи.
Рисунок 2. Контекстная диаграмма «Складской учет»
компьютерного салона-магазина «Demo-NT»
Каждый подпроцесс представим в формате декомпозиции.
Приемка товаров состоит из таких основных операций – «Разгрузка транспортных средств» и «Распаковка и осмотр товаров». В представленном пуле обозначен владелец процесса – зав. складом-оператор, последовательность решаемых задач – «Определение количества товаров в соответствии с приходной накладной», «Перемещение товаров на участок приемки», «Выявление качества и комплектности товаров», 2 ветвления с возможными решениями, а также события – начало «Подготовка склада к приемке товара» и окончание подпроцесса «Затраченное время».
Рисунок 3. Декомпозиция подпроцесса «Приемка товаров»
в компьютерном салоне-магазине «Demo-NT»
Размещение товаров состоит из таких основных операций – «Доставка товаров в зону хранения» и «Размещение товаров на стеллажах и полках». В представленном пуле обозначен владелец процесса – кладовщик-контролер, последовательность решаемых задач – «Определить место адресного хранения товара», «Обеспечение реализации принципа мгновенной доступности», а также события – начало «Принятие товара на склад по количеству и качеству» и окончание подпроцесса «Размещение товара на постоянном месте хранения».
Рисунок 4. Декомпозиция подпроцесса «Размещение товаров» в компьютерном салоне-магазине «Demo-NT»
Хранение товаров состоит из таких основных операций – «Создание оптимальных условий», «Наблюдение за товарами» и «Текущий уход за товарами». В представленном пуле обозначен владелец процесса – кладовщик-оператор, последовательность параллельно решаемых задач и события – начало «Размещение товара на постоянном месте хранения» и окончание подпроцесса «Сохранность товара для продажи».
Рисунок 5. Декомпозиция подпроцесса «Хранение товаров»
в компьютерном салоне-магазине «Demo-NT»
Условием отпуска товаров для продажи является событие «Обращение покупателя за товаром». Покупатель обращается к продавцу-консультанту, он также становится владельцем процесса «Отпуск товаров для продажи», что представлено в пуле, разделенном на 2 дорожки. Продавец-консультант проверяет наличие товара в базе данных. Ветвление обозначает 2 возможных варианта – либо наличие товара на складе, либо его отсутствие. При наличии товара продавец-консультант отправляет запрос кладовщику-контролеру (владелец процесса), тот, в свою очередь, решает задачи «Отбор товара с адресного места хранения» и «Доставка товара в зону продажи». Далее параллельно продавец-кассир выбивает товарный чек, а кладовщик-контролер оформляет расходную накладную. После чего происходит списание товара (завершающее событие всего бизнес-процесса «Складской учет»).
Рисунок 6. Декомпозиция подпроцесса «Отпуск товаров для продажи» в компьютерном салоне-магазине «Demo-NT»
Таким образом, в представленном бизнес-процессе «Складской учет» отражается реальная ситуация компьютерного салона-магазина «Demo-NT» («как есть»). Целостный бизнес-процесс декомпозирован в соответствии с нотацией BPMN, в схемах «Приемка товара», «Размещение товара на складе», «Хранение товара на складе» и «Отпуск товара для продажи» обозначены владельцы процесса, входы, выходы и ресурсы процесса.
При моделировании бизнес-процесса «Складской учет» «как есть» наглядно проявлены такие проблемы как недостаточное выделение ресурсов для ведения бизнес-процесса, неэффективное применение инструментов моделирования бизнес-процесса и недокументированность деятельности.
Выводы по первой главе.
- В процессе складского учета в компьютерном салоне-магазине «Demo-NT» как предметной области выделены 4 сущности – «Приемка товара», «Размещение товара на складе», «Хранение товара на складе» и «Отпуск товаров для продажи», каждая из которых представлена отдельной таблицей как источника исходных данных для разработки регламента выполнения процесса «Складской учет».
- Анализ и оценка исходных данных (получены на основе нормативных документов и практики автора курсовой работы) выполнения процесса «Складской учет» в компьютерном салоне-магазине «Demo-NT» на нулевом уровне требует изменения ситуации через разработку регламента – определения порядка и последовательности выполнения операций с товарами и документами и установлении норм и правил для их выполнения.
- Для визуализации и декомпозиции процесса «Складской учет» при помощи блок-схемы как последовательность взаимосвязанных активностей исполнителей выбран сервис «Draw io», который позволяет построить простые и наглядные схемы, доступные для восприятия сотрудниками – исполнителями бизнес-процесса «Складской учет» в компьютерном салоне-магазине «Demo-NT».
- Выбор в пользу нотации BPMN 2.0. обусловлен ее удобством, гибкостью, наглядностью, функциональностью и, вместе с тем, простотой.
- В представленном бизнес-процессе «Складской учет» отражается реальная ситуация компьютерного салона-магазина «Demo-NT» («как есть»). Целостный бизнес-процесс декомпозирован в соответствии с нотацией BPMN, в схемах обозначены владельцы процесса, входы, выходы и ресурсы процесса.