Файл: «Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В данном разделе курсовой работы были рассмотрены основные понятия коммерческой деятельности, а также была определена и описана ее сущность. Для более полного понимания изучаемого феномена, далее будут рассмотрены основные факторы, которые влияют на развитие коммерческой деятельности и представлены рекомендации для ее совершенствования на предприятии.

2 Факторы влияния и направления совершенствования коммерческой деятельности

2.1 Факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности

Рассмотрев, что такое коммерческая деятельность и изучив ее теоретические положения, можно говорить о ее развитии. В данной главе мы рассмотрим факторы, которые на нее влияют, а также направления совершенствования коммерческой деятельности.

В данной главе нами будут рассмотрены факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности.

Коммерческая деятельность осуществляется в определенной среде, под воздействием которой меняются инструменты и методы, используемые при решении поставленных задач. Это обусловливает необходимость выявления факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на коммерческую деятельность [14].

Факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности, можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам, не зависящим от торговых организаций, можно отнести следующие факторы:

  1. либерализация экономики;
  2. тенденции развития экономики;
  3. степень развития товарно-денежных отношений;
  4. уровень доходов и темпы их роста;
  5. система налогообложения и финансирования;
  6. законодательная база, ее стабильность и лояльность к бизнесу;
  7. степень благоприятствования внешней среды для развития коммерческой деятельности;
  8. степень разнообразия организационно-правовых форм субъектов коммерческой деятельности, работающих на рынке, формирующих конкурентную среду;
  9. тенденции развития внешнеэкономических связей.

Внутренними факторами, которые зависят от деятельности торговых организаций, являются:


  1. степень эффективности и адаптации к реальным условиям форм и методов работы с субъектами коммерческих отношений и потребителями;
  2. масштабы коммерческой деятельности;
  3. структура коммерческого аппарата, его квалификация, результативность работы;
  4. эффективность коммерческой стратегии;
  5. инновационность коммерческих решений;
  6. использование современных достижений, передового опыта при организации коммерческой деятельности [14].

Углубление рыночных отношений тесно связано с развитием коммерческой деятельности, которая, являясь составной частью воспроизводственного процесса, соединяет производителей продукции с ее потребителями, осуществляет обменные операции на внутренних и внешних рынках и функционирует посредством коммерческих субъектов, имеющих свои правовые статусы и нормативные положения [15].

В коммерческой деятельности большое значение имеет рыночное пространство, в пределах которого осуществляются обменные операции, товарная структура рынков, способы передвижения товаров и сбыта в определенное время.

В коммерческой деятельности имеет огромное значение региональный разрез экономического потенциала и закрепленные за регионом природные, трудовые и материальные ресурсы. В этом же ряду находится торговля продуктами сельского хозяйства и готовыми изделиями на внутреннем и внешнем рынках, а также в пределах региональных объединений стран ЕАЭС и другие [19].

Вместе с тем, исследователями мало изучены проблемы коммерческой деятельности, возможности их решения применительно к отдельным территориям и в рамках различных объединений [1].

Субъекты коммерческой деятельности отличаются друг от друга как по структуре выполняемых работ, так и по масштабу, географии расположения, охвату рыночного пространства и так далее. От предприятий рыночного сектора субъекты торговли отличаются тем, что они не привязаны к конкретному технологическому процессу, определенной структуре основных фондов и достижению конкретных качественных характеристик товаров и услуг, поскольку у коммерческих объектов вышеперечисленные задачи не входят в основное содержание выполняемых ими работ. Следовательно, в торговой деятельности ставятся другие задачи, основными из которых являются купля-продажа, посредническая деятельность, изучение спроса и другие [18].

Основные фонды в торговле формируются исходя из решения вышеизложенных задач, то есть купли и продажи, хранения товаров, доведения их до потребителей и другие. От эффективности всей деятельности торговли зависят результаты не только чистой коммерции, но и смежных секторов экономики, в частности, поставщиков товаров и их потребителей. Отсюда факторы, влияющие на состояние управления коммерческой деятельностью и его эффективность, можно классифицировать и систематизировать по определенным признакам [14].


Основная задача коммерческой деятельности сводится к покупке и продаже товаров и услуг такого набора по ассортименту и объема, чтобы максимально удовлетворить потребности как покупателей, так и продавцов [14].

В условиях свободного предпринимательства решить такую задачу весьма сложно из-за чрезвычайно большого количества как продаваемых, так и потребляемых товаров. Кроме этого, естественным является непрерывное обновление ассортимента товаров и их качественных характеристик. В этом отношении потребности как бы не ограничены, однако в каждом историческом отрезке времени существуют проблемы удовлетворения безграничных потребностей в товарах и услугах, связанных с ограниченными ресурсами, из которых изготавливаются эти товары [9].

Кроме этого, существуют ограничения общественного характера, когда люди сообща ставят преграды потреблению по экономическим, политическим, религиозным и другим соображениям, что, как правило, оформляется в виде законодательных актов.

Тем не менее, с учетом общественно необходимых ограничений, а также в соответствии с отношением спроса и предложения на товары на рынке работники коммерческой деятельности стараются добиться такого ее уровня, чтобы в данное конкретное время можно было получить максимальную выгоду от торговой деятельности. Это естественно, поскольку соответствует содержанию и духу рыночных отношений [9].

Следующим фактором, влияющим на коммерческую деятельность, является нахождение покупателей и продавцов товаров и услуг в определенных пространственных координатах и их соединение. Решение этой задачи также непросто, если учесть, что в торговле по сути не должно быть этнических и религиозных границ и других препятствий, поскольку коммерческая деятельность относится к интернациональному типу отношений людей в основе которых лежит удовлетворение потребностей.

Вышесказанное в свою очередь нуждается в мощной информационной базе, где бы содержались сведения о продавцах и покупателях, ассортиментной структуре товаров и услуг в условиях их продвижения и ценах на товары и услуги. Информационная база выполняет также функцию реализации, согласно которой продавцы и покупатели могли бы реализовать то, что нужно, то есть продавцу продать, а покупателю купить [7].

Основным фактором, влияющим на управленческие процессы, является повышение профессионального уровня работников, занятых в коммерческой деятельности. Помимо повышения культуры торговли поиска потребностей и так далее, требуется умение анализировать ситуации, предвидеть будущие тенденции, строить правильные прогнозы.


Следующий фактор, влияющий на состояние управления, заложен в самом коллективе и управленце. В частности, от руководителей компании, организации во многом зависит создание стабильного, высококвалифицированного коллектива, совершенствование организации труда, управления и так далее [14].

Состояние управления во многом зависит от методов управления, в частности, от того, в какой мере учитываются риски и используются методы их уменьшения. Коммерческая деятельность в силу своей специфики подвержена риску больше других секторов экономики, например, промышленность или строительство, где проявление тенденций потребления и неиспользования продукции этих секторов экономики носит долгосрочный и долговременный характер, а значит, легче строить прогнозы.

Что касается коммерческой деятельности, то ее параметры управления, например, спрос, цена продажи другие, весьма изменчивы даже в пределах небольшого промежутка времени. Поэтому в этой деятельности диапазон риска больше, и рисковые ситуации в отдельных случаях могут возникнуть внезапно, например, в случае введения санкций на торговлю [14].

К методам управления рисками очень часто можно отнести методы минимизации риска, улучшения эффективности производства или структуры предприятия, проектных переговоров, страховой деятельности, однако все они имеют схожую цель привести риск в соответствие с получаемой выгодой. В комплексе эта деятельность называется управлением риском [14].

По мнению ряда авторов, ключевым фактором повышения эффективности торговой деятельности становится совершенствование информационного обеспечения такой деятельности. Действительно, в условиях расширения международных коммерческих связей и стирания границ между рынками сбыта ключевым фактором успеха деятельности торговой организации становится своевременное и качественное информирование коммерческих служб предприятия о состоянии рынка потребительского сбыта и потребительских предпочтений. В этой связи информационное обеспечение коммерческой деятельности становится приоритетным направлением деятельности торговой организации [5].

В условиях острой конкуренции и расширения идентичных товаров, реализуемых самыми разными предприятиями торговли, будущее будет принадлежать не малым торговым предприятиям, а торговым сетям. В России, как это показывает практика, растет число торговых сетей, на что обращает внимание ряд авторов. Рост числа торговых сетей грозит вытеснением малых форм предприятий торговли сетевыми магазинами. В условиях конкурентной борьбы торговым сетям принадлежит значительное преимущество: способность привлечь большее число покупателей за счет снижения цен на основные группы потребительских товаров. Между тем, остаются нерешенными проблемы качества товаров и торгового обслуживания [14].


Но и сетевые торговые предприятия могут потеснить торговля по каталогам и интернет-торговля, которые в России набирают обороты. Покупателей может привлечь возможность приобрести, скажем, товары, недавно произведенные в США или Китае, в сети интернет. В этом случае идет речь о глобализации торговли и расширении возможности приобрести любой товар в любой доступной точке мира [12].

Итак, изменение условий коммерческой деятельности торговой организации, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления торговыми предприятиями сказываются не только на совершенствовании их организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности и формам их взаимодействия. Речь идет о такой системе управления коммерческой деятельностью, которая порождена организационной необходимостью и закономерностью хозяйствования, связанными с удовлетворением потребностей конечных потребителей. Все это требует от торговых организаций адаптации к новым условиям, преодоления возникающих противоречий в экономических процессах [16].

В данной главе нами были рассмотрены факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности. Основными факторами для успеха коммерческой деятельности являются умение минимизировать риски, эффективное управление, для которого необходимо информационное обеспечение и возможность максимально стереть территориальные границы, то есть обеспечить доставку своих товаров в любую доступную точку мира.

Далее, в следующей главе нами будут рассмотрены направление совершенствования коммерческой деятельности.

2.2 Направления совершенствования коммерческой деятельности

Рассмотрев в предыдущей главе факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности, можно говорить о направлениях совершенствования коммерческой деятельности, так как факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности, формируют направления совершенствование коммерческой деятельности [2].

Цель совершенствования коммерческой деятельности торговых организаций должна состоять в повышении эффективности управления торговой организацией и обеспечения возможностей роста потенциала организации и максимального его использования в процессе коммерческой деятельности [12].