Файл: «Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические положения коммерческой деятельности
1.1 Понятие «коммерческая деятельность»
1.2 Сущность коммерческой деятельности
1.3 Коммерческая деятельность в розничной торговле
2 Факторы влияния и направления совершенствования коммерческой деятельности
2.1 Факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности
В данном разделе курсовой работы были рассмотрены основные понятия коммерческой деятельности, а также была определена и описана ее сущность. Для более полного понимания изучаемого феномена, далее будут рассмотрены основные факторы, которые влияют на развитие коммерческой деятельности и представлены рекомендации для ее совершенствования на предприятии.
2 Факторы влияния и направления совершенствования коммерческой деятельности
2.1 Факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности
Рассмотрев, что такое коммерческая деятельность и изучив ее теоретические положения, можно говорить о ее развитии. В данной главе мы рассмотрим факторы, которые на нее влияют, а также направления совершенствования коммерческой деятельности.
В данной главе нами будут рассмотрены факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности.
Коммерческая деятельность осуществляется в определенной среде, под воздействием которой меняются инструменты и методы, используемые при решении поставленных задач. Это обусловливает необходимость выявления факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на коммерческую деятельность [14].
Факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности, можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам, не зависящим от торговых организаций, можно отнести следующие факторы:
- либерализация экономики;
- тенденции развития экономики;
- степень развития товарно-денежных отношений;
- уровень доходов и темпы их роста;
- система налогообложения и финансирования;
- законодательная база, ее стабильность и лояльность к бизнесу;
- степень благоприятствования внешней среды для развития коммерческой деятельности;
- степень разнообразия организационно-правовых форм субъектов коммерческой деятельности, работающих на рынке, формирующих конкурентную среду;
- тенденции развития внешнеэкономических связей.
Внутренними факторами, которые зависят от деятельности торговых организаций, являются:
- степень эффективности и адаптации к реальным условиям форм и методов работы с субъектами коммерческих отношений и потребителями;
- масштабы коммерческой деятельности;
- структура коммерческого аппарата, его квалификация, результативность работы;
- эффективность коммерческой стратегии;
- инновационность коммерческих решений;
- использование современных достижений, передового опыта при организации коммерческой деятельности [14].
Углубление рыночных отношений тесно связано с развитием коммерческой деятельности, которая, являясь составной частью воспроизводственного процесса, соединяет производителей продукции с ее потребителями, осуществляет обменные операции на внутренних и внешних рынках и функционирует посредством коммерческих субъектов, имеющих свои правовые статусы и нормативные положения [15].
В коммерческой деятельности большое значение имеет рыночное пространство, в пределах которого осуществляются обменные операции, товарная структура рынков, способы передвижения товаров и сбыта в определенное время.
В коммерческой деятельности имеет огромное значение региональный разрез экономического потенциала и закрепленные за регионом природные, трудовые и материальные ресурсы. В этом же ряду находится торговля продуктами сельского хозяйства и готовыми изделиями на внутреннем и внешнем рынках, а также в пределах региональных объединений стран ЕАЭС и другие [19].
Вместе с тем, исследователями мало изучены проблемы коммерческой деятельности, возможности их решения применительно к отдельным территориям и в рамках различных объединений [1].
Субъекты коммерческой деятельности отличаются друг от друга как по структуре выполняемых работ, так и по масштабу, географии расположения, охвату рыночного пространства и так далее. От предприятий рыночного сектора субъекты торговли отличаются тем, что они не привязаны к конкретному технологическому процессу, определенной структуре основных фондов и достижению конкретных качественных характеристик товаров и услуг, поскольку у коммерческих объектов вышеперечисленные задачи не входят в основное содержание выполняемых ими работ. Следовательно, в торговой деятельности ставятся другие задачи, основными из которых являются купля-продажа, посредническая деятельность, изучение спроса и другие [18].
Основные фонды в торговле формируются исходя из решения вышеизложенных задач, то есть купли и продажи, хранения товаров, доведения их до потребителей и другие. От эффективности всей деятельности торговли зависят результаты не только чистой коммерции, но и смежных секторов экономики, в частности, поставщиков товаров и их потребителей. Отсюда факторы, влияющие на состояние управления коммерческой деятельностью и его эффективность, можно классифицировать и систематизировать по определенным признакам [14].
Основная задача коммерческой деятельности сводится к покупке и продаже товаров и услуг такого набора по ассортименту и объема, чтобы максимально удовлетворить потребности как покупателей, так и продавцов [14].
В условиях свободного предпринимательства решить такую задачу весьма сложно из-за чрезвычайно большого количества как продаваемых, так и потребляемых товаров. Кроме этого, естественным является непрерывное обновление ассортимента товаров и их качественных характеристик. В этом отношении потребности как бы не ограничены, однако в каждом историческом отрезке времени существуют проблемы удовлетворения безграничных потребностей в товарах и услугах, связанных с ограниченными ресурсами, из которых изготавливаются эти товары [9].
Кроме этого, существуют ограничения общественного характера, когда люди сообща ставят преграды потреблению по экономическим, политическим, религиозным и другим соображениям, что, как правило, оформляется в виде законодательных актов.
Тем не менее, с учетом общественно необходимых ограничений, а также в соответствии с отношением спроса и предложения на товары на рынке работники коммерческой деятельности стараются добиться такого ее уровня, чтобы в данное конкретное время можно было получить максимальную выгоду от торговой деятельности. Это естественно, поскольку соответствует содержанию и духу рыночных отношений [9].
Следующим фактором, влияющим на коммерческую деятельность, является нахождение покупателей и продавцов товаров и услуг в определенных пространственных координатах и их соединение. Решение этой задачи также непросто, если учесть, что в торговле по сути не должно быть этнических и религиозных границ и других препятствий, поскольку коммерческая деятельность относится к интернациональному типу отношений людей в основе которых лежит удовлетворение потребностей.
Вышесказанное в свою очередь нуждается в мощной информационной базе, где бы содержались сведения о продавцах и покупателях, ассортиментной структуре товаров и услуг в условиях их продвижения и ценах на товары и услуги. Информационная база выполняет также функцию реализации, согласно которой продавцы и покупатели могли бы реализовать то, что нужно, то есть продавцу продать, а покупателю купить [7].
Основным фактором, влияющим на управленческие процессы, является повышение профессионального уровня работников, занятых в коммерческой деятельности. Помимо повышения культуры торговли поиска потребностей и так далее, требуется умение анализировать ситуации, предвидеть будущие тенденции, строить правильные прогнозы.
Следующий фактор, влияющий на состояние управления, заложен в самом коллективе и управленце. В частности, от руководителей компании, организации во многом зависит создание стабильного, высококвалифицированного коллектива, совершенствование организации труда, управления и так далее [14].
Состояние управления во многом зависит от методов управления, в частности, от того, в какой мере учитываются риски и используются методы их уменьшения. Коммерческая деятельность в силу своей специфики подвержена риску больше других секторов экономики, например, промышленность или строительство, где проявление тенденций потребления и неиспользования продукции этих секторов экономики носит долгосрочный и долговременный характер, а значит, легче строить прогнозы.
Что касается коммерческой деятельности, то ее параметры управления, например, спрос, цена продажи другие, весьма изменчивы даже в пределах небольшого промежутка времени. Поэтому в этой деятельности диапазон риска больше, и рисковые ситуации в отдельных случаях могут возникнуть внезапно, например, в случае введения санкций на торговлю [14].
К методам управления рисками очень часто можно отнести методы минимизации риска, улучшения эффективности производства или структуры предприятия, проектных переговоров, страховой деятельности, однако все они имеют схожую цель привести риск в соответствие с получаемой выгодой. В комплексе эта деятельность называется управлением риском [14].
По мнению ряда авторов, ключевым фактором повышения эффективности торговой деятельности становится совершенствование информационного обеспечения такой деятельности. Действительно, в условиях расширения международных коммерческих связей и стирания границ между рынками сбыта ключевым фактором успеха деятельности торговой организации становится своевременное и качественное информирование коммерческих служб предприятия о состоянии рынка потребительского сбыта и потребительских предпочтений. В этой связи информационное обеспечение коммерческой деятельности становится приоритетным направлением деятельности торговой организации [5].
В условиях острой конкуренции и расширения идентичных товаров, реализуемых самыми разными предприятиями торговли, будущее будет принадлежать не малым торговым предприятиям, а торговым сетям. В России, как это показывает практика, растет число торговых сетей, на что обращает внимание ряд авторов. Рост числа торговых сетей грозит вытеснением малых форм предприятий торговли сетевыми магазинами. В условиях конкурентной борьбы торговым сетям принадлежит значительное преимущество: способность привлечь большее число покупателей за счет снижения цен на основные группы потребительских товаров. Между тем, остаются нерешенными проблемы качества товаров и торгового обслуживания [14].
Но и сетевые торговые предприятия могут потеснить торговля по каталогам и интернет-торговля, которые в России набирают обороты. Покупателей может привлечь возможность приобрести, скажем, товары, недавно произведенные в США или Китае, в сети интернет. В этом случае идет речь о глобализации торговли и расширении возможности приобрести любой товар в любой доступной точке мира [12].
Итак, изменение условий коммерческой деятельности торговой организации, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления торговыми предприятиями сказываются не только на совершенствовании их организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности и формам их взаимодействия. Речь идет о такой системе управления коммерческой деятельностью, которая порождена организационной необходимостью и закономерностью хозяйствования, связанными с удовлетворением потребностей конечных потребителей. Все это требует от торговых организаций адаптации к новым условиям, преодоления возникающих противоречий в экономических процессах [16].
В данной главе нами были рассмотрены факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности. Основными факторами для успеха коммерческой деятельности являются умение минимизировать риски, эффективное управление, для которого необходимо информационное обеспечение и возможность максимально стереть территориальные границы, то есть обеспечить доставку своих товаров в любую доступную точку мира.
Далее, в следующей главе нами будут рассмотрены направление совершенствования коммерческой деятельности.
2.2 Направления совершенствования коммерческой деятельности
Рассмотрев в предыдущей главе факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности, можно говорить о направлениях совершенствования коммерческой деятельности, так как факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности, формируют направления совершенствование коммерческой деятельности [2].
Цель совершенствования коммерческой деятельности торговых организаций должна состоять в повышении эффективности управления торговой организацией и обеспечения возможностей роста потенциала организации и максимального его использования в процессе коммерческой деятельности [12].