Файл: «Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Далее идет коммерческая деятельность по установлению хозяйственных связей между партнерами, а именно выбор формы хозяйственных связей, разработка проекта договора, переговорный процесс по согласованию условий договора, подписание.

Пятый аспект - коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров, в рамках которого осуществляется выбор формы оптовой продажи, разработка и подписание договора поставки, организация оптовой продажи, документальное оформление оптовой продажи, контроль исполнения договора поставки [18].

Организация оптовых закупок товаров – это шестой аспект, который заключается в обосновании и отборе организационных форм закупок, организации оптовых закупок, документальном оформлении закупок, контроле исполнения договора.

Далее - рекламно-информационная работа, обоснование целесообразности использования рекламы, выбор вида рекламы и рекламных средств, разработка рекламной компании, оценка эффективности рекламы, формирование имиджа.

Восьмой аспект заключается в коммерческой деятельности по организации розничной продажи товаров, изучении спроса покупателей, формировании ассортимента товаров магазина, определении партий и частоты завоза товаров, выборе форм и методов продажи, стимулировании увеличения объемов продаж, мерчендайзинге [18].

Предпоследний аспект - управление товарными ресурсами. Управление ресурсами заключается в формировании товарных ресурсов; поддержании товарных ресурсов в соответствии со спросом и требованиями рынка; маневрировании, нормализации товарных запасов; коммерческой деятельности по ускорению оборачиваемости товаров [18].

Последний аспект - информационное обеспечение, а именно информация о спросе и конъюнктуре рынка, объемах и структуре производства и предложения, товаре, потребителе, конкурентах.

Реализация коммерческой деятельности происходит в процессе продвижения товарной продукции на торговый рынок. В зависимости от специфики деятельности торгового предприятия один или несколько из представленных аспектов могут быть исключены либо видоизменены в зависимости от особенностей работы торговой организации [18].

Вышеперечисленное позволяет выделить основные направления коммерческой деятельности, характерные для коммерческих предприятий. Чаще всего данные направления свойственны для предприятий оптовой торговли. К таким направлениям относятся следующие: создание хозяйственных связей и организация договорной работы на торговом предприятии; закупочная деятельность; коммерческая работа по продаже товаров; разработка ассортиментной политики и управление запасами торговой фирмы; рекламный менеджмент и маркетинг [3].


Коммерческая деятельность выполняет связующую функцию между производством и потребителями на стадии продвижения товаров на рынок. Возникающие в этот момент взаимоотношения называются хозяйственными связями. Хозяйственные связи - это отношения, которые складываются между покупателями и продавцами в процессе поставок товаров, экономического, коммерческого, организационного, административного характера и правового характера [5].

Формирование системы таких отношений происходит на основе принципов свободы договора и добровольного волеизъявления участников товарооборота. В зависимости от количества сторон выделяют простую и сложную структуру хозяйственных связей. Простые связи возникают между предприятием - изготовителем и розничными торговыми организациями, а сложные в то же время отличаются от первых наличием посредников.

Виды договоров, заключаемых между сторонами, порядок их заключения, изменения, исполнения и прекращения, ответственность за неисполнение обязательств устанавливаются нормами гражданского законодательства, при этом участники имеют право самостоятельно установить особые условия договора, не противоречащие принятым нормативно-правовым актам [7].

Торговые операции чаще всего оформляются договорами купли-продажи, поставки, комиссии и консигнации.

Согласно договору купли-продажи, продавец обязуется передать товар покупателю, который обязан принять товар и оплатить его. Договор поставки является одной из разновидности договора купли-продажи, по нему поставщик-продавец несет обязанность по поставке в определенный срок товара покупателю для использования в своей коммерческой деятельности, исключая собственное потребление, а покупатель обязан принять и оплатить его [10].

Работа по доведению товарной продукции до потребителя начинается с оптовых закупок. Правильная организация такого процесса в торговой компании способствует созданию качественного и конкурентоспособного ассортимента, укреплению финансовой устойчивости предприятия [4].

На коммерческую деятельность предприятия возложена обязанность правильного обоснования объема закупок, информационной базой которого служат данные об изменении в структуре товарооборота и количестве запасов товаров за несколько лет [12].

От правильного выбора поставщиков зависит эффективность закупочной деятельности. На данный момент существует ряд специфических требований, складывающихся в деловом обороте, которыми руководствуются при выборе поставщиков. К данным требованиям относятся добросовестность, степень надежности поставщиков, уровень финансовой устойчивости и платежеспособности, доступный товарный ассортимент, предлагаемый для поставки, объем и время поставки, цены и условия оплаты, возможность отсрочки платежей, месторасположение, а также транспортные расходы. Каждое предприятие самостоятельно выбирает критерии выбора поставщика, учитывая вид и масштабы деятельности, финансовое положение и другие факторы [11].


Наличие посредников оказывает сильное влияние на процесс товародвижения. Во время приобретения товара непосредственно у производителя, торговая фирма устанавливает более высокую торговую надбавку, чем цены организации, приобретающие товары у посредников. Нецелесообразность приобретения товара у производителя может объясняться значительными транспортными расходами, увеличивающими цену, что делает товар неконкурентоспособным [15].

При формировании ассортимента оптовая торговая фирма должна ориентироваться на потребность розничных магазинов, определяющиеся спросом потребителей.

Формирование ассортимента - это процесс создания определенного набора товарных групп, видов и разновидностей, который обеспечивает успешную работу на рынке и повышает экономическую эффективность деятельности организации.

Коммерческая деятельность по продаже товаров — направление коммерческой деятельности, целью которого является выбор конкретной формы оптовой продажи (складской или транзитарной) на основе ее целесообразности ее применения, поиск новых каналов сбыта продукции, соблюдение правильного документального оформления торговых операций, обеспечение добросовестного выполнения договорных условий [17].

Использование отсрочки платежа и оплаты по факту отгрузки подвергает торговую фирму риску неоплаты. Решающими критериями при заключении договора с покупателями об отсрочки платежа выступает его надежность, финансовая устойчивость и деловая репутация.

Коммерческая работа по оптовой продаже товаров включает также деятельность в области рекламы и стимулирования продаж.

Реклама - средства информационного воздействия на покупателей с целью привлечения их внимания к фирме, формирования у них определенных знаний и положительного мнения о товаре, предлагаемом фирмой.

Стимулирование продаж - совокупность приемов, используемых на протяжении всего жизненного цикла товара в отношении покупателей с целью краткосрочного повышения объема продаж, а также увеличения числа новых покупателей.

В зависимости от выполняемой цели выделяют средства стимулирования, используемые для реализации стратегических целей; для обеспечения специфических и решения разовых коммерческих задач [20].

Крайне важно, чтобы деятельность по стимулированию продаж была хорошо скоординирована с другими элементами коммерческой деятельности. Приняв решение о стимулировании продаж, торговая организация должна разработать соответствующую программу, т. е. поставить определенные цели и задачи, выбрать необходимые формы и средства стимулирования, организовать ее предварительное апробирование и практическую реализацию, и, наконец, обеспечить контроль за ходом ее выполнения, дать оценку достигнутых результатов [18].


Таким образом, было выявлено, что сущность коммерческой деятельности заключается в получении прибыли, также были выделены десять основных аспектов, характеризующих коммерческую деятельность.

1.3 Коммерческая деятельность в розничной торговле

Как уже было сказано ранее, основная цель коммерческой деятельности – получение прибыли. Данная цель может быть реализована в различных сферах деятельности, например, в производственной, торговой, финансовой, биржевой, посреднической и так далее. Чаще всего субъекты коммерческой деятельности вынуждены заниматься несколькими видами работ, диверсифицировать их, реагировать на рыночные изменения [13].

Несмотря на то, что в условиях развития рыночных отношений усиливается роль коммерциализации (получения прибыли), решение социальных задач также является важным. Со стороны государства должна быть определена система экономических рычагов, обеспечивающая решение социальных задач при создании благоприятных условий для эффективной коммерческой деятельности. Этот вид деятельности должен быть выгоден каждому, кто им занят, обеспечивать активное развитие экономики и достаточное поступление средств для решения социальных задач [13].

Вместе с тем получение прибыли является и промежуточной целью как для коммерсантов, так и для государства. Прибыль необходима, чтобы удовлетворить определенные потребности, решить поставленные задачи, достичь намеченных целей, обеспечить инновационное развитие. Если активизируется потребление, то развивается и производство, оживляется экономика в целом. Потребности являются движущей силой коммерческой деятельности: нет потребности – нет спроса, надобности в производстве товаров; нет прибыли – нет инвестиций, нет развития. Поэтому коммерческий успех заключается в поиске и формировании потребностей и наиболее эффективных способов их удовлетворения. Это осуществляется путем реализации актов купли-продажи. Важно отслеживать, сколько прибыли получено, и как она используется. Коммерческие цели необходимо достигать не любой ценой, а за счет реализации наиболее эффективных коммерческих решений[13].

Несмотря на растущее количество крупных розничных сетей, в целом розничная торговля в России характеризуется наличием большого числа небольших по площадям и товарообороту предприятий, а ее деятельность можно отнести преимущественно к сфере малого бизнеса.


Малый бизнес играют большую роль в национальной экономике. Он во многом определяет темпы экономического роста, количество и качество выпускаемого валового продукта, состояние занятости населения. Значимость малого бизнеса в экономике проявляется в следующем:

1. Он создает необходимую атмосферу конкуренции и быстро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры.

2. Субъекты малого предпринимательства выполняют важную социальную функцию поглощения «избыточной» рабочей силы, способствуя росту занятости населения.

3. Малые предприятия способствуют более полному и эффективному использованию местных сырьевых ресурсов.

4. Малыми предприятиями обеспечивается сравнительно быстрая окупаемость капитальных вложений, высокая скорость оборота капитала в связи с более короткими сроками строительства и освоения созданных проектных мощностей.

5. Малое предпринимательство заполняет те рыночные ниши, которые не может охватить крупный бизнес, выполняет те работы, которые неэффективны для крупных экономических структур, объединяет экономику страны в единое целое [4].

От руководителей (менеджеров) этих предприятий требуется большая предприимчивость и инициатива в коммерческой работе по организации сбыта (продажи) товаров населению, умение хорошо обслужить покупателей, противостоять конкурентам и обеспечить нормальную прибыль. Коммерческая работа малого предприятия в розничной торговле — это деятельность предприятия, направленная на решение особого комплекса задач. [4].

В условиях расширения коммерческой деятельности и стирания границ рынками сбыта фактором успеха розничной организации становится и качественное информирование служб предприятия о рынках сбыта и потребительских рынках. В связи с этим обеспечение коммерческой деятельности становится направлением торговой организации.

В условиях конкурентной борьбы торговым организациям принадлежит значительное число: способность привлечь число покупателей из-за снижения цен на группы потребительских товаров. Между тем, остаются проблемы качества и торгового обслуживания [5].

Спецификой рынка товаров являются быстрые изменения внешних условий предприятий, высокая конкуренция. Поэтому деятельности предприятий торговли должен быть присущ динамизм, обусловленный изменениями во внутренней среде, потенциале, технологии и финансовом состоянии.

Таким образом, в современных рыночных условиях наиболее важным инструментом, обеспечивающим стабильность, устойчивое развитие розничного торгового предприятия, его конкурентоспособность, является грамотная организация коммерческой деятельности и постоянная работа по повышению ее эффективности[5].