Файл: «Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Коммерческая деятельность устанавливает взаимосвязь между производителями (изготовителями) товара с их непосредственными потребителями, а также обеспечивает управление процессом товарного обмена. Действия, которые осуществляются в процессе такой деятельности, отличаются коммерческим характером и влияют на финансовые результаты работы компании.

Под коммерческой деятельностью в нашей работе мы будем понимать процесс торгового обмена товарами и услугами между производителем и потребителем в соответствии с законодательной базой, целью которого является получение прибыли.

Проблемой данного исследования, таким образом, выступает тот факт, что коммерческая деятельность является одной из основных процессов торгового обмена, но также она не имеет зафиксированного определения, что вызывает массу дискуссий.

Предмет данной работы – коммерческая деятельность предприятия.

Целью работы является разработка мероприятий оптимизации коммерческой деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить понятие «коммерческая деятельность».

2. Выявить сущность и принципы коммерческой деятельности.

3. Проанализировать цель коммерческой деятельности.

4. Выявить факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности.

5. Разработать направления совершенствования коммерческой деятельности

В работе были использованы методы анализа литературных источников, анализа статистического материала, а также экономико-математический метод.

Использованные в данной работе источники обладают высокой степенью надежности, так как в основе данной работы лежат труды таких авторов как Бондарькова О.А., Ермакова Н.В., Мусаев Д.Р., работающих над проблемой изучения и реализации коммерческой деятельности.

1 Теоретические положения коммерческой деятельности

1.1 Понятие «коммерческая деятельность»

Для определения понятия коммерческая деятельность необходимо рассмотреть сущность данного понятия и причины его возникновения. Если обратиться к сложившимся определениям понятий «коммерческой деятельности» и «торговли», то можно выявить несколько общих черт. В широком смысле коммерческая деятельность – это любая предпринимательская деятельность юридических и физических лиц, которые осуществляют операции по купле - продажи товаров и оказанию услуг. Целью такой деятельности является удовлетворение спроса на товары и услуги и получения прибыли [18].


Впервые феномен коммерческой деятельности был изучен Гарвардской школой управления коммерческой деятельностью в 1958 году. В рамках изучения было выделено классическое определение, указывающее, что коммерческая деятельность существует для удовлетворения с прибылью потребительских требований [18].

Говоря о современных подходах к пониманию коммерческой деятельности, можно указать автора М.А. Федорову, которая включает в состав коммерческой деятельности торговых предприятий вопросы организации торгово-технологических операций и процесс управления ими со стороны специально созданных коммерческих служб такого предприятия.

С.Н. Виноградова рассматривает нюансы организации коммерческой работы. Автор понимает данную деятельность применительно к условиям административно - командной системы. Данный подход не отвечает современным требованиям и не отражает сущности коммерческой работы, ее целей и задач в условиях рыночной экономики [18].

Многие ученые работающие в рамках изучаемой тематики определяют коммерческую деятельность как совокупность элементов торговой деятельности, которая направлена на получение доходов, например, Л. В. Балабанова.

В научной литературе также встречаются определения понятия «коммерческая работа», которую отождествляют с изучаемым нами понятием. Данная точка зрения, по нашему мнению, не является верной, так как в рамках такой точки зрения, когда понятия «коммерческая деятельность» и «коммерческая работа» являются синонимами, можно проследить только социальную цель коммерческой работы, при этом наблюдается отсутствие экономической (получение прибыли) [18].

Одним из авторов, изучающим коммерческую работу, является П. И. Вахрин. Он определяет ее как основанную на хозяйственном расчете деятельность торговых предприятий, которая связана с отношением торгового обмена и организацией доведения товаров от производств до сферы потребления в целях удовлетворения платежеспособного спроса. Приведенное определение является не совсем полным, так как коммерческой работой могут заниматься не только торговые предприятия, но и предприятия промышленности и оказания услуг. Так, можно определить коммерческую работу более узко, а именно как совокупность действий работников коммерческих подразделений предприятий по реализации их коммерческих целей [18].

Возвращаясь к определениям понятия коммерческой деятельности, стоит отметить операционный подход, в рамках которого работают Л.М. Осипова и И.М. Синяева. По их мнению, коммерческая деятельность – это комплекс операций организаций по исследованию рынков, ведению рекламы, вступление в договорные отношения с посредниками, банками и так далее. В данном определении отсутствует указание на цель коммерческой деятельности (получение прибыли) [18].


В менеджменте считается правильным при выявлении определения понятия отталкиваться от направления осуществления деятельности. В последнее время появляется достаточно много публикаций, посвященных самым разным аспектам и направлениям коммерческой деятельности торговых предприятий.

В статье А.А. Кожовой, А.В. Цветцых основное внимание акцентируется на вопросах совершенствования управления деятельностью торговых организаций. Авторы в качестве мер совершенствования системы управления торговой организацией называют и совершенствование коммерческой деятельности [18].

Сторонниками комплексного подхода к определению понятия «коммерческая деятельность» являются С.Н. Дианова и Ю.Г. Авагян. Авторы обращают внимание на глобализацию современной торговли, что выдвигает на первое место применение новых форматов организации торговли. В качестве одного из факторов повышения качества организации коммерческой деятельности торговой организации называется расширение и усложнение международных торговых связей, и рост научно-технического прогресса. Новые форматы торговли, в том числе, и торговля товарами и услугами через сеть Интернет, повышают требования к организации коммерческой деятельности торгового предприятия [18].

М.А. Федорова в качестве основных направлений коммерческой деятельности торговых организаций называет создание хозяйственных связей и организацию договорной работы на торговом предприятии, закупочную деятельность, коммерческую работу по продаже товаров, разработку ассортиментной политики и управление запасами торговой фирмы, а также рекламный менеджмент и маркетинг [18].

В работе Л.П. Дашковой были раскрыты направления коммерческой деятельности по аналогии с представленными в работе М.А. Федоровой, а именно:

  • формирование необходимого ассортимента товаров в рамках покупательского спроса;
  • развитие закупочной деятельности;
  • организация хозяйственных связей с поставщиками;
  • осуществление процесса купли-продажи товаров, сопровождаемого коммерческими сделками, товарно-денежным обменом;
  • обеспечение устойчивых конкретных позиций при решении коммерческих задач» [18].

Также в рамках данной главы провести грань различия между коммерческой деятельностью и предпринимательством. По нашему мнению, коммерческая деятельность - более узкое понятие, чем предпринимательство. Под предпринимательством мы понимаем организацию экономической, производственной и иной деятельности, которая приносит предпринимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания и так далее. Из всех видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью.


Таким образом, предпринимательство следует рассматривать как одну из форм предпринимательской деятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле-продаже товаров, сырья, заготовленной продукции, полуфабрикатов и так далее, а именно элементы коммерческой деятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательства, но не являются для них образующими [3].

В трудах зарубежных ученых - исследователей можно найти неясность понятия коммерческой деятельности. Большой охват по смысловому значению предопределяет понятие «предпринимательская деятельность» по сравнению с теми, что нами было приведено выше. Следовательно, коммерческая деятельность прежде всего является частью предпринимательской деятельности, именно выполняет функцию составной части, где происходит регулирование коммерческого оборота [3].

Коммерческая деятельность в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Из этого вытекает, что коммерческая деятельность в торговле - понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара. Простая перепродажа товаров с целью получения прибыли является по существу спекулятивной сделкой, не представляющей собой полезной коммерческой деятельности (благородного бизнеса) [16].

Так, в ходе данной главы было рассмотрено несколько подходов к пониманию коммерческой деятельности, а также было выделено наиболее общее определение понятия «коммерческая деятельность».

1.2 Сущность коммерческой деятельности

Для более точного понимания феномена коммерческой деятельности, необходимо изучить ее сущность. Коммерческая деятельность состоит из целого ряда торгово-организационных операций и управления ими. Основой осуществления данной деятельности являются теоретические и практические знания об организации и техники осуществления торговых операций.

Любая коммерческая деятельность по обеспечению товарами и предоставлению услуг начинается со склада готовой продукции, которая подлежит отправке потребителям через каналы сбыта. Поэтому успех коммерческой деятельности, прежде всего, зависит от производства, где выпускаются товары, соответствующие требованиям потребителя в соответствии с его платежеспособностью. Такой универсальный порядок отношений производителей и потребителей формирует правила коммерческой деятельности [8].


Суть обменных операций в целом сводится к тому, чтобы сбалансировать спрос и предложение на товары услуги по территориям, видам экономической деятельности, странам и в глобальном масштабе на основе рыночных отношений. Роль коммерции, как отмечалась выше, сводится к тому, чтобы содействовать не только сбалансированности воспроизводственных процессов в экономике, но и сделать этот процесс наиболее экономичным и своевременным [8].

В рамках предложенного понимания определения коммерческой деятельности, изложенного во предыдущей главе данной работы, можно выделить объективную и субъективную ее часть. К субъектам коммерческих отношений относятся организации, предприятия, юридические и физические лица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, наделенные правом их совершения. Объектами же выступают товары и услуги, которые реализуются на потребительском рынке.

По содержательному аспекту все коммерческие операции можно разделить на основные и обеспечивающие. К первым относятся операции обмена, купли-продажи товаров и услуг, а ко вторым - операции, связанные с продвижением товаров от продавца до покупателя [16].

Сущность коммерческой деятельности отражается в установлении взаимосвязи между производителями товаров с их непосредственными потребителями и управление процессом товарного обмена. Осуществляемые в процессе такой деятельности действия отличаются коммерческим характером и влиянием на итоговые результаты работы предприятия.

В современной экономической литературе нет четкого представления о структуре и содержании коммерческой деятельности. Проанализировав некоторые подходы к определению сущности, можно выделить десять основных аспектов, характеризующих данный процесс [18].

Первый аспект – это сервисное сопровождение, к которому относятся отбор услуг, пользующихся спросом; оказание услуг в предпродажный, послепродажный периоды и в момент продажи товара, сервисное обслуживание.

Второй аспект - определение потребности в товарах. Данный аспект характеризуется определением емкости рынка и его сегментов, объема поставки и структуры ассортимента, сроков поставки и размеров единовременных партий [18].

Следующий аспект - выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов продвижения, то есть изучение источников поступления, поставщиков и их возможностей; экономическое обоснование выбора поставщиков и оптимального варианта продвижения товара; распределение между партнерами функций по продвижению товаров на рынок.