Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Концепция управления персоналом организации.

1.1 Личные факторы в управлении персоналом

1.2 Классификация стилей руководства

2. Влияние стиля руководства на социально-психологический климат коллектива организации

2.1 Социально-психологический климат коллектива как показатель развития организации

2.2 Структура социально-психологического климата

2.3 Формирование оптимально эффективного стиля руководства

3. Анализ влияния стиля руководства АТОММАШ г.Волгодонск АО "АЭМ-технологии" на уровень социально-психологического климата коллектива организации

3.1 Методические основы анализа влияния оптимального стиля руководства на социально-психологический климат коллектива организации

3.2 Исследование оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам

3.3 Анализ и обобщение данных исследования сотрудников

Заключение

Список использованной литературы

Следовательно, предметом проводимого исследования в данной работе является лидерство и стиль руководства. Данные понятия очень важны для каждой организации, так как умение управлять людьми отражается и на хозяйственной деятельности предприятия. Руководитель, правильно спланировав деятельность организации и выбрав определенную тактику работы с персоналом, сможет обеспечить высокую производительность труда, а также достичь высоких положительных результатов.

В ходе теоретического анализа литературы нами были рассмотрены стили руководства, и было установлено, что каждый стиль имеет некоторые достоинства и недостатки.

Авторитарный стиль - проявляется в крупных организациях. Используется иерархический аппарат.Отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными.

Либеральный стиль - не вмешивающийся стиль руководства. Отличается отсутствием размаха в деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху. Демократический стиль – в отличие от авторитарного, предполагает предоставление подчинённым самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечении их таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений. Удовлетворенность работой рассматривается и как эмоциональное состояние, проистекающее из оценки своей работы или опыта работы. Сторонники авторитарного метода утверждают, что авторитарный стиль руководства более эффективен, так как подкрепляют единоличную власть руководителя и тем самым увеличивают его или ее возможности влиять на подчиненных, побуждая их к достижению целей организации. Сторонники демократичного стиля руководства считают, ориентированный на человека подход, если его правильно применять, всегда повышает степень удовлетворенности.

В процессе написания курсовой работы была широко освещена проблема влияния стиля руководства персонала на социально-психологический климат коллектива организации. На основе проведенного анализа важности выбора оптимального стиля руководства и проведенного психологического исследования коллектива организацииАТОММАШ г.Волгодонск АО «АЭМ-технологии»нами сформулированы следующие выводы:

  • стиль руководства персоналом и социально-психологический климат коллектива организации являются интегративными показателями уровня развития организации и ведущим фактором ее развития;
  • одним из ведущих показателей стиля управления является уровень ее демократизации как фактор «здорового» руководства.
  • между стилем руководства и уровнем социально-психологического климата существует высокая положительная корреляция равная 0,9428.

Цель курсовой работы достигнута, так как раскрыта сущность понятия «стиль руководства», рассмотрены различные классификации и модели стилей руководства, определены преимущества и недостатки стилей управления и определено влияние момента выбора стиля руководства на стабильное существование организации как единого механизма. Как сказал американский психолог Крис Арджирис: «Самый лучший стиль руководства - ориентированный на реальность», поэтому эффективные руководители - это те, кто может вести себя по-разному - в зависимости от требований реальности [8;110].

Проведенное исследование показывает, что успех работы любого предприятия зависит от грамотно выбранного стиля руководства, то есть оптимального стиля для конкретной организации.

На основании вышеизложенных в курсовой работе примеров можно видеть, насколько важно правильно подобрать стиль руководства персоналом. Неправильное поведение руководителя может дестабилизировать обстановку на предприятии, помешать выполнению поставленной задачи, сделать невозможным создание профессионального сплочённого коллектива, может привести к состоянию конфликта или же, наоборот, к полному его отсутствию.

Список использованной литературы

  1. Аверченко Л.К. и др. Психология управления. Курс лекций. – М., 2018-400с.
  2. Андреев А. Магия и культура в науке управления: Учеб.пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 100 с.
  3. Барков С.А. Управление персоналом. М., 2017. - 500 с.
  4. Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка: Учебное пособие, - М.: Экономика, 2018. - 407 с.
  5. Блинов А.О., Захаров В.Я. Исследование систем управления: учебное пособие. - М.: Элит, 2016. - 255 с.
  6. Браков А.Е. Можно ли управлять предприятием вместе? / под. ред. И.П Фаминского и А.И. Наумова. – М., 2005. -420с.
  7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 2010. - 532с.
  8. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Наука, 2010. - 532 с.
  9. Галенко В.П., Стархова О.А., Файбушевич С.И. Управление персоналом и эффективность предприятий - М.: Финансы и статистика, 2013. - 673 с.
  10. Гапоненко А.Л. Теория управления. М.: Издательство РАГС, 2015. - 558 с.
  11. Дафт Р. Организации. – СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2012. – 352 с.
  12. Денисов В., Холодкова В. Структурирование управленческих функций компании в зависимости от особенностей ее коммерческой деятельности. // Менеджмент сегодня, 2013, №2 - 634 с.
  13. Еропкин А.М. Организационное поведение. – М., 2018. – 431с.
  14. Зуб А.Т ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Москва. «Юрайт».2018г.- 700с.
  15. Ивановская Л.В., Свистунов В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предпр Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2017. - 479 с.
  16. Коротков Э.М. Исследование систем управления: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 176 с.
  17. Мильнер Б.З. Теория организации. Учебное пособие для вузов. – М., 2017. -227с.
  18. Основы менеджмента: Справочное пособие / Под ред. В.В. Глухова. – СПб., 2015. – 629с.
  19. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2016. - 480с.
  20. Модели и методы управления персоналом. Под ред. Е.Б. Моргунова. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2017. - 601 с.
  21. Омаров А.М. Менеджмент. Управление - древнейшее искусство, новейшая наука: Учебное пособие. - М.: Экономика, 2017. - 269 с.
  22. Основы менеджмента: учеб.пособие для нач. проф. образования / В.Д. Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичев. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 346 с.
  23. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. Издание 5-е дополненное и переработанное. – М., 2006. -592с.
  24. Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник для ссузов – М., 2015. -724с.
  25. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Под ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. – 480 с.
  26. Розанова В.А. Психологические парадоксы в управлении. – М., 2007. – 720с.
  27. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2016. – 350 с.
  28. Смирнов Э.А. Основы теории организации – М., 2015. -420с.
  29. Тейлор Фредерик, Уинслоу. Менеджмент – М.,2013. -782с.
  30. Трасов С.Г. Основы применения математических методов в психологи. – СП. Из-во С. Петербург. ун-та, 2019. – 416с.
  31. Таранов П.С. Золотая книга руководителя. - М.: Издательство «Гранд», 2012. - 455 с.
  32. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. - Петрозаводск, «Фолиум», 2017. - 196 с.
  33. Удальцова М.В. Социология управления. – М., 2018. - 382 с.

Электронные ресурсы:

  1. Гуманитарно-правовой портал. URL: http://psyera.ru/2819/ponyatie-lider-i-liderstvo
  2. Основы менеджмента - Вачугов. ULR: http://www.studfiles.ru/preview/1099282/page:2
  3. Файловый архив для студентов. ULR: http://www.studfiles.ru/preview/1099282
  4. Центр управления финансами. Стили руководства. ULR: http://center-yf.ru/data/Menedzheru/Stili-rukovodstva.php
  5. Филиал ЗАО "АЭМ-технологии" (входит в ОАО "Атомэнергомаш" — машиностроительный дивизион государственной корпорации"Росатом")http://project246312.tilda.ws/

Приложение 1

Бланк методики оценки уровня демократизации управления по стилевым характеристикам:

1. Ориентация руководителя на экспериментирование, здоровую конкуренцию идей и мнений.

1. Осторожное отношение к рискованным действиям, склонность к спокойным отношениям в коллективе.

2. Воздействие преимущественно через личный пример, поощрение.

2. Побудительный характер воздействий через мотивационную сферу, приказы, распоряжения, наказания.

3. Учет индивидуальных особенностей – и желаний членов коллектива, делегирование им тех функций, которые ведут к развитию личности.

3. Делегирование подчиненным только тех полномочий, которые учитывают их функциональные особенности.

4. Децентрализация власти и информационных потоков, предоставление свободы в выборе процедур деятельности, развитие различных форм самоуправления в коллективе.

4. Централизация всей власти, всей информации на себя. Строгая регламентация обязанностей, сроков, процедур и контроль за ходом выполнения.

5. Лояльное отношение к ошибкам. В первую очередь – поиск причин ошибок, невыполнения задания и путей их устранения.

5. Непримиримое отношение к ошибкам, срывам, промахам. В первую очередь – наказание виновного.

6. Контактное отношение с подчиненными, позиция руководителя внутри группы (мы). Общение неформальное, выходящие за рамки производственных вопросов.

6. Позиция руководителя вне группы (я и они). Отношения с подчиненными дистанционное и только по поводу производственных вопросов.

7. Производственные и социальные вопросы признаются равноценными. Но в решении производственных проблем главными являются социальные ценности.

7. Основными являются производственные вопросы.

8. Поощряется независимость мнения и критика в адрес руководителя.

8. Поощряются исполнительские качества и дисциплинированность подчиненных.

9. Конструктивные предложения подчиненных рассматриваются как посягательство на авторитет руководителя.

Поощряются конструктивные предложения коллег по улучшению работы и соответствующее участие в их реализации.

10. Решения принимаются единолично.

10. Решения принимаются коллективно.


Приложение 2

Бланк методики оценки социально-психологического климата коллектива

Свойства психологического климата А

Оценка

Свойства психологического климата Б

1

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения

3210123

Преобладает подавленное настроение

2

Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

3210123

Конфликтность в отношениях, антипатия

3

В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание

3210123

Группировки конфликтуют межу собой

4

Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

3210123

Проявляют к более тесному общению безразличие, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

5

Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы

3210123

Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство

6

С уважением относятся к мнению других

3210123

Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей

7

Достижения и неудачи группы переживаются как собственные

3210123

Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов

8

В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение: "один за всех и все за одного"

3210123

В трудные дни группа "раскисает": растерянность, ссоры, взаимные обвинения

9

Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство

3210123

К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно

10

Группа активна, полна энергии

3210123

Группа инертна, пассивна

11

Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоится в коллективе

3210123

Новички чувствую себя чужими, к ним часто проявляют враждебность

12

В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту

3210123

Группа заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", пренебрежительное отношение к слабым

13

Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

3210123

Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах