Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 3
После распада Союза ССР и кардинальных изменений, происходящих в государственном механизме современной России за последние годы, многие из принципов, действовавших в советское время, полностью себя исчерпали. Вместо них официально стали декларироваться другие принципы, общепринятые в сообществе современных демократических государств.
Механизм государства постсоциалистической России конституционно основывается на принципе разделения властей. Статья 10 Конституции Российской Федерации прямо указывает на то, что «государственная власть в Российской Федерации[80] осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
В общем и в целом виде механизм государства строится на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, выполняющие разные функции единой государственной власти.
Зарождение и развитие теории разделения властей представляет собой процесс формирования и утверждения политико-правовых ценностей, связанных с государством и обществом, осуществлением власти и соблюдением прав и свобод личности.
Историческое развитие теории разделения властей – это богатый арсенал идей, без знания которых невозможна серьезная современная теоретическая разработка проблем, связанных с осуществлением государственной власти. Именно разделение властей стало основным исходным положением для организации государственной власти, важной особенностью государственного механизма.
Каждая из ветвей власти в соответствии со своей природой, характером функций и назначением должна занимать свое место в общей системе государственно-организационной власти и вести государственные дела в соответствующих им формах и пределах, надлежащими путями и средствами[81].
Равновесие властей сохраняется благодаря основной составляющей принципа разделения властей – системе сдержек и противовесов. Эта система основана на том, что у органов одной ветви власти есть средства воздействия на органы других ветвей. Взаимное влияние приводит к тому, что различные органы государственной власти как бы уравновешивают друг друга при принятии того или иного решения. Для эффективности системы сдержек и противовесов важно, чтобы в государстве не существовало так называемого высшего органа власти, способного подменить все остальные. При установлении системы сдержек и противовесов надо исходить из того, что органы государственной власти должны обладать возможностями воздействия друг на друга, но не могут использовать их для того, чтобы поставить себя выше других и в результате поставить под угрозу осуществление в полном объеме прав и свобод человека и гражданина[82].
Реализация принципа разделения властей заключается в установлении правовых норм и возникновении правоотношений, направленных на организацию взаимодействия всех органов государственной власти. В современном мире результаты реализации принципа разделения властей проявляются в разных моделях взаимоотношений органов государственной власти, и исследование этих моделей важно для понимания механизма государства.
Теоретическое обоснование необходимости организации деятельности государственных органов на основе разделения властей подготовило почву для практического воплощения этого принципа. В настоящее время в конституциях большинства государств содержатся положения о разделении властей. Опыт реализации этих положений показал, что в различных государствах существуют свои особенности разделения властей, обусловленные направлением политического, экономического и социально-культурного развития, историческими традициями, национальной спецификой, складывающейся политической практикой и другими факторами. В каждой демократической стране создан свой механизм реализации принципа разделения властей[83].
В системе фундаментальных основ организации и развития новой российской федеративной государственности особая роль, как уже было сказано, принадлежит принципу разделения властей. Актуальность исследования данного принципа определяется, в конечном счете, не только уяснением на новом, постсоветском этапе нашего развития чисто прагматической ценности самого по себе разделения властей как организационной основы построения новой, более эффективной системы государственной власти[84]. Как показал опыт обновления российского федерализма и формирования новой политической системы, само по себе провозглашение и конституционное признание разделения властей (как и других основ конституционного строя новой России) не обязательно ведет автоматически к изменению сущностных характеристик и к повышению эффективности системы организации государственной власти. Более того, наша пока еще весьма небогатая конституционная практика реализации принципа разделения властей свидетельствует порой и о примерах противоположного характера – когда «разделение» властей трансформируется в их противостояние, а порой и в открытую конфронтацию.
Следует отметить, что все органы государственной власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа государственной власти.
Конкретное содержание принципа разделения властей Российской Федерации состоит в следующем:
– законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом;
– исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении - парламенту;
– между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;
– судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;
– ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;
– споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным судом;
– конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.
Таким образом, Конституция Российской Федерации 1993 года не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепила за каждой из них круг вопросов, относящихся к их ведению, их компетенцию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопрос об определении понятия государственного аппарата РФ, его сущности, структуры, принципов формирования и функционирования до настоящего времени является проблемным, представляя определенную сложность, что можно объяснить не только с учетом субъективного фактора, заключающегося в неодинаковом восприятии разными субъектами государственности, но и учитывая объективный характер многоаспектности, многогранности самого института государства и государственно-правовых явлений в различные исторические эпохи.
Существует узкий и широкий подход к определению термина «механизм государства». В частности, считается, что в теории государства и права понятие государственного аппарата в широком смысле адекватно понятию государственного механизма. При этом широкая трактовка государственного аппарата означает, что в него включаются все, а не только исполнительные органы власти, узкая – основывается на утверждении В. И. Ленина, что под государственным аппаратом «разумеется, прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество». Таким образом, узкая трактовка понятия государственного аппарата не охватывает законодательные и судебные органы государства.
Сторонники второго подхода – широкого – включают в механизм государства помимо государственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточно многообразен. Общим в этих взглядах является то, что проводится различие между государственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как более широкое по объему понятие.
В последние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющие научный интерес исследования, критикующие "узкую" и "широкую" концепции определения государственного механизма. В их основе лежит попытка рассматривать механизм государства в динамике, во взаимоотношении между собой его составных частей.
Приведенный обзор различных подходов к решению проблемы определения понятия механизма государства РФ позволяет сделать некоторые выводы: во-первых, единое понимание аппарата государства в современной отечественной юридической науке на сегодняшний день не выработано; во-вторых, по данному вопросу существуют три наиболее распространенные точки зрения:
1) аппарат государства - это система государственных органов (понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» тождественны);
2) механизм государства - это совокупность не только органов государственной власти (законодательных, исполнительных, судебных), но и государственных организаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных и иных), а также так называемых «материальных придатков» (армии, правоохранительных органов, исправительно-трудовых учреждений и других);
3) механизм государства – это функционирование, действие органов государства, их динамика.
По нашему мнению, все три концепции, несомненно, имеют право на существование. Мы соглашаемся с указанными ранее исследователями, которые считают, что под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но взятые в динамике.
Структура механизма государства формируется под влиянием задач и функций государства, для выполнения которых и создаются отдельные звенья механизма. То есть структура механизма государства является динамичной и не принадлежит к завершенным логически и эмпирически конструкциям.
Некоторые ученые термин «аппарат государства» отождествляют с «механизмом государства», под которым понимают систему государственных органов, включая «силовые структуры» и другие организации, осуществляющие государственную власть. В тоже время традиционно считается, что объем понятия «механизм государства» шире от содержания термина «аппарат государства», который является структурным элементом механизма.
При анализе категории «система органов государственной власти» необходим учет по крайней мере следующих конституционных проблем: во-первых, содержание понятия «орган государственной власти» в его соотношении с термином «государственный орган» в структуре государственного аппарата; во-вторых, сущность категории «система» применительно к организации государственной власти; в-третьих, исследование фактически сложившейся системы органов государственной власти в современной России в аспекте обеспечения надлежащего баланса между централизацией и децентрализацией, единством суверенной государственной власти и конституционным принципом разделения властей и т.д.
Категория «система органов государственной власти» характеризует конституционно-правовой институт, т.е. совокупность конституционно-правовых норм, направленных на регулирование соответствующей группы общественных отношений, предметом которых является, с одной стороны, видовая институционализация публично-властных институтов, с другой – учреждение и регулирование статуса конкретных органов государственной власти, как правило, высших, выборных и наиболее значимых в механизме разделения властей. Система органов государственной власти является объектом преимущественно конституционного регулирования, т.е. требует закрепления в конституции государства и ряде других нормативных правовых актов публично-учредительного характера (для современной России – в конституциях (уставах) субъектов РФ, отчасти – в федеральных конституционных законах). Данное конституционно-правовое требование обусловлено особой значимостью системы органов государства в конституционном строе соответствующей страны, ее определяющим значением в механизме функционирования конституционализма в целом.
В современной России в результате принятия Конституции РФ 1993 г. и ряда последующих интерпретационных актов Конституционного Суда РФ сформировалась конституционная модель «системы органов публичной власти», включающая в себя, с одной стороны, органы государственной власти и другие государственные органы (федеральный уровень и уровень субъектов Федерации), с другой - органы муниципальных образований, которые организационно не входят в структуру государственной власти, но имеют власть публичного (не частного и не «гражданско-общественного») характера.
Аппарат государства постсоциалистической России конституционно основывается на принципе разделения властей. Статья 10 Конституции Российской Федерации прямо указывает на то, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».