Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 2525

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Факторы культурной среды во многом характеризуют поведение членов общества. Большей силой обладают устоявшиеся общепризнанные нормы, принятые в сообществе. Маркетинг же в состоянии воздействовать только на вторичные культурные ценности. Круг вопросов, подлежащих изучению в данном аспекте, включает исследование разных взаимоотношений, складывающихся в сообществе. Задача маркетинга состоит в раскрытии тенденций в культурной среде и ориентации их на деятельность компании.

Таковым образом, исследование маркетинговой среды представляет собой очень важный этап анализа рыночных возможностей. Отношения, которые складываются между субъектами среды и компанией, разнородны, и по характеру действия на них со стороны компании они могут быть управляемыми и неконтролируемыми. К примеру, фирма не имеет возможности прямо контролировать своих конкурентов, правительство и т.п. Следовательно, задача управления компании должна свестись к понижению до минимального значения неконтролируемых факторов среды и исследованию возможностей опосредованного воздействия на них.

1.2. Анализ факторов внутренней среды организации

Обычно менеджмент рассматривает организации, представляющие собой открытые системы и состоящие из большого количества взаимозависимых частей. Рассмотрим самые значимые внутренние переменные организации.

К основным внутренним переменным обычно относят: цели, структуру, задачи, технологии и людей.

1. Цель представляет собой определенное окончательное состояние либо желаемый итог, которого стремится достигнуть группа работающих совместно людей. В ходе работы руководство разрабатывает цели и доводит их до персонала организации, и данный процесс имеет большое значение, потому что предоставляет возможность работникам организации знать, к чему им стремиться. Общие цели сплачивают персонал и придают всей работе осознанность[7]. У организаций могут быть различные цели, и их суть во многом находится в зависимости от вида организации.

• Коммерческие организации. Цели таких организаций отражают коммерческий результат в виде дохода (рентабельности), прибыли, производительности труда и т. д.

• Некоммерческие организации (ассоциации, фонды). По определению деятельность данных организаций не может быть направлена на получение дохода. Их предназначение, как правило, определяется социальной направленностью, соответственно и цели могут быть сформулированы как защита прав, развитие научного направления, поддержка культуры региона и т. д.


• Государственные (муниципальные) организации. Для данных организаций получение дохода не является доминирующей целью. Часто доминируют цели поддержки существования и развития страны (региона). Организации развиваются в рамках установленного бюджета (государства, региона, района). Потому цели определяются властями территорий и могут быть сформулированы как развитие высшего образования, обеспечение ввода в эксплуатацию новых больничных комплексов, поддержка общественного питания и т. д. Однако получение дохода как такового может иметь огромное значение, однако инвестируются заработанные средства в важные для страны объекты.

Так же объектом внимания менеджеров считаются цели подразделений.

2. В целом вся организация состоит из нескольких уровней управления и различных подразделений, взаимосвязанных между собой. Это принято называть структурой организации. Все подразделения организации можно отнести к тем или иным функциональным областям. Функциональная область относится к работе, выполняемой для организации в целом: маркетинг, производство, финансы и т. д. Очевидно, что маркетингом могут заниматься несколько подразделений и даже, например, производственное подразделение, если оно разрабатывает новый товар для потребителя. При рассмотрении структуры как составляющей внутренней среды обычно останавливаются на двух вопросах: разделение труда и контроль[8].

Разделение труда производится не по принципу использования для определенной работы любого свободного работника, а исходя из соображений привлечения специалиста в заданной области. Так, при организации нового отдела маркетинга нецелесообразно использовать высвободившихся инженеров или техников без их соответствующего переобучения. Преимущество специализированного распределения труда очевидно, и как конкретно осуществить разделение труда в организации - вопрос, который относится к самым существенным управленческим решениям. Разделяют горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное - разделение труда по специализированным уровням, например, менеджер по снабжению, менеджер по продажам, менеджер по работе с персоналом и т. д. Вертикальное распределение труда (объем управления) осуществляется по принципу наличия работы по координации выполнения задания. Такое распределение дает в результате управленческую иерархию или число управленческих уровней. Иерархия пронизывает всю организацию, спускаясь на уровень неуправленческого персонала.


Число лиц, подчиненных одному руководителю, называется сферой контроля. В организации каждый руководитель имеет свою сферу контроля. Организации с плоской структурой имеют меньше уровней управления и более широкую сферу контроля, чем сопоставимые организации с многоуровневой структурой.

3. Задача - это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность в организации включает в себя ряд задач, которые необходимо выполнить для достижения целей организации. Задачи традиционно делятся на три категории:

  • задачи по работе с людьми;
  • задачи по работе с машинами, сырьем, инструментами и т. п.;
  • задачи по работе с информацией.

В век бурного роста инноваций и нововведений задачи становятся все более и более детальными и специализированными. Каждая отдельная задача может быть весьма сложной и углубленной. В связи с этим возрастает значение управленческой координации действий при решении таких задач.

4. Следующей внутренней переменной является технология. Понятие технологии выходит за пределы такого обычного понимания, как технология производства. Технология - это принцип, порядок организации какого-либо процесса для оптимального использования разного рода ресурсов (трудовых, материальных, временных денежных). Технология представляет собой способ, который позволяет осуществить какое-либо преобразование. Это может относиться к сфере продаж - как наиболее оптимально реализовать произведенный товар, или к сфере сбора информации - как наиболее грамотно и с меньшими затратами собрать необходимую для управления предприятием информацию и т. д. В последнее время именно информационные технологии стали ключевым фактором получения предприятием устойчивого конкурентного преимущества при ведении бизнеса.

Обычно рассматриваются две классификации технологии: классификация по Вудворд и классификация по Томпсону.

Классификация по Вудворд:

  • единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство;
  • массовое или крупносерийное производство;
  • непрерывное производство. Классификация по Томпсону:
  • многозвенные технологии, характеризующиеся серией взаимосвязанных задач, которые выполняются последовательно;
  • посреднические технологии, характеризующиеся встречами групп людей. Например, продавцы связывают производителя продукции с потребителями (в данном случае мы имеем дело с технологией продаж);
  • интенсивная технология, характеризующаяся применением специальных приемов для изменения состояния какого-либо материала (например, интенсификация производства).

5. Люди являются центральным звеном в любой системе управления. Существует три основных аспекта человеческой переменной в организации:

  • поведение индивидов;
  • поведение людей в группах;
  • характер поведения руководителя.

Понимание и управление человеческой переменной в организации является наиболее сложной составляющей всего процесса управления и зависит от многих факторов. Перечислим некоторые из них:

  1. Способности человека. По ним люди наиболее наглядно разделяются внутри организации. Способности человека относятся к характеристикам, которые легче всего поддаются изменениям, например, обучением.
  2. Потребности. У каждого человека существуют не только материальные, но и психологические потребности (в уважении, признании и т. д.). С точки зрения управления организация должна стремиться к тому, чтобы удовлетворение потребности работника вело бы к реализации целей организации.
  3. Восприятие, или как люди реагируют на окружающие их события. Этот фактор важен для разработки различного рода стимулов для работника.
  4. Ценности, или общие убеждения по поводу того, что хорошо или плохо. Ценности закладываются в человека с детства и формируются на протяжении всей деятельности. Общие ценности помогают руководителям объединять работников для достижения целей организации.
  5. Влияние среды на личность. Сегодня многие психологи говорят о том, что поведение человека зависит от ситуации. Было замечено, что в одной ситуации человек ведет себя честно, а в другой - нет. Эти факты указывают на важность создания такой окружающей обстановки па работе, которая поддерживала бы желательный для организации тип поведения.

Кроме перечисленных факторов на человека в организации влияют группы и управленческое лидерство. Любой человек стремится принадлежать к какой-либо группе. Он принимает нормы поведения этой группы в зависимости от того, насколько ценит свою принадлежность к ней. Организация может рассматриваться как некая формальная группа людей, и в то же время в любой организации есть много неформальных групп, формирующихся не только по профессиональному признаку.

Кроме того, в любой формальной или неформальной группе есть лидеры. Лидерство - это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей и заставляет их вести себя определенным образом.


2. Анализ внешней и внутренней среды предприятия

2.1. Краткая характеристика организации

Фирма ООО "БЕРИКАП" зарегистрировано 15 марта 2002 года. Регистратор – Инспекция МНС России по Борскому району Нижегородской области.

Виды деятельности (по кодам ОКВЭД): производство пластмассовых изделий для упаковывания товаров

Организационная структура предприятия выглядит следующим образом (рис.2).

Директор

Главный бухгалтер

Начальник производства

Менеджеры по сбыту

Бухгалтер-расчётчик-кассир

Сменный мастер

Охрана

Уборщица

Слесарь по мех. и энергооборудованию

Складские рабочие

Рисунок 2. Организационная структура ООО «Берикап»

Организационная структура ООО «Берикап» является линейно-функциональной. Эта структура составляет "шахтный" принцип построения и специализацию управленческого персонала по функциональным подсистемам организации.

Проведем финансово-экономический анализ деятельности ООО «Берикап». Основные показатели хозяйственной деятельности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели хозяйственной деятельности ООО «Берикап»*

Показатели

2012

2013

2014

Отклонение 2014 г. от 2013 г.

абсолютное

Темп прироста, %

1. Товарооборот, тыс. руб., в том числе

12902

14210

16300

3398

26,34

- по продукции собственного производства

9 870

12 600

14000

4130

41,84

-по покупным товарам

3 032

1 610

2130

-902

-29,75

2. Валовой доход, тыс. руб.

3 199

3 568

4800

1601

50,05

3. Уровень валового дохода, %

24,8

25,1

29,44

4,64

18,71

4. Издержки обращения, тыс. руб.

2564,4

2 796,0

3300

735,6

28,69

5. Уровень издержек обращения, %

19,8

19,5

20,24

0,44

2,22

6. Прибыль от реализации, тыс. руб.

634,6

772

1500

865,4

136,37

7. Рентабельность. %

5

5,4

9,2

4,2

84,00

8. Численность обслуживающего персонала, чел.

15

15

15

0

0,00

9 Товарооборот на 1 работника, тыс. руб./чел.

860,13

447,3

1086,66

226,53

26,34