Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
Введение
Тема «Выбор стиля руководства в организации» выбрана мной по причине актуальности в данное время, а также хочу глубже разобраться во взаимодействии руководителей и подчиненных для эффективного достижения общих целей в совместной трудовой деятельности. Проблема исследования состоит в выявлении значение стиля руководства и поиске рекомендаций по развитию эффективного стиля руководства в организации. Цель исследования: теоретические понятия и разработка рекомендаций по развитию эффективного стиля руководства в организации «Общество с ограниченной ответственностью «Альфа Коммуникации». Предмет исследования: стиль руководства и его значение в кадровом менеджменте организации «Общество с ограниченной ответственностью «Альфа Коммуникации». Задачи исследования:
- Рассмотреть теоретические понятия кадрового менеджмента.
- Разработать рекомендации по развитию эффективного стиля руководства в организации «Общество с ограниченной ответственностью «Альфа Коммуникации».
Данная тема очень обширная, поэтому в первой главе будут описаны теоретические понятия: управленческие решения, власть, лидерство, конфликты и способы их решения. Во второй – практические исследования, описание объекта, цели и задачи исследования, рекомендации по развитию эффективного стиля руководства.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретическая часть. Понятия: стили руководства, управленческие решения, власть, лидерство, конфликты
Термин «Менеджмент» американского происхождения и не переводится на русский язык дословно. В русском переводе этот термин является аналогом понятия «управление», что не в полной мере соответствует действительности, хотя и отражает общую суть обоих понятий применительно к управлению организацией. Для корректности использования понятий (терминов) «менеджмент» и «управление» в сфере управления следует отразить их содержательные отличия.
Понятие «управление» намного шире. Оно применяется во многих видах человеческой деятельности и в разных ее сферах (управление в неживой природе, биологических системах, управление государством и т. д.), а также применительно к органам управления.
Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, корпорации, действующими в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали употреблять и в отношении непредпринимательских организаций.
В англоязычных и других рыночно ориентированных странах термин «менеджмент» употребляется в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие понятия [1, стр. 5]
Современный финансово-экономический кризис, обострение внешнеполитической ситуации, введение санкций множеством стран в отношении России, а также ряд иных факторов внешней среды, негативно сказывающихся на деятельности современных российских предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, выдвигают новые требования к системе управления. В складывающихся условиях в большинстве отраслей и секторов российской экономики наблюдаются системные и структурные кризисы. Кризисные процессы происходят на фоне роста инфляции, снижения и переориентации спроса, роста конкуренции на рынке со стороны зарубежных производителей, неэффективной работы финансово-экономических институтов, дефицита квалифицированных менеджеров, что способствует резкому увеличению количества неэффективных и убыточных предприятий.
В силу нарастающего кризиса неплатежей, сокращения объёмов и ужесточения условий кредитования, а также особенностей российского законодательства большинство российских компаний постоянно находятся в зоне риска. Сложившаяся негативная динамика свидетельствует о том, что существующая система управления предприятием в изменившихся экономических условиях не соответствует ситуации и малоэффективна.
В связи с этим появляется необходимость разработки новых механизмов и методов управления, более совершенных, адекватных современным экономическим условиям. Предприятиям, функционирующим в рыночной экономике, необходима новая система методов предварительной диагностики, защиты от кризисных явлений, оздоровления.
Предприятия должны уметь эффективно реагировать на ранние и слабые негативные сигналы, заранее разработать для этого регламент реагирования. Аналитики же должны уметь не только обнаружить первые негативные сигналы, но и вовремя предложить компенсирующие меры. Российский опыт показывает, что запаздывание с принятием и реализацией управленческих решений является существенным фактором, повышающим риск банкротства предприятий. Особенно опасен стратегический кризис. Предприятия его могут не ощущать. Если реализация стратегических задач идёт неудовлетворительно, слабеют позиции в конкурентной борьбе, то менеджмент организации должен немедленно принимать долгосрочные меры, такие как поиск новых рынков, внедрение технологических инноваций, привлечение инвестиций и т.д. В противном потери могут быть значительно больше, вплоть до банкротства.
В такого рода ситуации оказываются многие успешные российские предприятия, которые в период своего быстрого экономического подъёма зачастую не уделяют должного внимания контролю и согласованию финансовых потоков в рамках выбранной стратегии развития по причине быстрого роста и достаточно больших объёмов денежных поступлений. Не на первом месте в финансово аналитической работе стоит и анализ перспектив. Отсутствие на предприятии перспективных разработок, недостаточное внимание к ним, уже сами по себе являются показателем слабости предприятия и возможного кризиса в ближайшем будущем. В итоге успешные сегодня предприятия, завтра приходят к банкротству.
Стили руководства
Эффективное управление возможно только в случае всестороннего анализа проблем как внутренней, так и внешней среды организации, их комплексного решения в интересах всех участников экономических отношений [3, стр. 5, 6].
У слова руководство есть два значения: первое – это направленная деятельность, управление руководителя организацией или группой людей; второе – документ, помогающий пользователю разобраться с чем-то (руководство пользования техникой, руководство по написанию курсовой работы). В данной работе интересует первое значение.
Под стилем управления понимается привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них с помощью конкретных способов и заставлять делать то, что в данный момент необходимо.
Понятие стилей руководства (или стилей лидерства) было введено немецким психологом Куртом Левиным [2, стр. 247]. Он же сформулировал три основных стиля. Каждый из них отличается рядом поведенческих признаков и использует различные методы управления.
Авторитарный - характеризуется жестким управлением, единоличным принятием руководителем всевозможных решений в коллективе, навязыванием своего мнения, слабым интересом к работнику как личности, непринятием неформальных отношений с подчиненными, непринятием критики, мотивирование с помощью наказаний.
Демократический - в противоположность авторитарному широко использует коллективное обсуждение при принятии решений, дает возможность руководителю поддерживать с подчиненными дружеские формальные и доверительные неформальные отношения, руководитель поощряет самостоятельность, поддерживает нововведения, использует поощрения.
Либеральный – опирается на минимальное вмешательство руководителя в дела подчиненных, руководитель ставит задачи, создает благоприятные условия для работы, оставляя за собой функцию оценивания конечных результатов, демонстрирует отстраненность от решения управленческих задач и в этом смысле является пассивным.
Существует идея «двумерного» стиля управления, так называемая управленческая решетка. В ее основе есть два подхода, один ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, налаживание человеческих отношений, другой – на создание надлежащих организационных и технических условий.
Можно выделить три типа управления в организации в зависимости от роли в принятии решений субъекта управления (управляющего) и объекта управления (подчиненного):
1) жесткое, или программное, управление;
2) регулирование поведения управляемого объекта;
3) самоуправление [4, стр. 15, 16].
Виктор Врумм и Филипп Йеттон считают, что существует пять стилей руководства.
- Руководитель самостоятельно принимает решения на основе, имеющейся у него информации, не ставя в известность сотрудников.
- Руководитель сообщает подчиненным суть проблемы, решение оставляет за собой, сотрудники не принимают никакого участия.
- Руководитель излагает проблему подчиненным, выслушивает высказанные ими мнения и с их учетом принимает собственное решение.
- Руководитель совместно с подчиненными обсуждает проблему и в результате вырабатывается общее мнение, либо руководитель сам принимает решение.
- Групповой (коллективный), группа сама выбирает наиболее подходящее решение проблемы, или принимает лучшее, независимо от того, кто его автор.
Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управленческого органа). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения между управляемой и управляющей подсистемами – это взаимоотношение людей [1, стр. 15].
Управление — выполнение функций управления (планирование, координация, мотивация и контроль) для воздействия на объект управления в целях субъекта. Под планированием понимают постановку целей работ организации и определение путей их достижения. Координация включает в себя распределение полномочий и ответственности, а также функциональных областей деятельности между участниками организации. Мотивация — это побуждение себя и других на достижение целей организации. Контроль подразумевает сравнение текущего состояния дел с целями организации и ликвидацию отклонений.
В связи с данным определением возникает сразу несколько важных для понимания управления замечаний:
1. Не бывает бесцельного управления, всегда управленческое действие, управленческое решение преследует собой какую-либо цель, более или менее значимую.
2. Всегда в процессе управления есть две стороны: субъект, который управляет, и объект, который исполняет принятое решение. В качестве субъекта могут выступать отдельные лица (директор, начальник участка, руководитель проекта), группы лиц (совет директоров, коллегия) и даже организации (министерство). Субъект управления также разнообразен в зависимости от ситуации: рабочий, творческая группа, группа предприятий и т. д.
3. Выделяют четыре крупных функции управления: специфические виды управленческих работ, которые каждый менеджер выполняет независимо от своей должности и размера организации: планирование, координация, мотивация и контроль [4, стр. 14, 15].
Следует отметить, что в процессе применения современных механизмов и моделей управления предприятием большое внимание должно уделяться их
Эффективности [3, стр. 8].
Универсального стиля управления нет. Каждый руководитель выбирает поведение согласно своему темпераменту, личностных качеств, своему отношению к каждому из работников, атмосфере в коллективе и позиции фирмы на рынке. В следующей главе как раз будет рассмотрена тема власти, которая тоже играет большую роль в выборе стиля управления руководством.
Использование власти и влияния в реализации управленческих решений
Власть – это возможность влиять на поведение других, оказывая на них влияние, то есть воздействие, изменяющее поведение в нужную для организации сторону и побуждающее более эффективно работать (Веснин, 2004). Основной постулат власти – зависимость, то есть, проявление власти возможно тогда, когда люди осознают эту зависимость [, стр. 229].
Власть (англ. рower) – это возможность влиять на поведение других, рас-
поряжаться ресурсами и т. д. Власть может относиться к индивиду, группе, организации в целом [3, стр. 225].
Использование власти в процессе принятия управленческих решений связано с наличием способности и возможности оказывать влияние на поведение других людей. Рассмотрим связанные с этим понятия: