Файл: Выбор стиля руководства в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Начнем с того, что лидер — это тот человек, который выделяется из группы. В каждом социуме есть свой ведущий и свои ведомые. И лидером выступает тот человек, за которым пойдут все остальные, потому что он знает направление, по которому нужно идти. В лидере персонифицируются групповые знания и интуиция, причудливым образом переплетая рациональное с иррациональным: его логический расчет базируется на интуитивном предчувствии, в каком направлении следует двигаться ведомой им группе [4, стр. 87, 88].

Лидерство — это способность руководителя влиять на других людей таким образом, чтобы они работали на достижение целей организации самым эффективным и успешным способом. Для успешного лидерства необходимо наличие власти.

Влияние — это способность индивида вносить изменения в поведение другого индивида. Способы оказания влияния:

  • посредством идейного воздействия;
  • путем насилия и угроз.

Власть — это реальная возможность влиять на поведение людей.

Для поведения работников, наделенных властью и правом принимать решения, характерны следующие черты:

  • понимание целей и стратегии организации;
  • личная ответственность за результаты труда;
  • постоянная оценка эффективности своего труда и стремление

к поиску путей ее роста;

  • забота о привлечении необходимых ресурсов;
  • инициативная помощь другим работникам в интересах повышения общей эффективности;
  • изменение роли менеджера, выступающего больше как наставник и помощник, а не администратор [3, стр. 122].

Согласно классификации Джона Френча и Бертрама Рэйвена, имеется пять основных форм власти (Чалдини, Кенрик, Нейберг 2002):

  1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-либо насущной потребности, или приведет к каким-то другим неблагоприятным последствиям [2, стр.230]. Влияние, основанное на страхе, предусматривает осознание работником вероятности быть в чем-то ущемленным или наказанным. Эта опасность исходит, как правило, от влияющего человека, которым может быть, например, руководитель.
  2. Власть, основанная на вознаграждении. Такая власть позволяет работнику надеяться на вознаграждение и получение возможности удовлетворения каких-либо потребностей, что может обеспечить влияющий человек.
  3. Экспертная власть (влияние на основе разумной веры) — обусловлена осознанием работником (исполнителем) того факта, что влияющий человек обладает опытом, знаниями, достижениями, благодаря которым может быть удовлетворена некая потребность.
  4. Эталонная власть (влияние с помощью харизмы или власть примера) — характеризуется тем, что работник (исполнитель) хочет быть похожим своими действиями, а иногда и внешностью на влияющего человека, поскольку тот обладает особо привлекательными свойствами. Харизма — это качество, ресурс личности, способность, благодаря которым человек в целом или отдельных каких-либо черт привлекателен для окружающих. При общении с харизматическими личностями создается впечатление, что они излучают энергию и заряжают ею других; притягивают к себе внимание, обладают привлекательной или необычной внешностью, демонстрируют независимый характер, отличные ораторы; собственная личность вызывает у них восхищение, но явной надменности, себялюбия и амбиций не проявляется; отличительная черта достойная и уверенная манера держаться, умение владеть собой и ситуацией, способность управлять большим количеством людей.
  5. Законная (традиционная) власть — строится на осознании работником (исполнителем) того, что влияющий человек наделен правами приказывать, а он обязан подчиняться.

Люди, ориентированные на власть, проявляют себя как откровенные и энергичные индивидуумы, стремящиеся отстаивать свою точку зрения, не боящиеся конфликтов и конфронтации. При определенных условиях из них вырастают руководители высокого уровня [3, стр. 101].

По аналогии с формами власти можно выделить пять соответствующих типов власти:

  • принуждение;
  • вознаграждение;
  • компенсация;
  • пример;
  • традиция.

Принуждение - источник власти реализуется руководителем путем влияния на поведение подчиненного посредством наказания, выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т.п.

Вознаграждение подразумевает дополнительный отпуск, премии, благодарности. Этот тип власти является эффективным методом влияния на людей.

Компенсация – это возмещение каких-либо убытков. Такой тип власти применяется в том случае, когда нарушены какие-либо условия трудового соглашения.

Пример – этот тип власти формируется на заимствовании окружающих черт характера руководителя, его поведении.

Традиция подразумевает подчинение руководителю из поколения в поколение.

Мотивация – одна из функций менеджмента.

Мотивация в менеджменте определяется как «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации» и как «способность заставить людей делать хорошо и с энтузиазмом то, что должно быть сделано» [1, стр.58].

Некоторые ошибки, по мнению немецкого ученого Хойера, которые необходимо избегать при использовании власти:

  • уклонение от ответственности;
  • исключительная ориентация на результат;
  • препятствование росту талантов;
  • забвение прибыли;
  • расхождение слова и дела;
  • отсутствие индивидуального подхода к людям;
  • вникание в мелочи;
  • стремление доминировать;
  • пренебрежение традициями, сложившимися в данной структуре;
  • склонность к поучениям;
  • невнимание к персоналу;
  • замалчивание успехов работников;
  • манипулирование людьми.

Правильное использование руководителем влияния и власти, а также стремление избегать перечисленных выше ошибок, могут повысить эффективность управленческого решения в части его реализации и исполнения.

Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть зависит от должности. Реальная власть от авторитета человека в обществе.

Умению руководить нельзя научить, это свойство человека, которое можно развить в течение жизни.

Формы управленческого воздействия:


  • требование – категорическая форма просьбы;
  • убеждение сводится к доказательству истинности того или иного требования. Оно, прежде всего, влияет на разум, активизирует мышление, но одновременно задевает чувства, вызывает переживания, в результате чего может произойти изменение поведения. Поэтому убеждение должно быть не только рациональным, но и эмоциональным;
  • внушение – целенаправленное, сознательно организуемое, неаргументированное воздействие на человека (или группу людей), ориентированное на создание эмоциональной расположенности и доверия к существу излагаемого материала. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии [1, стр. 85];
  • похвала должна присутствовать после успешного выполнения требований исполнителем и даже самыми незначительными результатами, полученными ими, но обязательно конкретными и способствующими достижению целей организации;
  • критика указание недостатков и упущений в работе. Она должна быть, прежде всего, конструктивной, стимулировать человека на устранения этих недостатков, и указывать на желательные варианты поведения.

Все методы управления рассматриваются в практической деятельности не как отдельные, разрозненные и самостоятельные способы воздействия, а как целостная система, состоящая из ряда взаимосвязанных и взаимодействующих групп методов [, стр. 87].

Наиболее важный вклад в развитие современных подходов к управлению сделали следующие авторы:

1. Барнард Ч. — автор гипотезы целенаправленных организаций. Элементами организации являются и люди, и техника, и сосредоточение на одном не ведет к оптимизации. Суть его идей:

◆ кооперация — действенный способ преодоления физиологических и биологических ограничений, сотрудничество приводит к согласованным эффективным действиям;

◆ успех организации зависит от удовлетворенности ее членов;

◆ организации могут быть формальные и неформальные (как защита индивидов перед формальной);

◆ власть — это информационная связь (команда), так как персонал решает, выполнять или не выполнять распоряжения.

2. Макгрегор Д. и теория X — теория Y: теория Х — прямое применение власти в организации; Теория Y — субординация как партнерство в организации.

3. Чандлер А. — автор концепции согласования стратегии и структуры: с изменениями стратегии компаний меняется и их организационная структура. Необходимость стратегических перемен диктуется требованиями внешней среды.


4. Томсон Дж.: теоретическое обоснование взаимосвязи окружающей обстановки и структуры организации через демонстрацию разницы между закрытыми (ориентированы на внутренние факторы) и открытыми организациями.

5. Лоуренс П. и Лорш Дж.: фирмы, для которых характерна стабильность, используют функциональную схему организации и простые системы контроля. Напротив, лидеры в динамичном производстве имеют более децентрализованную форму организации и сложные системы управления. Полученные результаты стали основой для формирования концепции организации как открытой системы.

6. Сайерт Р., Марч Дж., Саймон Г. создали концепцию организации как мусорной корзины: модель нерационального принятия решений состоит в том, что лица, принимающие решения, не работают в условиях совершенного знания, отсюда возникает неопределенность, являющаяся нормальным состоянием дел. Модель применима к организационной структуре, известной как организованная анархия.

7. Портер М.: теория конкурентных стратегий (экономические и организационные источники сверхнормальной прибыли как результата реализации конкурентных преимуществ) [4, стр. 10-12].

Руководитель может быть образцом для подражания. Подчиненные могут перенимать его стиль работы, умение держаться, вести разговор, отношение к работе и даже манеру поведения. Это налагает на менеджера высокую ответственность. Очень важен постоянный контроль за своим поведением и внешним видом, постоянная работа над собой, преодоление собственных недостатков, развитие и закрепление положительных качеств.

Чаще всего властные люди чувствуют неудовлетворенность в работе, в поведении и действиях других людей, ожидая чего-то большего. Власть и лидерство – эти два понятия тесно связаны между собой. Лидеры используют власть как средство достижения целей.

Начнем с того, что лидер — это тот человек, который выделяется из группы. В каждом социуме есть свой ведущий и свои ведомые. И лидером выступает тот человек, за которым пойдут все остальные, потому что он знает направление, по которому нужно идти. В лидере персонифицируются групповые знания и интуиция, причудливым образом переплетая рациональное с иррациональным: его логический расчет базируется на интуитивном предчувствии, в каком направлении следует двигаться ведомой им группе. Лидера выделяет также харизматическая (притягательная для остальных) уверенность в своих силах и правильности выбранного им направления, для того чтобы привести группу к желаемой цели и достичь значимого результатах [4, стр. 87, 88].


Лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других, и благодаря своим деловым и личным качествам. Для организации лучшим является вариант сочетания этих видов лидерства в одном лице [2, стр. 236].

От личных качеств человека многое зависит: кем станет он в жизни, где найдет свое признание, какие люди его будут окружать, какую пользу он принесет в рабочем коллективе и среди своих друзей. Руководителем (менеджером) может стать любой человек, для этого ему необходимы лишь определенные знания, лидером же - не каждый. Чтобы быть лидером необходимы определенные черты характера, обладать рядом психологических, интеллектуальных, личностных качеств. Существует особый набор этих качеств – теория лидерских качеств. Рассмотрим некоторые группы лидерских качеств:

  • физические – это приятная внешность, рост, фигура, вес, голос, хорошее здоровье, энергичность и т.д.;
  • психологические – темперамент, амбициозность, властность, независимость, смелость, стремление к творчеству, мужество и др.
  • интеллектуальные – высокий уровень интеллекта (ум, логика, память, интуиция, эрудиция, чувство юмора);
  • личностные - деловые (организованность, инициативность, дисциплинированность, ответственность), личные – доброжелательность, тактичность, порядочность, честность, внимательность, коммуникабельность и пр.

Исследователи пытались сформировать один единственный список качеств, присущих лидерам, чтобы иметь возможность еще в раннем детве выявлять лидеров. Однако перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера [2, стр. 238].

Тема лидерства очень обширная, здесь обозначены главные моменты. Лидер – человек, которому легко адаптироваться в обществе, благодаря своим личностным качествам. К лидеру тянутся другие люди, некоторые стремятся быть похожими, некоторые настроены враждебно, потому что считают, что лидеру легко все дается. В каждой организации в руководстве есть лидер, в таком обществе работа успешно налажена, деятельность плодотворна и каждый член коллектива спокойно и уверенно, с большой отдачей выполняет свои обязанности. Организация обязательно добьется успехов, если во главе организации стоят целеустремленные, активные люди.