Файл: Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 583

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что финансовый менеджмент на предприятии играет огромную роль, служит приемом для повышения доходности и минимизации риска неплатежеспособности.

1.3 Финансовые риски предприятий

Проблема риска прямо или косвенно присутствует практически в любых сферах экономики; исключительно значима она и в области финансов. Хотя само понятие «риск» нередко вызывает у любого предпринимателя вполне понятное ощущение тревоги, он мирится с ним, как с неизбежным злом, сознавая, что безрисковых операций практически не бывает, а потому важно не то, есть риск или нет, а то, насколько правильно он оценен и какие меры предусмотрены в плане его элиминирования, снижения и страхования.

Риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределённости в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели [3;36].

Риск - это потенциальная опасность потери ресурсов или недополучении доходов по сравнению с запланированным уровнем или с альтернативным вариантом [3;36].

Для любой организации, какой бы сферой деятельности она не занималась, управление риском означает выявление, анализ и регулирование тех рисков, которые могут угрожать её имуществу и доходности.

Главная цель управления риском - обеспечить в худшем случае бесприбыльности работы фирмы. Для управления риском важно знать, какие именно виды рисков нужно учитывать; какими способами можно ими управлять; какой объём риска можно взять на себя [7;169]. Каждая компания характерна собственными предпочтениями, связанными с риском. На основе этого выявляются риски, которым она подвержена в процессе рыночной деятельности, определяется приемлемый уровень риска, и методы, как избежать потерь возникающих в результате действия конкретного риска.

На современном этапе к числу основных видов финансовых рисков предприятия относятся следующие: риск снижения финансовой устойчивости (или риск нарушения равновесия финансового развития), риск неплатежеспособности предприятия, инфляционный риск, процентный риск, валютный риск, депозитный риск, кредитный риск, налоговый риск, структурный риск [12] .

Защищая свои имущественные интересы, многие предприятия прибегают к услугам страховых компаний. Страхованием предусмотрена полная или частичная компенсация возможных потерянных доходов или непредвиденных расходов. Невыполнение договорных обязательств контрагентом или недополученные доходы по обстоятельствам, независящим от предпринимателя – наиболее частые причины страхования финансовых рисков [16;621].


Целью управления финансовым риском является снижение потерь, связанных с данным риском, до минимума. Потери могут быть оценены в денежном выражении, оцениваются также шаги по их предотвращению. Финансовый менеджер должен уравновесить эти две оценки и спланировать, как лучше заключить сделку с позиции минимизации риска [8;268].

В целом методы защиты от финансовых рисков могут быть классифицированы в зависимости от объекта воздействия на два вида: физическая защита, экономическая защита. Физическая защита заключается в использовании таких средств, как сигнализация, приобретение сейфов, системы контроля качества продукции, защита данных от несанкционированного доступа, наем охраны и т.д. Экономическая защита заключается в прогнозировании уровня дополнительных затрат, оценке тяжести возможного ущерба, использовании всего финансового механизма для ликвидации угрозы риска или его последствий. Кроме того, общеизвестны основные методы управления риском: уклонение, управление активами и пассивами, диверсификация, страхование, хеджирование [19;204].

1. Уклонение заключается в отказе от совершения рискового мероприятия. Но для финансового предпринимательства уклонение от риска обычно является отказом от прибыли. Оно включает в себя также поглощение и лимитирование. Поглощение состоит в признании ущерба и отказе от его страхования. К поглощению прибегают, когда сумма предполагаемого ущерба незначительно мала и ей можно пренебречь. Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора и т.п. [15;327].Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п. Виды лимитов: структурные лимиты, лимиты контрагента, лимиты открытой позиции, лимиты на исполнителя и контролера сделки, лимиты ликвидности.

2. Управление активами и пассивами преследует цель тщательной балансировки наличных средств, вложений и обязательств, с тем чтобы свести к минимуму изменения чистой стоимости. Теоретически в этом случае не возникает необходимости в отвлечении ресурсов для образования резерва, внесения страхового платежа или открытия компенсирующей позиции, т.е. применения иного метода управления рисками.

Управление активами и пассивами направлено на избежание чрезмерного риска путем динамического регулирования основных параметров портфеля или проекта. Иными словами, этот метод нацелен на регулирование подверженности рискам в процессе самой деятельности.


Очевидно, динамическое управление активами и пассивами предполагает наличие оперативной и эффективно действующей обратной связи между центром принятия решений и объектом управления. Управление активами и пассивами наиболее широко применяется в банковской практике для контроля за рыночными, главным образом валютными и процентными, рисками.

3. Диверсификация является способом уменьшения совокупной подверженности риску за счет распределения средств между различными активами, цена или доходность которых слабо коррелированны между собой (непосредственно не связаны). Сущность диверсификации состоит в снижении максимально возможных потерь за одно событие, однако при этом одновременно возрастает количество видов риска, которые необходимо контролировать. Тем не менее, диверсификация считается наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска. Таким образом, диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.

4. Наиболее важным и самым распространенным приемом снижения степени риска является страхование риска. По своей природе страхование является формой предварительного резервирования ресурсов, предназначенных для компенсации ущерба от ожидаемого проявления различных рисков. Экономическая сущность страхования заключается в создании резервного (страхового) фонда, отчисления в который для отдельного страхователя устанавливаются на уровне, значительно меньшем сумм ожидаемого убытка и, как следствие, страхового возмещения. Таким образом, происходит передача большей части риска от страхователя к страховщику. Страхование риска есть по существу передача определённых рисков страховой компании за определённую плату. Выигрышем в проекте является отсутствие непредвиденных ситуаций в обмен на некоторое снижение прибыльности.

Как метод управления риском страхование означает два вида действий: 1) обращение за помощью к страховой фирме; 2) перераспределение потерь среди группы предпринимателей, подвергшихся однотипному риску (самострахование) [9;302]. Крупные фирмы обычно прибегают к самострахованию, т.е. процессу, при котором организация, часто подвергающаяся однотипному риску, заранее откладывает средства, из которых в результате покрывает убытки. Тем самым можно избежать дорогостоящей сделки со страховой фирмой. Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию.


5. Хеджирование используется в банковской, биржевой и коммерческой практике. В отечественной литературе термин «хеджирование» применяется в широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах. Хеджирование предназначено для снижения возможных потерь вложений вследствие рыночного риска и реже кредитного риска. Хеджирование представляет собой форму страхования от возможных потерь путем заключения уравновешивающей сделки. Как и в случае страхования, хеджирование требует отвлечения дополнительных ресурсов. Совершенное хеджирование предполагает полное исключение возможности получения какой-либо прибыли или убытка по данной позиции за счет открытия противоположной или компенсирующей позиции. Подобная <двойная гарантия>, как от прибылей, так и от убытков, отличает совершенное хеджирование от классического страхования.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что очень важно знать все теоретические аспекты финансового механизма предприятия, т.к. на этом основывается вся работа и структура организации.

риск управление стратегия финансовый

2. Финансовый механизм предприятия ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»)

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»)

Сеть магазинов «Магнит» - одна из ведущих розничных сетей по торговле продуктами питания в России.

Розничная сеть «Магнит» работает для повышения благосостояния своих клиентов, предлагая им качественные товары повседневного спроса по доступным ценам. Компания ориентирована на покупателей с различным уровнем доходов. «Магнит» является лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. На 31 марта 2013 года сеть компании включала 7075 магазинов, из них: 6209 магазинов в формате «магазин у дома», 132 гипермаркета, 21 магазин «Магнит Семейный» и 713 магазинов «Магнит Косметик». Магазины розничной сети «Магнит» расположены в 1647 населенных пунктах Российской Федерации. Эффективный процесс доставки товаров в магазины возможен благодаря мощной логистической системе. Для более качественного хранения продуктов и оптимизации поставки их в магазины, в компании создана дистрибьюторская сеть, включающая 18 распределительных центров. Своевременную доставку продуктов во все магазины розничной сети позволяет осуществить собственный автопарк, который насчитывает 4448 автомобилей [5].


Сеть «Магнит» является одной из ведущих розничных компаний по объему продаж в России. Выручка компании за 2012 год составила 448,661.13 миллионов рублей. Кроме того, розничная сеть «Магнит» является одним из крупнейших работодателей в России. На сегодняшний день общая численность сотрудников превышает 180 000 человек. Компании неоднократно присуждалось звание «Лучший работодатель года». Основной целью ЗАО «Тандер» является извлечение прибыли. Общество имеет гражданские права, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами. [5]

Задачи компании:

• Стать мощной финансовой компанией, способной динамично развиваться без привлечения финансов и инвестиций извне.

• Применять новейшие технологии в деятельности компании.

• Создать команду профессионалов-единомышленников с эффективной структурой управления

• Сформировать корпоративную культуру компании

Уставный капитал общества составляет сто миллионов рублей. Он состоит из десяти миллиардов штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 0,01 рубля каждая. Органами управления общества являются общее собрание акционеров; единоличный исполнительный орган (генеральный директор, управляющая организация, или управляющий). Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества является ревизионная комиссия.

Предприятием разрабатывается бизнес-план, в котором содержится информация о деятельности на текущий финансовый год. Разрабатывается стратегия, рассчитываются планируемые доходы и расходы, источники поступления денежных средств, рынок сбыта продукции, распределение кредитных ресурсов и ожидаемой прибыли.

Рисунок 1.- Структура аппарата управления ЗАО «Тандер»

Как видно из рисунка 1 структура аппарата управления относится к линейно-функциональному типу. Данная структура имеет положительные и отрицательные стороны.

Положительными сторонами являются:

  • путем централизации на высшем уровне важнейших решений обеспечивается стратегическая направленность управленческого процесса, облегчается интеграция текущих задач;
  • за счет четкости и надежности коммуникаций появляется возможность без задержки доводить до исполнителей и реализовывать управленческие решения;
  • в результате предельной рациональности структуры исключается дублирование управленческих функций и тем самым достигается экономия затрат.