Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ
§1. Особенности управления конфликтом
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТА
§1. Сбалансированность социального взаимодействия как способ предупреждения конфликтов
§2. Предупреждение конфликтов посредством изменения собственного отношения к ситуации
§3. Способы и приемы влияния на оппонента в целях предупреждения конфликта
§5. Толерантность в конфликтной ситуации (по М. С. Миримановой)
Толерантность как фактор устойчивости системы, который может быть рассмотрен как ценность, установка и личностное качество, играет значительную роль в предупреждении конфликтных ситуаций, в которых личность может оказаться в тот или иной момент. Она также определяет действия личности в самом конфликте и в процессе его разрешения. Эффективность поведения толерантной личности в конфликтной ситуации в сравнении с интолерантной значительно выше, и это не удивительно. Толерантная личность отличается психологической устойчивостью — стрессоустойчивостью, конфликтоустойчивостью.
Например, в процессе общения толерантность проявляется в зрелой, самостоятельной позиции личности, имеющей собственные ценности и интересы. В этом случае индивид проявляет готовность защищать свое «Я» неконфликтными способами. Наряду с этим он с уважением относится к позициям и ценностям других людей, пусть даже оппонентов в конфликте, четко осознает объективные и субъективные трудности, возникающие в процессе общения, и своевременно на них реагирует.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многообразие понятий, используемых в области изучения конфликтов, отражает даже не столько неопределенность употребляемых терминов, сколько реальное разнообразие допустимых форм работы с конфликтами. В свою очередь, на практике явно различаются меры, направленные на предупреждение, «профилактику» конфликтности и собственно деятельность по управлению конкретными конфликтными ситуациями.
На основании изложенного в курсовой работе материала можно сделать ряд следующих выводов:
1) основателями учения о конфликтных отношениях в обществе выступают Гераклит, Сократ и Платон;
2) конфликт — это такое взаимодействие между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях;
3) причиной конфликтов являются: неадекватная самооценка и неадекватные представления людей; несоответствие социальных ролей; групповая дискриминация; ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
4) конфликты выполняют как позитивные, так и негативные функции;
5) конфликты классифицируют по разным основаниям;
6) конфликт как социальное действие дает ярко окрашенный негативный эффект. Но в тоже время он выполняет важную позитивную функцию. Конфликт служит выражению неудовлетворенности или протеста, информированию конфликтующих сторон об их интересах и потребностях;
7) понятие управление конфликтом включает процесс контролирования конфликта самими участниками или внешними силами. Данное понимание управления конфликтом распространяется на различные уровни его возникновения — от межгосударственного до межличностного, поскольку во всех случаях участники конфликта, столкнувшись с разногласиями по какому-либо вопросу, способны локализовать конфликт, ограничить его определенными рамками, не допуская его эскалации и тем самым управляя им;
8) особенности управления конфликтами определяются их спецификой как многоаспектного социального явления. Главными принципами управления конфликтом являются: принцип компетентности, принцип сотрудничества и компромисса;
9) управление конфликтом включает: симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение;
10) предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их;
11) выделяют следующие основные технологии предупреждения конфликта: сбалансированность социального взаимодействия как способ предупреждения конфликтов; предупреждение конфликтов посредством изменения собственного отношения к ситуации; способы и приемы влияния на оппонента в целях предупреждения конфликта; влияние инициального коммуникативного поведения на возникновение конфликтной ситуации (по А. П. Егидесу); толерантность в конфликтной ситуации (по М. С. Миримановой).
Практические рекомендации по поведению личности в конфликтной ситуации:
1) сдерживайте отрицательные эмоции! Помните, что именно улыбка стирает их с лица;
2) проявляйте выдержку и спокойствие в конфликтной ситуации;
3) не втягивайте посторонних людей в конфликт;
4) не угрожайте оппоненту;
5) не стремитесь господствовать в общении. Будьте диалогичны;
6) применяйте конфликт как теоретическую возможность выхода на новый уровень задач и взаимоотношений;
7) обсуждайте проблему с точки зрения нужд и потребностей каждого;
8) следуйте правилам продуктивного слушания;
9) думайте не только о том, что сказать, но и о том, как это сказать. Пользуйтесь тактикой вопросов;
10) ищите добрые намерения за фасадом недоброго поведения;
11) создавайте взаимоотношения на равных – «власть с», а не «власть над»;
12) пользуйтесь «тактикой салями», разбейте проблему на более мелкие и «удобоваримые» куски;
13) владейте разными стратегиями поведения в конфликтной ситуации. Используйте оптимальный для конкретного случая стиль;
14) помните об «эффекте трех Д»: добросовестность, доброжелательность, доступность в общении;
15 прощайте себя и других;
16) конфликт лишь маленький «кусочек социальной жизни». Отведите ему должное место. Будьте готовы общаться с тем, с кем еще вчера вы были в конфликте[5].
Работа и профилактика по предупреждению конфликтов должна проводиться руководителями, ведущими специалистами и членами коллективов, психологами и конфликтологамы по следующим основным направлениям: создание условий, способствующих профилактике деструктивных конфликтов, оптимизация организационно-управленческих решений; управление компетенцией работников; устранения социально-психологических и личностных причин конфликтов. Управление компетенцией, хотя и являются составной частью управленческой деятельности, но выделяется в отдельное направление из-за его особой важности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие - 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
2. Анцупов А. Я. Системная концепция конфликтов // Мир психологии, 2005. - № 2.
3. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
4. Козырев Г. И. Основы конфликтологии: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 320 с.
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – 2-е изд. - М.: Дело, 2005. – 800 с.
6. Московичи С. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2007. – 592 с.
7. Платонов Ю. П. Социальная психология поведения: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
8. Свеницкий А.Л. Социальная психология: учебник. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 336 с.
9. Социальная психология: курс лекций / В.Г. Крысько. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.
10. Социальная психология: конспект лекций / Мельникова Н.А. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
11. Ядонист А. Л. Предупреждение конфликтов // Рынок труда Алтая, 2008. - № 1.
-
Социальная психология: курс лекций / Крысько В.Г. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. С. 307. ↑
-
Социальная психология: курс лекций / Крысько В.Г. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. С. 309. ↑
-
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. – 2-е изд. - М.: Дело, 2005. С. 759. ↑
-
Социальная психология: курс лекций / Крысько В.Г. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. С. 321. ↑
-
Ядонист А. Л. Предупреждение конфликтов // Рынок труда Алтая, 2008. - № 1. С. 77-78. ↑