Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ
§1. Особенности управления конфликтом
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТА
§1. Сбалансированность социального взаимодействия как способ предупреждения конфликтов
§2. Предупреждение конфликтов посредством изменения собственного отношения к ситуации
§3. Способы и приемы влияния на оппонента в целях предупреждения конфликта
§5. Толерантность в конфликтной ситуации (по М. С. Миримановой)
ВВЕДЕНИЕ
Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена, тем, что факт конфликта, как неотъемлемой части жизнедеятельности фирмы и каждого человека на сегодняшний день является общепризнанным. Однако не каждая конфликтная ситуация, возникающая между индивидуумами, непременно завершается конфликтом. Конфликт можно приветствовать, если он выступает как источник развития личности, ее морального закаливания, высвечивает гуманистические ценности, способствует сплочению коллектива. Но следует избегать конфликтов, которые разрушают формальные и неформальные отношения, приводят к психологическому дискомфорту в общении. Деструктивный характер аналогичных конфликтов не способствует преодолению противоречий. Вот почему, зная о таких возможностях протекания конфликта, разумно стремиться уменьшить рамки проявления его деструктивных функций, предупредить возникновение нежелательных конфликтных ситуаций.
Уметь предупреждать конфликты – значит обладать культурой общения, владеть собой, выражать уважение к личности другого человека, виртуозно использовать психологические методы воздействия.
Предупреждать конфликты допустимо и с помощью различных специальных технологий.
Технология предупреждения конфликтов - это совокупность знаний о способах, средства, приемы воздействия на конфликтную ситуацию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, в результате которых устраняются имеющиеся противоречия.
Таким образом, можно понять, что проблема управления поведением в конфликтных ситуациях очень актуальна в современных условиях и требует более детального изучения.
Степень изученности темы. В отечественной психологической науке проблемы, связанные с конфликтами стабильно находятся в центре внимания многих ученых: психологов, социологов, представителей других общественных наук.
Теоретическую основу курсовой работы составили труды российских ученых: Анцупова А.Я, Баклановского С.В, Гришиной Н.В, Крысько В.Г, Мельниковой Н.А, Петрушина В. И., Столяренко Л.Д. и др.
Признавая важность вклада этих и многих других ученых в разработку проблемы изучения психологии конфликта надо отметить недостаточную ее разработанность.
Цель курсовой работы – изучить понятие конфликта и сущность управления поведением в конфликтных ситуациях.
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
1) охарактеризовать понятие конфликта;
2) изучить управление конфликтом;
3) рассмотреть технологии предупреждения конфликтов.
Объектом в курсовой работе являются общественные отношения, связанные с предупреждением конфликтов, а предмет составляют технологии предупреждения конфликта.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: изучение научной литературы; анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики.
Практическая значимость – результаты данного исследования могут применяться в учебной практике.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА
Отношения, складывающиеся между людьми не всегда являются идеальными. Весьма часто они могут носить конфликтный характер. В связи с этим возникла особая отрасль социальной психологии, получившая название конфликтологии.
Основоположниками учения о конфликтных отношениях в обществе являются Гераклит, Сократ и Платон. Позднее к ним стали относить и Гегеля с его теорией о противоречиях и борьбе противоположностей.
Современная конфликтология стала более интенсивно развиваться в начале XX в. в области социологии. Ее проблематикой занимались такие ученые как, Г. Зиммель, Л. Гумилович, Л. Смелли, У. Самнер, а в 1950-е гг. — Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Хорни и др. Западные специалисты в течение этого времени создали как крупные теории конфликта (в рамках социологии, психоанализа, собственно конфликтологии), поясняющие природу, сущность и содержание этого феномена, так и менее значительные (главным образом «инструментального» характера), уделяющие преимущественное внимание изучению особенностей поведения людей в конфликте и специфике его протекания.
В конце прошлого столетия исследовать последний стали и отечественные социологи и психологи А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.Г. Здравомыслов, Н.Н. Обозов, Т.Г Сулимо-ва, А.И. Шипилов и др.
Конфликт — это такое взаимодействие между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях[1].
Конфликт возникает только тогда, когда имеет место взаимное противодействие участвующих в нем сторон, сопровождаемое наивысшей степенью выражения внутри и межличностной напряженности их переживаний. В прочих случаях происходит либо разрешение конфликтной ситуации, либо уход от конфликта. Конфликт, кроме того, связан с ухудшением взаимоотношений, утратой взаимопонимания и доверия между людьми, понижением социально-психологического климата в коллективе и в обществе в целом. Конфликты глубоко задевают интересы его участников, вызывают у людей сильное чувство обиды и эмоциональный стресс.
Различают следующие причины возникновения конфликта:
1) неадекватная самооценка и неадекватные представления людей.
У любого человека формируется свой «я-образ», и его стабильность служит предпосылкой последовательности и постоянства поведения. В соответствии с «я-образом», который представляет собой набор представлений о себе, индивид строит свои отношения с окружающими его людьми, осуществляет самооценку и определенным образом относится к другим людям. Если какая-либо информация не соответствует его «я-образу», то человек может пренебрегать этой информацией, даже в том случае если она объективна, и наоборот, соглашаться с ошибочными или ложными данными, если они соответствуют «я-образу».
При объективной оценке себя и своих возможностей реакция на справедливую критику обычно бывает правильной, а при завышенной самооценке воспринимается как оскорбление или замечание, что в итоге приводит к конфликту. При заниженной самооценке критика также чревата конфликтами, к чему также добавляются глубокие внутриличностные переживания самого субъекта.
В аналогичных случаях включаются необходимые механизмы защиты своего «я-образа», которые затрудняют восприятие критических замечаний. Неадекватное представление о себе формирует психологические барьеры и порождает конфликтное поведение.
Значительная часть конфликтов случается и из-за неверно полученной или понятой информации человеком о самом себе или из-за неспособности эту информацию получить. Также к причине, связанной с «я-образом», относится и неумение понять другого человека, неспособность оценить чувство его собственного достоинства или иллюзорные представления о его индивидуально- и социально-психологических особенностях, предвзятость и предубежденность одного человека в отношении другого и т.д.
2) несоответствие социальных ролей.
С одной стороны, перераспределение ролей в обществе, группе не всегда происходит спокойно и порой становится источником конфликтов. С другой стороны, причиной конфликта может стать несовместимость ролей, которые необходимо выполнять индивиду в данный момент. Например, даже при нормальных отношениях с родителями подростки не терпят их присутствия в компании своих сверстников. В конце концов, различные представления двух или более индивидов о содержании одной и той же роли, выполняемой одним из них, также приводят к конфликту;
3) групповая дискриминация.
В соответствии с теорейи социальной идентичности американские психологи Г. Тэджфел и Дж. Тернер доказали универсальность и неизбежность групповой дискриминации, которая представляет собой деление на «своих» и «чужих», приводящее к пренебрежительному отношению к «чужим» и к оправданным поэтому нападкам на них;
4) ограниченность ресурсов, подлежащих распределению.
Под ресурсами понимается произвольный объект конфликта. Объективные причины тогда становятся источниками конфликта, когда они запрещают личности или группе реализовывать свои потребности, задевают личные или групповые интересы, ограничивают их деятельность и поведение. Реакция человека или группы в данном случае зависит от социальной развитости личности или группы, от действующих у них или в обществе норм и правил взаимоотношений, от уровня притязаний, от значимости для индивида или группы поставленных целей.
Конфликты обычно выполняют позитивные и негативные функции[2].
Позитивными функциями конфликтов являются:
1) разрядка напряженности между конфликтующими сторонами (конфликт содействует установлению лучшего взаимопонимания между людьми, но это становится возможным только при социальном контроле за ходом конфликта);
2) информационная и связующая функции (люди могут проверить и лучше узнать друг друга);
3) сплочение и структурирование организаций (противоборство с внешним врагом, преодоление общих трудностей поддерживает организованность общих действий людей в группе);
4) стимулирование к изменениям и развитию (конфликты могут заставить людей искать новые пути и доводы в отстаивании своих позиций, достижении лучших результатов во взаимодействии);
5) снятие синдрома покорности (при развитии конфликта люди начинают высказывать мысли, которые до этого скрывали, что позволяет глубже понять ситуацию, проработать варианты решения проблем);
6) диагностическая функция (при активизации действий каждая сторона объединяется вокруг общих интересов, выявляются противники, и конфликт может быть быстрее разрешен).
Негативными функциями конфликта являются:
1) значительные эмоциональные и материальные затраты на разрешение конфликта;
2) вывод из коллектива, группы, увольнение сотрудников, снижение производительности труда или обучения, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, группе;
3) сокращение степени сотрудничества между сторонами в будущем или полное прекращение такового;
4) завышенное восприятие своей группы, коллектива по отношению к иным группам, представление о других группах как о врагах;
5) утверждение духа конфронтации в организации, группе или обществе в целом, придание большего значения борьбе и победе в конфликте, чем решению истинных проблем.
Конфликты классифицируют по различным основаниям.
1. В зависимости от способа разрешения конфликты бывают:
- антагонистическими, которые предполагают способы их разрешения в виде разрушения структур всех конфликтующих сторон, кроме одной, или полного отказа всех конфликтующих сторон, кроме одной, от стремления достичь своих целей;
- компромиссными, которые допускают несколько вариантов разрешения за счет взаимного изменения целей участников конфликта, выбора способов решения, изменения сроков реализации поставленных задач, изменения условий взаимодействия и т.д.
2. В зависимости от природы возникновения конфликты делятся:
- на социальные, которые представляют собой высшую стадию развития противоречий в системе отношения людей, социальных групп, социальных институтов, характеризующихся усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов, которые подразделяются на: межгосударственные, национальные, этнические, межнациональные;
- организационные, которые протекают в рамках предприятий, организаций и их подразделений и являющиеся следствием организационного регламентирования деятельности личности: функционального закрепления за работниками прав и обязанностей, внедрения формальных структур управления, распределительных отношений в организациях и т.д.;
- эмоциональные или личностные, которые вызываются чувством зависти, антипатии, обусловлены быстрой реакцией индивида на ущемление его интересов.
3. В зависимости от направления воздействия конфликты делятся:
- на вертикальные, которые предполагают взаимодействие субъектов вертикального подчинения: руководитель - подчиненный, предприятие - вышестоящая организация;
- горизонтальные, которые предполагают взаимодействие равных по иерархической власти субъектов.
4. В зависимости от преобладания последствий для участников конфликты бывают:
- конструктивными, которые в качестве своих последствий имеют преимущественно позитивные функции для группы, личности: сплочение коллектива, выработки новых решений сложных задач и т.д.;
- деструктивными, которые ведут преимущественно к разрушению организаций, в которых они происходят.
5. В зависимости от степени выраженности делятся:
- на открытые, которые характеризуются открытым столкновением оппонентов;
- скрытые, при которых отсутствуют враждебные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия;