Файл: Функции менеджмента (Понятие функции менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Сегодня наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике - от административно-командной системы к рынку. Такие изменения в обществе, в экономике, во всем нашем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения нас самих.

Важная часть этого изменения, как показывает мировой опыт - постижение науки и искусства менеджмента.

Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Системa менеджмента – это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения.

Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Цель данной работы раскрытие основных функций менеджмента.

В задaчи входит раскрытие реализации основных функций менеджментa: планирования, организации, стимулирования, мотивации и контроля.

Глава 1. Понятие функции менеджмента

Функция – широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и др. науках.

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Процесс менеджментa – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.


Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта упрaвления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Анри Файоль[1] разработчик теории административного управления в начале 20 века выделил 5 исходных функций административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

Важно понять, что Файоль имел в виду под этими функциями:

1. Планирование - это прогнозирование и подготовка к будущему. Неспособность планировать означает некомпетентность менеджера.

2. Организация - это обеспечение бизнеса всем необходимым для функционирования (оборудование, материалы, финансирование, люди), причём важнейшим элементом здесь является учебная подготовка менеджера.

3. Командная деятельность - средство выполнения организационной работы; в ограниченной своей сути это - управление подчиненными.

4. Координация - гармонизация деятельности для достижения успеха.

5. Контроль - проверка и надзор за тем, чтобы сё шло так, как запланировано.

Предвидеть - изучать будущее, устанавливать программу действий. Организовывать – строить двойной организм предприятия (материальный и социальный). Распоряжаться – приводить в действие персонал предприятия. Согласовывать – связывать, объединять, сочетать все действия и усилия.

Контролировать - наблюдать, что бы всё происходило по установленным правилам и отданным распоряжениям.

Постановка

задачи

(определение

цели)

Выбор методов управления

Принятие решения

Анализ и оценка

результатов

решения

Контроль за исполнением

и корректировка

решения

Организация,

координация и

корректировка

решения

Схема 1. Цикл управления

В течение 20 столетия содержание функций и название некоторых претерпело существенные изменения в сравнении с теми, которые приведены в работах А. Фойля. Это обусловлено изменениями в экономике и социальной структуре общества.


Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

Основные функции являются основополагающими всего процесса менеджмента, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников. Они изучаются специальными дисциплинами:

- товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными и социально - экономическими процессами.

Основными функциями менеджмента являются:

Глава 2. Основные функции менеджмента

Предвидение – прогнозирование, целеполагание, стратегическое планирование.

Прогнозирование – это предвидение результатов деятельности предприятия.

Целеполагание - это постановка и формирование целей в соответствии с потребностью общества в производимой предприятием продукции (услугах), в обеспечении ресурсообеспеченности целей и реализуемости.

Цели – это конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллективв процессе своей деятельности.

Цели могут б ыть различ ные: эконо мические, со циальные, м аркетингов ые и др.

Социально-экономические и в особе нности про изводствен но-хозяйст венные систе мы являютс я многоцеле выми.

Основная з адача мене джеров – доб иться реал ьных конеч ных результ атов деяте льности. Ме неджеры до лжны прави льно опреде лить, уясн ить свои це ли, постав ить цели персо налу с тем, чтоб ы определит ь и уточнит ь исходные д анные, выяс нить сильн ые и слабые сторо ны системы и эффе ктивно их ис пользовать.

Менеджер до лжен посто янно контро лировать це ли и резул ьтаты их дост ижения. В про цессе упра вления осу ществляетс я постоянн ый процесс со гласования и о пределение вз аимного соот ветствия це лей и резу льтатов.

Схема 2. Ос новные фун кции управ ления

2.1. Планирование

Функция пла нирования я вляется но мером один в ме неджменте. Ре ализуя её, пре дпринимате ль или упр авляющий н а основе г лубокого и всесторо ннего анал иза положе ния, в которо м в данный мо мент наход ится фирма, фор мулирует сто ящие перед не й цели и з адачи, разр абатывает стр атегию дейст вий, соста вляет необ ходимые пл аны и прогр аммы. Сам про цесс планиро вания позво ляет более чет ко формулиро вать целев ые установ ки организ ации и испо льзовать с истему пок азателей де ятельности, необ ходимую дл я последую щего контро ля результ атов. Кроме то го, планиро вание обес печивает бо лее четкую коор динацию ус илий структур ных подраз делений и т аким образо м укрепляет вз аимодейств ие руковод ителей раз ных служб ор ганизации. А это з начит, что п ланирование — это не прерывный про цесс изуче ния новых путе й и методо в совершенст вования де ятельности ор ганизации з а счет выя вленных воз можностей, ус ловий и фа кторов. Сле довательно, п ланы не до лжны носит ь директив ного характер а, а менят ься в соот ветствии с ко нкретной с итуацией.


По своей сут и, функция п ланировани я отвечает н а три осно вных вопрос а:

Где мы нахо димся на д анное врем я? Руковод ители долж ны оценить сильные и с лабые сторо ны организ ации в так их важных отр аслях, как ф инансы, мар кетинг, про изводство, н аучные исс ледования и р азработки, тру довые ресурс ы. Все это осу ществляетс я с целью о пределения, че го может ре ально добит ься организ ация.

Куда мы хот им двигатьс я? Оценивая воз можности и у грозы в окру жающей сре де, такие, к ак конкуре нция, клие нты, закон ы, политичес кие фактор ы, экономичес кие услови я, техноло гия, снабже ние, социа льные и ку льтурные из менения, ру ководство о пределяет, что мо жет помешат ь организа ции достиже нию этих це лей.

Как мы соб ираемся это с делать? Ру ководители до лжны решит ь как в об щих чертах, т ак и конкрет но, что до лжны делат ь члены ор ганизации, чтоб ы достичь в ыполнения це лей организ ации.

Планирование — это о дно из сре дств, с по мощью которо го руководст во обеспеч ивает единст венное напр авление ус илий всех ч ленов орга низации дл я достижен ия её обще й цели.

В зависимост и от содер жания целе й и задач мо жно выделит ь следующие фор мы планиро вания и ви ды планов:

Формы план ирования: - перспективное

-среднесрочное

- текущее (б юджетное, о перативное)

Виды плано в:

1. В завис имости от со держания хоз яйственной де ятельности: п ланы произ водства, п ланы сбыта, м атериально-те хнического с набжения, ф инансовый п лан, план ре кламной работ ы, план по НОТ и др.

2. В завис имости от стру ктуры фирм ы: план работ ы предприят ия, секции, ф илиала, от дела.

Планирование пре дполагает обос нованный в ыбор целей, о пределение по литики, разр аботку мер и меро приятий, в ыбор методо в достижен ия целей.

В зависимост и от напра вленности и х арактера р ассматривае мых задач р азличают тр и вида пла нирования: стр атегическое и ли перспект ивное; среднесрочное и т актическое и ли текущее.

Стратегическое п ланирование ор иентировано н а продолжите льное сущест вование пре дприятия и о хватывает сро к 10-20 лет. О но предусм атривает р азработку об щих целей ф ирмы на перс пективу, о пределяет про грамму раз вития, содер жание и пос ледователь ность осущест вления меро приятий по дост ижению пост авленных це лей с учето м средств и обес печения необ ходимыми ресурс ами. Страте гический п лан должен обос новываться об ширными исс ледованиям и и фактичес кими данны ми. Чтобы эффе ктивно кон курировать в се годняшнем м ире бизнес а, фирма до лжна посто янно заним аться сборо м и анализо м огромного ко личества и нформации об отр асли, рынке, ко нкуренции и дру гих фактор ах.


Поскольку в ус ловиях сти хийного раз вития рынк а выражение п ланов в ко личественн ых показате лях невозмо жно, планы в ыражаются в к ачественны х показате лях в виде про гнозов и про грамм. На и х основе осу ществляетс я координа ция перспе ктивных на правлений р азвития фир мы с учето м потребносте й и ресурсо в.

Стратегическое п ланирование осу ществляетс я в виде:

- долгосроч ных планов: г де показате ли прошлого пер иода по принципу«будущее будет луч ше прошлого» прет воряются в про граммы дейст вий, бюджет ы, планы пр ибылей с о пределение м отклонен ий фактичес ких показате лей от зап ланированн ых.

- стратегичес ких планов: по казатели р азвития фир мы на буду щий период р азрабатыва ются с учето м научного обос нования проб лем, с котор ыми может сто лкнуться ф ирма. Здес ь перспект ивы и цели с вязаны меж ду собой д ля выработ ки стратег ии.

Стратегические п ланы должн ы быть разр аботаны та к, чтобы не то лько остав аться целост ными в тече ние длител ьных перио дов времен и, но и быт ь достаточ но гибкими, чтоб ы при необ ходимости мо жно было осу ществить и х модифика цию и переор иентацию.

Некоторые ор ганизации, к ак и индив иды, могут дост ичь опреде ленного уровня успе ха, не затр ачивая бол ьшого труд а на форма льное план ирование. Бо лее того, стр атегическое п ланирование с амо по себе не г арантирует ус пеха. Орга низация, соз дающая стр атегические п ланы, может потер петь неудачу из-з а ошибок в ор ганизации, мот ивации и ко нтроле.

Планирование мо жет создат ь ряд важн ых и часто су щественных б лагоприятн ых факторо в для орга низации. Со временный те мп изменен ия и увеличе ния знаний я вляется насто лько больш им, что стр атегическое п ланирование пре дставляетс я единстве нным способо м формально го прогноз ирования бу дущих проб лем и возмо жностей. Стр атегическое п ланирование д ает основу д ля приняти я решения. П ланирование с пособствует с нижению рис ка при при нятии реше ния. Планиро вание, пос кольку оно с лужит для фор мулировани я установле нных целей, по могает соз дать единст во общей це ли внутри ор ганизации.

Для страте гического п ланировани я характер ны следующ ие положен ия.

1. Небольшо й плановый от дел (менее 6 че ловек) кор порации до полняется п ланирование м на низши х уровнях.

2. Возраст фу нкции план ирования д аже в наибо лее крупны х корпорац иях насчит ывается ме нее десяти лет.