Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
1.1 Понятие, сущность производственных запасов
1.2 Регулирование учета запасов
ГЛАВА 2 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ В ООО «СПОРТ-КУЛЬТ»
2.1 Синтетический и аналитический учет производственных запасов в ООО «Спорт-культ»
2.2 Учет расчетов с поставщиками в ООО «Спорт-культ»
2.3 Направления совершенствования бухгалтерского учета производственных запасов в организации
Таблица 2 – Выявление недостач при приемке материальных запасов
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1 |
2 |
3 |
Предъявление претензии сверх норм естественной убыли |
76 |
60 |
НДС по недостающим материалам |
19 |
60 |
На расчетный счет поступила сумма возмещенной претензии |
51 |
76 |
Списание неудовлетворенных претензий по истечению срока исковой давности |
91 |
76 |
Возврат поставщику некачественных материалов |
60 |
10 |
Предъявление претензии поставщику после оприходования материалов |
76 |
10 |
Отражение недостачи и потери от порчи ценностей в пределах норм естественной убыли |
94 |
60 |
Безвозмездное поступление материальных запасов от других лиц учитывается по рыночной стоимости на счете 98 «Доходы будущих периодов». Стоимость безвозмездно поступивших материалов изначально отражается в составе доходов будущих периодов по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Материалы, поступающие как безвозмездная помощь, принимаются к учету по рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Суммы, учтенные в составе доходов будущих периодов, списываются по дебету этого счета (98) в состав прочих доходов, т.е. в кредит субсчета 91 «Прочие доходы и расходы» с последующим списанием в состав прибыли в размерах сумм фактической стоимости материалов, использованных на производство продукции, работ, услуг (таблица 3).
Таблица 3 – Безвозмездное поступление материальных запасов от других лиц
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1 |
2 |
3 |
Безвозмездное поступление материалов от других лиц |
10 |
98 |
НДС, выделенное в документах по безвозмездному получению материалов |
19 |
98 |
Зачет НДС |
68 |
19 |
Отпуск материалов в производство |
20,23 |
10 |
Таким образом, рассмотрены и представлены на практических данных всевозможные варианты поступления материальных запасов. Видно, что источников поступления существует достаточное количество, отличающееся разнообразием. Однако надо помнить о методах и приемах учета в конкретном из случаев и на конкретном предприятии.
2.2 Учет расчетов с поставщиками в ООО «Спорт-культ»
Поставщик – это предприятие, поставляющее данному предприятию товарно-материальные ценности, электроэнергию, газ, пар, воду и так далее. Подрядчики отвечают перед предприятием за выполнение строительно-монтажных работ, за наладочные, научно-исследовательские и другие работы.
В основном предприятия рассчитываются со своими поставщиками и подрядчиками по средствам безналичных расчетов. Безналичные расчеты производятся за счет средств, имеющихся на расчетном счете и за счет кредитов банков. Все платежи осуществляются с согласия плательщика, за исключением тех случаев, установленных законодательством. Плательщик имеет право отказаться от акцепта на законных основаниях.
Для осуществления платежей (перечисления денежных средств с расчетного счета) применяется определенная очередность. В первоочередном порядке перечисляются налоги в бюджет, оплата электроэнергии, заработная плата, а затем производятся отчисления поставщикам в порядке поступления документов. Списание средств со счетов плательщика производится на основании первого экземпляра платежного поручения, на котором стоят подписи руководителя, главного бухгалтера и перечень предприятий. В банковских документах не допускается наличие никаких исправлений, помарок и так далее.
Расчетные документы должны иметь следующие обязательные реквизиты:
- Наименование расчетного документа, его номер, дата;
- Номер и наименование банка плательщика;
- Наименование плательщика, номер его счета в банке, учетный номер налогоплательщика;
- Наименование получателя средств, номер его счета и наименование банка, назначение и сумма платежа (цифрами и прописью).
Поставщик, отгружая продукцию, товары, материалы, должен выписать сопроводительный товарный документ – товарно-транспортную накладную, счет-фактуру или счет.
Поставщик также должен выписать платежное требование-поручение, которое обязует покупателя оплатить (на основании направленных ему расчетных и отгрузочных документов) стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ и оказанных услуг.
Срок, в течение которого плательщик должен представить в банк акцептованное платежное поручение-требование, определяется сторонами в договоре. При отказе плательщика от проведения оплаты (полностью или частично) плательщик уведомляет о своем решении свой банк, который возвращает поставщику требование-поручение с извещением об отказе от оплаты. Либо уведомляется непосредственно поставщик. Отказ от оплаты возможен при получении покупателем некачественного товара, несоответствии заказанных товарно-материальных ценностей предъявленным, досрочного завоза и др.
Возможна и другая форма расчетов за товары и услуги. Плательщик может на основании сопроводительных документов поставщика и фактического получения материалов, товаров сам выписать от своего имени платежное поручение на оплату, и банк плательщика списывает деньги с расчетного счета плательщика и переводит их в банк поставщика. Данная форма исключает несоответствия поставок и ускоряет расчеты между поставщиками и покупателями.
Информация о расчетах за получение товарно-материальных ценностей, выполненные работы, оказанные услуги, за получение, но неотфактурованные материалы, за материальный ценности, поступившие в размере сверх нормы, за услуги по перевозкам, а также информация о выданных авансах под поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ и оказание услуг отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Этот счет является синтетическим активно-пассивным.
К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в ООО «Спорт-культ» в рабочем плане счетов открыты следующие субсчета:
60/1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками, обеспеченные векселями» (на этом субсчете учитываются суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями; по кредиту счета отражается выдача векселя за полученные товары, работы, услуги);
60/2 «Расчеты с подрядчиками по объектам капитальных вложений» (отражаются расчеты с подрядчиками, связанные с приобретением основных средств, нематериальных активов);
60/3 «Расчеты по авансам, выданным подрядчикам за работы, услуги» (на субсчете ведется учет расчетов с подрядчиками по выданным им авансам под выполнение работ, услуг);
60/4 «Расчеты по авансам, выданным за товары» (отражаются расчеты с поставщиками по выданным им авансам под поставку материальных ценностей);
60/5 «Прочие расчеты» и др.
При ведении учета в организации по полной журнально-ордерной форме расчеты с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере №6. Журнал-ордер №6 ведется по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетами: 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 76 (субсчет 3 «Расчеты по претензиям») и др.
В журнале-ордере №6 одновременно ведется и синтетический и аналитический учет. В субконто по счету 60/1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками материально-производственных запасов» можно увидеть движение материальных запасов в разрезе поставщиков.
Журнал-ордер №6 ведется в организации линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками по каждому документу. В сводном журнале в течение месяца в разрезе поставщиков ведется аналитический учет расчетов по каждому факту поступления материалов (или оказания услуг, или выполнения работ).
В журнале-ордере (ведомости) за определенный месяц по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражается учет по видам полученных материалов и признанных услуг, также видна корреспонденция счетов со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В конце месяца после всех записей в журнале-ордере №6 подсчитывают итоги, оформляется сводный учетный регистр «Анализ расчетов за период по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Выводится сальдо по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», которое должно равняться остатку по этому счету в Главной книге, а в аналитическом учете – суммам по платежным документам, которые не были оплачены или списаны.
Покупатели товаров, работ, услуг обязаны вести журнал учёта получаемых от поставщиков первичных учётных, платёжных и расчётных документов, в котором указаны реквизиты по НДС.
Материальные ценности собственного производства отражаются в журнале-ордере №10 или 10/1, а приобретенные у подотчетных лиц – в журнале-ордере №7.
Для системного учета операций по приобретению материалов, за произведенные подрядчиками работы и оказанные услуги и расчетов с поставщиками и подрядчиками при упрощенной форме применяется ведомость учета расчетов с поставщиками формы № В-7, а при покупке ценностей через подотчетных лиц – ведомость формы №В-5. Возврат материалов из производства отражается в ведомости формы № В-3.
По кредиту счета 60 отражается задолженность по приобретаемым ценностям, принятым работам или потребленным услугам с учетом налога на добавленную стоимость:
Д-т сч.10 «Материалы» (сч. 08 «Вложения во внеоборотные активы», сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», сч. 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», сч. 41 «Товары», сч. 20 «Основное производство», сч. 26 «Общехозяйственные расходы» и др.);
К-т сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на стоимость принимаемых к учету поступивших ТМЦ, принятых работ, услуг.
Одновременно:
Д-т сч.19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»;
К-т сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на сумму НДС, выделенную поставщиками в первичных учетных документах.
Суммы, перечисленные поставщикам и подрядчикам в счет погашения задолженности либо в счет аванса, учитываются по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:
Д-т сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
К-т сч.51 «Расчетные счета» (сч.52 «Валютные счета») – на суммы, оплаченные поставщикам и подрядчикам.
Возврат поставщиками ранее полученных ими и неиспользованных авансовых платежей отражается проводкой:
Д-т сч.51 «Расчетные счета» (сч.52 «Валютные счета»);
К-т сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В учете записи по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» производятся согласно расчетным документам поставщика в пределах сумм акцепта исходя из фактически поступившего количества ценностей.
В случаях, когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при его приемке на складе обнаружилась недостача, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму недостачи кредитуется в корреспонденции с дебетом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Аналогичные проводки составляются и в тех случаях, когда сначала счет акцептуется, а впоследствии в товаро-сопроводительных документах обнаруживаются несоответствие цен, обусловленных договором, или арифметические ошибки:
Д-т сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
К-т сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» – отнесение сумм претензий, выявленных при приемке продукции, товаров (работ, услуг), на уменьшение задолженности перед поставщиками и подрядчиками;
Д-т сч.60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
К-т сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – погашение задолженности поставщикам путем зачета встречных требований при взаимных расчетах;
В бухгалтерском учете составляются бухгалтерские записи для учета задолженности поставщикам и подрядчикам, отраженные в таблице 4.
Таблица 4 - Учета задолженности поставщикам и подрядчикам
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
1 |
2 |
3 |
Поступили от поставщика товарно-материальные ценности |
10 |
60 |
Поступили от поставщика основные средства |
07, 08 |
60 |
Поступили нематериальные активы |
04 |
60 |
Отражена задолженность по доставке, погрузке, выгрузке материальных ценностей |
10, 41, 20, 44 |
60 |
Установлена недостача, бой, брак ценностей, арифметические ошибки при приемке груза |
76/3 |
60 |
Сумма НДС, подлежащая оплате поставщикам |
19 |
60 |
Задолженность подрядчиком за строительные, монтажные, научно- исследовательские работы |
08 |
60 |
Оплачены счета поставщиков, включая предварительную оплату |
60 |
51, 52, 55 |
Зачет взаимных требований |
60 |
62, 67 |